Трубадур (Мариинский театр 29.03.2016)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 29.03.2015

Место: Мариинский-2

Состав:

  • Манрико – Нажмиддин Мавлянов
  • Леонора – Виктория Ястребова
  • Граф ди Луна – Роман Бурденко
  • Азучена – Екатерина Семенчук
  • Феррандо – Владимир Феляуэр
  • Инес – Регина Рустамова
  • Старый цыган – Виталий Янковский
  • Гонец – Артем Мелихов
  • Дирижер – Михаил Синькевич
Дорога к «Трубадуру»...

«Сапсан» на скорости 240 км/ч, мчась, буквально, сквозь бури и ураганы, вновь привез меня в Питер — в Мариинский-2 на «Трубадура». И я еще раз увидел этот чудесный спектакль с прекрасными исполнителями. Ведь с составом опять повезло.

Главное, мне очень хотелось увидеть на сцене Екатерину Семенчук, которую я слышал, увы, давно, но удивительный голос которой, конечно, не мог забыть. Надо сказать, что в партии Азучены она совершенно шикарно выглядит и, разумеется, изумительно поет. Причем от нее исходит такая энергетика, что ни на секунду нельзя глаз оторвать, а в голосе тоже есть что-то гипнотическое — то ли в красивейших обертонах, то ли в завораживающей кантилене, то ли в эмоциональном заряде, особенно на умопомра­чительных верхних ферматах. Причем, несмотря на огромное разнообразие оттенков, образ получается настолько цельным, что мне даже трудно выделить какие-то детали, ибо с самого начала до самого конца наслаждаешься и сценическим образом, и пленительным вокалом. Пожалуй, мой восторг достиг своего апогея уже на рассказе Азучены, но и потом градус не снижался, это было очень здорово! Брависсима!

Возвращаясь немного назад, скажу, что спектакль задался с самого начала — когда на сцену вышел Владимир Феляуэр в роли Феррандо. И голос его мне очень понравился — такой бас с бархатным оттенком из разряда запоминающихся, ария прозвучала весьма выразительно, правда, в середине сцены было небольшое расхождение с оркестром, а в заклю­чительной быстрой части звучность немного упала, но это общего хорошего впечатления от голоса не испортило, тем более что Феляуэр потом очень внятно спел и сыграл в сцене в лагере ди Луны, когда Феррандо узнает Азучену. Это очень важная сцена, несмотря на то, что петь там басу гораздо меньше, чем в первой картине.

«Трубадур» в постановке Пьера Луиджи Пицци, фото с сайта Мариинского театра
«Трубадур» в постановке Пьера Луиджи Пицци, фото с сайта Мариинского театра

Потом на сцену вышла Виктория Ястребова, которую я, кажется, слышал вживую впервые. Мне сразу понравился ее голос — такой чистый и с таким трепетным вибрато. Особенно красиво звучали лирические фрагменты партии — с плавным легато и мягкими филировками наверху — в обеих ариях. Пиано у этой певицы классно получается — с зависанием звука. Играла она тоже скорее в лирическом ключе, мне очень понравилось — нежная, любящая Леонора, но в то же время отчаянно-решительная и готовая на всё ради любимого. Мне показалось, было несколько чуть «узковатых» верхних нот в быстрых драматических фрагментах, а в «Tu vedrai» один из пассажей прозвучал немного угловато, мне показалось, что певица немного устала после очень длинной сцены, но, видимо, это была случайность, потому что дальше всё звучало очень хорошо — эмоционально и проникновенно!

Графа ди Луна, как и в прошлый раз, пел своим роскошным баритоном Роман Бурденко. Вы не поверите: он спел еще лучше! Абсолютно ровный и изумительно округлый и объемный звук, причем, голос как будто в дорогой оправе! Широкие, красивые фразы, точные акценты, яркие кульминации. Пожалуй, это было одно из лучших исполнений этой партии из тех, что я слышал! Какой всепобеждающий напор ощущался в голосе в первом терцете и в ансамбле в сцене у монастыря! А ария «Il balen» заворожила бесконечной кантиленой, очень красивыми, бархатными оттенками в середине и внизу и ярким и при этом мощным верхом. И вообще звуковедение в этот вечер у Бурденко было практически идеальным! В общем, это было поистине великолепное выступление!

Хотя Нажмиддин Мавлянов в этот вечер пел Манрико всего во второй раз, он звучал очень уверенно и, я бы сказал, стопроцентно надежно. По сравнению со спектаклем, состоявшимся четыре месяца назад, он исполнил партию в гораздо более драматическом ключе. Голос окреп, стал более плотным, а тембр — более темным. В самых драматических моментах — первом терцете, сцене у монастыря — звук был просто убойный — объемный, мощный, страстный (причем, он с легкостью прорезал оркестр и ни капельки не уступал мощному баритону ди Луны). В стретте звук был очень гибким и упругим с пронзительно ярким выходом наверх. А в лирических местах в тембре прибавилось сочности и пряности. Ария со вставной верхней нотой в конце вновь прозвучала так, что после нее возникла спонтанная овация, руки сами захлопали. А дуэт и сцена с дуэттино с Азученой стали, пожалуй, самыми незабываемыми фрагментами спектакля. Эмоциональный накал и пылающий, как факел голос, думаю, никого не оставили равнодушным. А в лирических местах звук напоминал расплавленное серебро. По-моему, голос перешел в новое качество: не утратив своей гибкости, подвижности и, самое главное, удивительной полетности, он стал более крепким, плотным и насыщенным. При этом звук по-прежнему остался идеально сфокусированным, а тембр обогатился новыми красками. И этот новый Манрико — настоящий герой: благородный, мужественный и бесстрашный! С совершенно выдающимся звуком! Это было потрясающе!

Нажмиддин Мавлянов - Манрико (Мариинский театр, 29 марта 2015)
Нажмиддин Мавлянов - Манрико (Мариинский театр, 29 марта 2015)

По-моему, очень здорово пел хор Мариинского театра. Хочу поблагодарить также оркестр во главе с дирижером Михаилом Синькевичем! И, вообще, всем огромное спасибо за этот волшебный вечер, ради которого, безусловно, стоило проехать 600 километров!