Тайный брак (МАМТ 21.09.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 21.09.2014

Место: МАМТ, Малая сцена

Состав:

  • Паолино – Томас Баум
  • Джеронимо – Илья Варанкин
  • Граф Робинзон – Илья Лапич
  • Элизетта – Надежда Мейер
  • Каролина – Евгения Селина
  • Фидальма – Ирина Габдрахманова
  • Дирижер – Тимур Зангиев
«Тайный брак» в МАМТ, Малая сцена, 21 сентября 2014

Больше фотографий

Два отличных студенческих спектакля за выходные: музыкально-драматический «Легкое дыхание» Наталии Анастасьевой-Лайнер и полноценная оперная постановка «Тайный брак» Игоря Ясуловича, известного актёра, ныне также режиссёра и педагога. Вступительное слово взял Александр Титель, а у Игоря Николаевича был спектакль в ТЮЗе, откуда он приехал аккурат к поклонам.

Постановка Ясуловича искрометна и легкокрыла. Действие нашпиговано решениями ситуаций и взаимоотношений при помощи театральных средств. Ассортимент огромен — танцевальные па, изящно решенная постельная сцена, неустойчивые положения, переворот сценического пространства, тщательно отрепетированные нестыковки и заставляющие невольно вздрагивать «опасные» моменты. Одни приемы смакуются и превращаются в законченные дивертисменты (как терцет у зеркала), другие — обрушиваются каскадом, и быстро понимаешь, что этот спектакль не разгадывать — просто разглядывать можно будет не раз и не пять. По-моему, только так и можно ставить комедии положений классицизма — без заумных концепций и тяжеловесного юмора «для взрослых». Ну, а молодость неизбежно придает спектаклю неповторимый голово­кружительный драйв.

Действительно, играли выпускники так, что летети искры, а пели — почти по-взрослому. Не для премьерного пафоса, а вполне себе реальным прогнозом прозвучали слова Тителя перед спектаклем о том, что, возможно, сегодня мы впервые услышим имена будущих звезд. Поэтому перечислю всех — интересно же будет перечитывать эти строки, когда имена будут мелькать на афишах лучших театров. Только, раз уж обмолвился, что спели по-взрослому, то и рассказывать буду, как о взрослых.

Неудивительно, что увереннее всех смотрелся и слушался Томас Баум (Паолино), уже некоторое время поющий в театре. Звучал светло, без нажима, сохранил свежесть голоса до конца спектакля, играл точно, с чувством вкуса и меры, да и вообще выглядел центром стабильности, хотя по действию, казалось бы, никому так не достается, как тенору.

Девушки Евгения Селина (Каролина) и Надежда Мейер (Элизетта) сразили меня эмоциональностью и музыкальностью. На огромных двухчастных ариях во втором действии было слышно, что чуть подустали, но все равно спели настоящие взрослые партии достойно, а примадонская выносливость еще придет — ее торопить не надо.

Джеронимо Илья Варанкин артистичен и звонок. Вообще, вызовом было играть старика без бороды, седых бровей и подобной атрибутики, казалось бы, неизбежной для молодых басов (Илье бы итальянское произношение подтянуть). Второй бас Илья Лапич, певший Робинзона, запомнился сильным необычно густым басом и гутаперчевой пантомимной пластикой, впечатляюще игравшей на образ в нескольких сценах (не перебирать с громкостью и поточнее с интонированием). Ирина Габдрахманова ярко сыграла тетушку Фидальму — авторитарную, любвеобильную, грозную (есть систематические неточности интонирования и тенденция везти звук).

Отдельной строкой: солисты практически не смотрели на дирижера (или делали это незаметно). А дирижер почти не показывал вступления — похоже, молодые артисты знали партии назубок, вступали на слух и точно держали ритм, что произвело на меня сильное впечатление.

В контексте театрализованного решения естественно, что и рабочие сцены были не лыком шиты — перед началом второго действия они «экспромтом» исполнили ударный дивертисмент «Песня гондольера», сорвав бурные аплодисменты и задав тон действию. Да и вообще осуществлявшиеся ими перемены обстановки и «физика» (стремительные полеты частей декорации) создавали непрерывную движуху, поддерживающую чувство бодрости и здорового веселья.

За исключением небольшого разброда медных в начале первого действия оркестр с Тимуром Зангиевым был игрив и элегантен. Время, когда музыка Чимарозы была новаторской, закончилось лет эдак двести назад, но в сочетании с активно музыкальной постановкой звучание оркестра по ассоциативным ощущениям было подобно порывам свежего ветра.

Если я недостаточно прозрачно намекнул — этот спектакль рассказать нельзя. Его надо видеть и слышать. Надеюсь, сценическая жизнь «Тайного брака» на Малой сцене МАМТ будет достаточно долгой, чтобы любители оперы смогли по достоинству оценить эту мастерскую работу, воплощенную молодостью.