Тоска (МАМТ 29.01.2015)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 29.01.2015

Место: МАМТ

Состав:

  • Флория Тоска – Наталья Мурадымова
  • Марио Каварадосси – Нажмиддин Мавлянов
  • Барон Скарпиа – Алексей Шишляев
  • Чезаре Анджелотти – Роман Улыбин
  • Ризничий – Владимир Свистов
  • Сполетта – Валерий Микицкий
  • Шарроне – Михаил Головушкин
  • Тюремщик – Феликс Кудрявцев
  • Дирижер – Вячеслав Волич
«Тоска» в МАМТ, 29 января 2015

Можно сказать одним словом — грандиозно! А можно и поподробнее. С самого начала всё было замечательно, шло как по маслу. Все не только пели очень хорошо, но и играли с настроением, с большим подъемом!

Исполнительница заглавной партии Наталья Мурадымова в свой день рождения была просто восхитительна. Красивейший голос чистейшего тембра то зависал в пространстве, то переливался изумительными обертонами, то выплескивался страстными эмоциями. Любовь, ревность, ненависть — всё было в этом сильном, горячем, заполняющем весь зал звуке! Какая красота! Какие эмоции! Сколько страсти! И сыграно все было с такой душой! Как горят ее глаза! Драматургически партия выстроена очень здорово: сколько нежности в любовных дуэтах с Каварадосси, сколько драматизма в жестком поединке со Скарпиа! Но кульминацией в этот вечер стала ария главной героини, прозвучавшая просто бесподобно: на бесконечной кантилене — этим сочным, плотным, тягучим звуком. У меня сердце чуть не остановилось от восторга! Брависсима!

Алексей Шишляев очень порадовал объемным, плотным, драматическим звуком в партии Скарпиа. Он не только нашел для своего героя массу интересных оттенков в тембре: то холодных, то жестких, то саркастических, то иронических, то издевательских, то грозных, то спесивых. Нет, я всех оттенков всё равно не перечислю, потому что герой его получился ни в коем случае не одноплановым. Во всяком случае это был человек, который всегда знает, чего он хочет и, поставив цель, всегда ее добивается. По-моему, ощущалась харизма такая отрицательная — тирана, перед которым, как поет Тоска, «дрожал весь Рим». И вообще Шишляев в этот вечер был в ударе, не только звук был очень солидным, но и игра весьма убедительной. Мне показалось, он играл ярче, чем обычно. Особенно удались, на мой взгляд, оба дуэта с Тоской. Они получились по-настоящему интересными и драматическими! Браво!

О Каварадосси в исполнении Нажмиддина Мавлянова можно говорить часами! Я в третий раз слушаю и поражаюсь. Дело не только в завораживающей красоте тембра, удивительной гибкости и пластичности самого голоса, отточенности вокала и огромном разнообразии динамических оттенков в полном соответствии с тем, что написал Пуччини. Дело в том, что вокальные средства здесь не самоцель, а неотъемлемая составляющая образа. Потому что образ очень цельный, и само прочтение роли весьма глубокое. Очень важно, когда публике прививают хороший вкус, показывая персонажа таким, каким его задумал композитор — со всеми тонкими оттенками смены настроений. Но при этом мне бы еще хотелось отметить удивительный актерский талант Мавлянова, который для меня раскрылся не сразу, но сейчас очень интересно развивается. Сейчас он просто купается в роли, не играет, а живет на сцене, и каждый раз добавляет много новых красок к образу. И главное, это — умная игра, все продумано, логично, последовательно и без единого наигрыша. Основой успеха в этом деле, как мне представляется, является непрекращающаяся очень вдумчивая работа над ролью, причем, как я понимаю, в основном самостоятельная, разумеется, с использованием опыта постановок в других театрах и работы с различными режиссерами.

На этот раз по сравнению с изумительным спектаклем 25 января 2014 года почти весь рисунок роли был другой. Прежде всего, это касается первого акта, сцены с Ризничим, сцены с Анджелотти, они здорово на контрасте идут, и герой с разных сторон раскрывается. В любовном дуэте с Тоской появилось столько новых деталей, когда Каварадосси, несмотря на радость встречи, все-таки хочет, чтобы она поскорее ушла, потому что ему надо помочь другу. И на ее ревность он очень интересно реагирует, так нежно-снисходительно, но в глазах озорные искорки. Сцену допроса со Скарпиа Мавлянов на этот раз тоже сыграл совершенно по-другому. В прошлый раз с Поликаниным это была незабываемая дуэль взглядов. На этот раз с Шишляевым это была дуэль жестов и вырази­тельнейших фраз. Ну, правильно — другой Скарпиа, так и отношения на сцене по другому строятся. Но все-таки, когда Каварадосси буквально выкрикнул прямо в лицо Скарпиа это последнее «Nol so!», я от неожи­данности чуть не подпрыгнул.

И насколько в прошлый раз роскошно был сыгран дуэт Тоски и Каварадосси в последнем действии, так на этот раз игра Мавлянова стала еще более тонкой и органичной, а взаимодействие с Тоской еще более тесным. Без всякого нажима, очень естественно он сыграл, как Каварадосси сразу понял коварство Скарпии, но не в силах раскрыть Тоске этот подлый обман. И там несколько раз в течение сцены было видно, как меняется лицо героя, когда он отворачивается от Тоски, причем, подчеркиваю, в прошлый раз он это играл совершенно по-другому! Вообще, я был поражен тем, как Мавлянов изменил мимику и жесты все, я же 12 дней назад видел его на сцене Большого театра в роли Альфреда в «Травиате» и там всё было другое! Это фено­менально. Что касается вокала, то партия совершенно «впета» и это позволяет ему каждый раз пробовать разные варианты, оставаясь при этом верным Пуччини. В этот вечер он, кажется, уже первой арией он ввел в зрителей в транс, настолько эмоциональным было исполнение и настолько ярко пылал этот звук на трех ферматах. А потом, во втором действии была еще Vittoria на фортиссимо — крик души свободолюбивого художника, и знаменитая ария в третьем — без внешних эффектов, но с ярко выраженной трагической составляющей. И потрясающий дуэт с Тоской, где столько противоречивых чувств и настроений переплетается, воздушное пиано, нежнейшее пианиссимо, чарующее мецца-воче — я уже говорил об этом!

Все это, конечно, совершенно бесполезно пытаться передать словами! Там, вроде, камеры стояли и, дай бог, видео записывали, но разве видео сможет передать этот мощный энергетический накал, который исходил со сцены? Но все-таки хорошо, что такой спектакль записали, даже если это какая-нибудь техническая запись. Потому что в этом театре не только работают прекрасные певцы-актеры, но и существует нечто большее — актерский ансамбль. Поэтому так интересно смотреть каждый спектакль, ведь каждый привносит свою индивидуальность, но не за счет других и не отдельно от других, а все общее дело делают. Там же второстепенные роли играют прекрасные артисты.

Вот, например, Анджелотти — Роман Улыбин. Небольшая совсем роль, но так интересно он ее выстраивает, я там выучил уже даже партию и теперь каждую фразу предвкушаю, и каждое движение, каждый жест! А ветеран Владимир Свистов, который так ярко и смачно Ризничего изображает? А Валерий Микицкий, у которого Сполетта классно получается — такой тип, которого, как говорят , «голыми руками не возьмешь». На сей раз Михаил Головушкин и Феликс Кудрявцев поменялись ролями. Головушкин пел судью Шарроне, а Кудрявцев — Тюремщика, а до этого обычно бывало наоборот. вообще, там по-разному бывало. помнится, в прошлый раз Головушкин обе эти партии спел. Ну, судья у него пока какой-то робкий получается, на мой взгляд. А вот Тюремщика он уже так хорошо освоил, что, помнится, на позапрошлом спектакле не растерялся в достаточно сложной ситуации, когда надо было быстро соображать.

Да что там говорить — все молодцы! Я был так увлечен действием, что почти не замечал оркестр, а это, видимо, означает, что он играл очень хорошо. Если бы там были какие-то неполадки, то, наверное, резануло бы ухо. А так дирижер Вячеслав Волич, по-моему, обеспечил четкое и выразительное исполнение. И давал народу поаплодировать после арий, за что ему большое спасибо! Впрочем, как и всем остальным, кто подарил нам такой чудесный вечер!

Фото: Федор Борисович