Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Премьера оперы Керубини «Медея»
(МАМТ 14-15.05.2015)

Автор: Федор Борисович (18 мая 2015 20:12)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 14-15.05.2015

Место: МАМТ

Состав:

14 мая 2015 (премьера, первый день)
Медея – Хибла Герзмава
Главка – Дарья Терехова
Нерис – Ксения Дудникова
Ясон – Нажмиддин Мавлянов
Креонт – Феликс Кудрявцев
Капитан стражи – Максим Осокин
15 мая 2015 (премьера, второй день)
Медея – Наталья Мурадымова
Главка – Евгения Афанасьева
Нерис – Наталья Владимирская
Ясон – Николай Ерохин
Креонт – Роман Улыбин
Капитан стражи – Максим Осокин
Дирижер – Феликс Коробов

«Медея» в МАМТ - финальная сцена. Медея - Хибла Герзмава, Ясон - Нажмиддин Мавлянов (фото: Олег Черноус)

Инкриминированные синкопы и конспирологическая версия древнего мифа с препятствиями и граблями! Что скрывают тетраподы? Под силу ли нормальному человеку прочесть пятнадцать тысяч знаков без подзаголовков и картинок? Все это и кое-что еще вы сможете прояснить для себя в моем рассказе о премьере оперы «Медея» в МАМТ, опубликованом на страницах ОпераНьюс.

История оперы Луиджи Керубини «Медея» на пути к ее московской премьере — череда метаморфоз и озарений, сполна освещенная в предпремьерном материале «Что нам Медея?». Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, выбрав «Медею» в качестве последней оперной премьеры сезона, в каком-то смысле пошел по пути наибольшего сопротивления — с видными издалека препятствиями и менее очевидными граблями, поджидающими на внешне ровных отрезках дистанции.

К объективным трудностям, прежде всего, относится статичность действия — нарочито-эпическая во времена Керубини для современного человека она может быть расценена как анахронизм. Будто наперекор современным «Медее» шедеврам классицизма (достаточно вспомнить оперы Моцарта на либретто Да Понте), в которых музыка едва поспевает за действиями героев, Керубини «размазал» несколько острых и значительных, но по сути кратковременных событий на три действия. В этом можно усмотреть желание композитора сохранить свойственный мифу торжественно-размеренный ритм повествования. Конечно, без расчета на потомков, экипированных гаджетами для хронически беспокойной жизни с неиссякаемой чередой впечатлений.

Хотя режиссер постановки Александр Титель бесстрашно сообщил в интервью, что действие этой опере «нужно инкриминировать» — заявление представлялось трудноосуществимым прожектом. Чреватым, как все попытки со сколь угодно благими намерениями сделать любой опере инъекцию чего-либо полезного по мнению режиссера, но не предусмотренного автором. Впрочем, в результате Титель вопреки собственной декларации представил спектакль, сохранивший оригинальную архитектонику. Обошлось практически без фонового оживляжа и избыточного сценического движения, нередко сопровождающих постановки режиссера. Кроме того, спектакль дается тремя достаточно короткими действиями с двумя антрактами, что нетипично как для современного оперного театра вообще, так и для постановок Тителя, тяготеющих к непрерывному действию с одним антрактом (а в случае с его екатеринбургским «Борисом Годуновым» — вовсе без антрактов). Такой ритм для «Медеи» оказывается оптимален как драматургически, так и технически — давая возможность отдохнуть исполнительнице главной партии, несущей огромную вокальную и эмоциональную нагрузку во всех трех действиях.

«Медея» в МАМТ - сцена из спектакля (фото: Олег Черноус)

Не столь очевидная особенность мифа о Медее, сужающая оперативный простор постановщика, — непластичность фабулы. Да, с одной стороны, миф располагает к иносказаниям, символам, параллелям и, вроде бы, благоволит переносу в произвольный культурный базис. Но ведь с другой стороны, вызывающе резкие выходки героев, сопровождаемые взаимными проклятиями, требуют соответствующей мотивации. И если почти все поступки можно оправдать без особого труда, то поставленному в кульминацию детоубийству совершенно невозможно найти адекватный мотив в координатах современных ценностей на бытовом уровне. Получается, чтобы не требовать дополнительных оправданий сюжет должен оставаться на территории античных сказаний, в которых жестокое обращение с детьми, вроде убийства или поедания с последующим изрыганием, — обычное дело. А значит, казалось бы, альтернативы нет: мифологическое время, Древняя Греция, туники, сандалии… и окровавленный кинжал, размещенный в центре композиции премьерной афиши.

Актуализация, тем не менее, состоялась. Размаху античного сюжета режиссер поставил в соответствие период новейшей истории (если точнее — от Первой мировой войны до наших дней). Основу декораций составляют тетраподы — блоки, из которых на морских побережьях складываются волнорезы, защищающие берег от эрозии. Нумерация на ближайших к зрителю тетраподах соответствует годам: в первых двух действиях от 14 до 37 (точность наблюдения не абсолютна — прим. автора), в последнем действии — от 1 до 14, т. е. наше время.

Декорации Владимира Арефьева — большая удача спектакля. Лабиринт, создаваемый тетраподами, дает возможность выводить артистов на сцену внезапно или с эффектом неполной видимости. Изоляция главной героини подчеркивается массовым действием, организованным на вспомогательном пространстве — помосте в глубине сцены. Костюмы героев выполнены в спокойной светлой гамме, в равной степени позволяя сливаться с декорациями, находясь на заднем плане, и выделяться — на переднем. Аргонавтов объединяет военная униформа — френчи и галифе, а черное платье Медеи цепко держит ее в фокусе зрительского внимания. Подсветка с разных ракурсов (художник по свету — Евгений Виноградов) создает игру причудливых теней по видимому контуру нагромождения тетраподов и на заднике, а обезличенный силуэт хора на фоне залитого красным светом задника — самый зловещий элемент финальной сцены.

«Медея» в МАМТ - экспозиционная сцена на пляже (фото: Олег Черноус)

Экспозиция — пляж, где под инкриминированные опере безмятежные буржуазные синкопы сценической банды Главка загорает с товарками и поет тревожную арию «O amore, vieni». На фоне светлых костюмов появляется одетая в черное Медея с прической, напоминающей клубок извивающихся змей. Так заканчивается идиллическое благополучие мира и начинается трагедия — ударный психологических ход, основанный на эмоциональном контрасте. Золотое руно, в демонстрации которого у Керубини нет необходимости, появляется в виде завернутого в тряпицу неведомого предмета, во имя которого, тем не менее, ведется борьба и за обладание которым приходится платить слезами и страданиями. В финале под хор «пора бежать из этой страны» берег проседает, уходя под воду, подобно мифической Атлантиде, тетраподы рушатся, а годы на них меняются на ближайшее будущее — 17, 19 — таким образом, закручивая действие в спираль.

Геополитические и социальные подтексты концепции спектакля, как и порождаемые героями аллюзии, можно варьировать в зависимости от политических убеждений и гражданской позиции зрителя, но в целом посыл режиссерского решения Александра Тителя сходен с его «Борисом Годуновым». Это спектакль-предупреждение — возможно, идеалистически-наивный в попытке приспособить к современности миф «из другой оперы», но исполненный искреннего гуманизма. Даже потенциально проблемная в плане эстетики пресловутая сцена убийства детей подчеркнуто лишена спецэффектов — вместо кинжала Медея использует пистолет, с которым удаляется за кулисы, и даже звуки выстрелов зрителям предлагается домыслить.

К недостаткам постановки можно отнести определенную концептуальную сырость. Выигрышность лучших спектаклей Тителя — в их многослойности. Когда каждый зритель обязательно обнаруживает в происходящем на сцене что-то лично для него — в зависимости от опыта разгадывания режиссерских загадок. В «Медее» режиссер то ли не захотел, то ли не успел позаботиться об удобочитаемости используемой символики. Если с Медеей, платящей за мнимое благополучие кровью своих сыновей, все более-менее ясно, то роли остальных героев в русле режиссерских решений неочевидны, как неочевидны вычурные пластические символы, наполняющие мизансцены и вставные фигуры вроде православного священника в сцене свадьбы.

Но даже если предположить идеальность постановки, «Медея» не состоялась бы без экстраординарного исполнения — эта опера не из тех, которые можно спасти качественным распеванием пары шлягеров. Из пяти героев со значимыми партиями несомненное первенство принадлежит Медее — именно на ее пении держатся все три действия. Опера из разряда «для примадонны с аккомпанементом».

Хибла Герзмава — певица, чье имя в премьерной афише автоматически придает спектаклю статус знакового события. Но и для знаменитой певицы эта премьера стала своего рода дебютом. За последние годы голос Хиблы приобрел глубокое, объемное звучание с весомыми нижними нотами, сместившись от легкого лирико-колоратурного сопрано в сторону крепких партий. При этом в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, которому певица остается верна, несмотря на успешную международную карьеру, образовался репертуарный вакуум. Для нового голоса Хиблы просто не было подходящей оправы, за исключением, пожалуй, «Травиаты» с богатыми традициями исполнения как легкими, так и крепкими голосами. Возможно, на выбор спектакля повлияла историческая связь родины Медеи — древней Колхиды — с родной для певицы Пицундой. Или вдохновил пример Марии Каллас, в 1953 году вернувшей «Медею» из небытия, — ведь по свидетельству современников, для голоса Каллас в тот период карьеры партия Медеи была «на вырост».

Медея - Хибла Герзмава

Ставка была очень высока, а риск — велик. Ведь у Медеи, в отличие от той же Виолетты, есть четко сложившаяся традиция — ее исполняют крепкие сопрано с мощными драматическими голосами, и приходят они к колхидской чародейке уже от родственных партий — в том числе и вагнеровского репертуара. Во срам скептикам и к восторгу поклонников, дебют Хиблы состоялся с успехом, который без преувеличения можно назвать триумфальным. Медея получилась очень человечной — страдающей, умоляющей, любящей — и, несмотря на злодеяния, невольно вызывающей человеческое же сочувствие. Большой опыт пения произведений Моцарта и бельканто позволил певице тонко нюансировать фразы, играть полутонами, а полетность и объем голоса гарантированно поддерживали Медею над оркестром. Весь вокальный диапазон звучал ровно, особенно впечатляли нижние ноты, для демонстрации которых, наконец-то появилась достойная партия. Вопросы вызывали лишь форте-фортиссимо, на которых певица подавала звук более мощно, чем требовалось для полноценного озвучивания зала и больше, чем позволяла природа ее голоса — в самые драматические моменты звук на доли секунды терял округлость и тремолировал. Но эти считанные недочеты, которые можно считать и «детской болезнью» певицы в новом для себя репертуаре, ни в коей мере не повлияли на общую убедительность исполнения, не оставившего сомнений: инаугурация примадонны на крепкий репертуар прошла успешно.

Наталья Мурадымова появляется на сцене гораздо реже, чем заслуживает ее голос, звучание которого вызывает в памяти славные имена драматических сопрано прошлого. Насыщенный, пробивной звук, уверенность в труднейших партиях, уникальная вокальная выносливость — лишь часть достоинств голоса певицы. Неудивительно, что Наталья Мурадымова идеально вписалась в партию Медеи, добавив к традиционно брутальной трактовке образа безжалостной колдуньи редкие для драматических сопрано штрихи пиано. В первом и втором действиях было ощущение, что форте-фортиссимо иногда выходили из-под контроля, не все ходы голоса наверх получились идеально красиво, и на протяжении спектакля чувствовалась странная недоозвучка крайних нижних нот. Но эти придирки меркнут в блеске колоссальных форте, влитой органичности образа и безупречного проведения третьего действия — практически сольного номера Медеи.

Медея - Наталья Мурадымова

Так получилось, что в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко последние годы служат два тенора, выступление каждого из которых может украсить сцену любого театра мира. Певший Ясона в первый день премьеры Нажмиддин Мавлянов и выступивший во втором спектакле Николай Ерохин — бесконечно разные по характеру звучания и сценическому стилю, но оба обладающие драгоценным даром — спинтовыми голосами уникальной природы. Наличие двух теноров такого класса устраняет самое частое «бутылочное горлышко» при выборе театром репертуара. Достаточно вспомнить две свежие премьеры, где попеременно звучали голоса этих певцов — «Аида» и «Хованщина», успех которых во многом зависел от качества исполнения сложных теноровых партий. Ясон хоть и находится в тени главной героини, но требует рафинированного исполнения и крепкого голоса, который не потеряется в дуэтах с Медеей.

Ясон - Нажмиддин Мавлянов, Главка - Лилия Гайсина (фото: Олег Черноус)

В первом спектакле Нажмиддин Мавлянов, умеющий вокально перевоплощаться в зависимости от репертуара, спел арию «Or che piu non vedro» бескомпромиссно плотным звуком, показав практически готовый, проработанный в деталях образ, в котором уверенность воителя парадоксально, но удачно и интересно переплелась с метаниями человека, тщетно пытающегося обмануть судьбу.

Креонт - Роман Улыбин, Ясон - Николай Ерохин (фото: Олег Черноус)

Николай Ерохин играл менее эмоционально и подвижно, что, впрочем, не повлияло на качество его голоса с богатым и сочным нижним регистром и звонкими верхними нотами, прозвучавшими в «свадебном» дуэте с Главкой. В третьем действии, в сцене с Медеей был достигнут необходимый для финальной точки накал эмоций, а охвативший Ясона ужас получил убедительное вокальное выражение.

Нерис - Ксения Дудникова (фото: Олег Черноус)

Ксения Дудникова не просто записала в актив еще одну роль драматического сопрано, но поистине блестящим и практически безупречным исполнением невольно укрупнила роль Нерис, сделав сердечную, но вынужденную подчиняться служанку весомой антитезой безумным страстям Медеи. На следующий день в этой роли на сцену вышла Наталья Владимирская — и вновь удача, с достойным исполнением арии и чувственным образом.

Медея - Хибла Герзмава, Нерис - Наталья Владимирская (фото: Олег Черноус)

Основная сложность партии Главки — ария, написанная в традициях, восходящих к барокко, и представляющая как бы концертную арию в миниатюре — то есть произведение-экзамен, в котором голос испытывается всесторонне. Певицу с легким и подвижным голосом испытание поджидает в необходимости звучать громче достаточно плотного оркестра, переплетая вокальную линию то с валторной, то с флейтой, то со смычковыми. Для певицы с тяжеловесным голосом сложность представляют многочисленные мелодические «рюшечки».

Главка - Дарья Терехова (фото: Олег Черноус)

Дарья Терехова с честью выдержала устроенный композитором экзамен, продемонстрировав и достаточно плотный звук, и умение плести вокальные кружева. Исполнение Евгении Афанасьевой оставило ощущение недоработанности колоратур — упрощения, смазанные короткие ноты и недопевание легатированных пассажей. Да и в целом пение нельзя назвать уверенным — звонкие фрагменты чередовались с почти пропадающими за оркестром.

Партия Креонта вполне удалась Феликсу Кудрявцеву — несмотря на различимый горловой призвук на нижних нотах он звучал внушительно и без усилий добрался до коварной верхней ноты в конце эмоциональной сцены с Медеей в первом действии. У певшего во втором спектакле Романа Улыбина верхние ноты прозвучали натужно и довольно условно, зато артист явил колоритный, полный эмоций образ разгневанного царя и отца.

Медея - Хибла Герзмава, Креонт - Феликс Кудрявцев (фото: Олег Черноус)

В музыкальном отношении оба спектакля оставили впечатление плодотворного сотрудничества музыкального руководителя и дирижера Феликса Коробова со всем участниками, — солистами, хором и оркестром. Премьерной сырости не чувствовалось. Чуть размытое звучание первого хора, видимо, связано с тем, что он расположен по всей глубине сцены и критичной становится задержка звука, вызванная разницей расстояний от хористов до слушателя. С воодушевлением прозвучала свадебная хоровая сцена с бандой (дирижер Тимур Зангиев).

Музыкальная изюминка оперы — при небольшой медной секции (4 валторны и эпизодически появляющийся в банде тромбон) в оркестровых фрагментах часто появляются мелодии, исполняемые фаготом. Фаготу же отдано самое значительное и красивое инструментальное соло оперы, предваряющее арию Нерис, а во время арии — перекликающееся с героиней. Исполнительница этих музыкальных красот Анастасия Батракова может быть по праву названа одной из героинь премьеры. Лейтмотивом беспокойства в арии Главки была изысканная флейта Павла Магаева, а стремительные пассажи гобойного соло в сцене с хором из первого действия исполнил Евгений Шредник.

* * *

«Московская премьера» — звучит столь же пафосно, сколь и обязывающе. Еще один вызов, брошенный «Медеей» в том, что это первый за достаточно долгое время оперный спектакль на основной сцене, при создании которого театр обошелся без приглашений режиссера, дирижера, солистов, хора и миманса со стороны. Созданная силами театра в достаточно короткий срок постановка стала демонстрацией высокого творческого потенциала коллектива, подарив московским зрителям оперную редкость в достойной сценической обертке.

Текст опубликован в OperaNews.Ru

Фото: Олег Черноус

Рубрика: Опера, Премьеры Медея  Евгения Афанасьева  Наталья Владимирская  Хибла Герзмава  Ксения Дудникова  Наталья Мурадымова  Дарья Терехова  Николай Ерохин  Феликс Кудрявцев  Нажмиддин Мавлянов  Роман Улыбин  Анастасия Батракова  Павел Магаев  Евгений Шредник  Тимур Зангиев  Луиджи Керубини  МАМТ  Владимир Арефьев  Александр Титель  Публикации 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Утро после премьеры «Школы жен» в Новой Опере

  •  

    Любовный напиток
    (МАМТ 18.05.2014)

  •  

    Андрей Валентий в Камерном зале ММДМ

  •  

    «Орфей и Эвридика» – музыкально, остроумно, зрелищно
    (МАМТ 13.12.2015)

  •  

    Дневная «Иоланта»
    (Большой театр 31.10.2015)

  •  

    Открытая репетиция концерта «Молодые оперные голоса России и Америки»
    (МАМТ 12.10.2015)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов