«Военачальницы семьи Ян» — опера с планеты Пекин
Восторг от прикосновения к инопланетному — так могу выразить впечатления своего открытия театрального сезона. В культурном плане Китай — не страна, не территория, а бесконечно далекий от нас, безнадежно закрытый от чужаков мир со своей эстетикой, своими законами восприятия и нормами поведения.
Пекинская опера — квинтэссенция китайской инопланетности. Впечатление усугубляется тем, что Пекинская опера — почти ровесница европейской, только пришла к культовому статусу не «сверху», выйдя из дворцовых камерных залов, а «снизу» — из народного театра нескольких китайский провинций. Сформировавшиеся параллельно два искусства едва ли можно хоть как-то, хоть в чем-то сравнивать, кроме того, что оба зовутся оперой.
Многие спектакли Пекинской оперы окажутся совершенно непонятны зрителям, выросшим на европейской культурной диете. Но «Военачальницы семьи Ян» — произведение вполне интернациональное и доступное для лаоваев. Конечно, «с китайской спецификой» — как без этого. Обычно не пересказываю содержание, но здесь, наверное, это будет лучший способ донести до читателей колорит действа.
Китай, XII век. Возглавляющей семью Ян Шэ Тайцзюнь сто лет. В ее клане почти одни женщины («двенадцать вдов»), кроме внука Цзунбао, защищающего границу, и правнука — увлеченного боевыми искусствами мальчика Вэньгуна. В день, когда во дворце заочно празднуют 50-летие Цзунбао, приходит весть — он убит на границе Западной Ся. Император Сун и вельможи хитрят и трусят, хотят замириться с сильным агрессором. Но столетняя Шэ Тайцзюнь напоминает императору, что в клане Ян все женщины — воительницы. Объединив вокруг себя женщин Ян, среди которых и вдова Цзунбао, легендарная Му Гуйин, Шэ встает во главе армии и громит Западную Ся. Такая вот women’s power по-китайски. Хотя, справедливости ради, не только военачальницы выиграли битву — важную роль в победе сыграл и юный Вэньгун.
Действие воплощает китайские традиции: умение объединяться перед лицом опасности, почитание семьи и строгую семейную иерархию, воинскую доблесть во имя защиты родины, внимание к символам. Очень трогательно, очень искренне и очень красиво. Хочу ещё.
Много фотографий в официальном репортаже театра.
Похожие темы
V Минский международный рождественский конкурс вокалистов
Пока про­фесси­оналы подводят про­фесси­ональные итоги, поделюсь личными впечатлениями. Если в двух словах — по-моему, конкурс удался. Знакомые голоса и открытия, очарования и разочарования, интрига и сюрпризы — всё было, чего же боле?
«Жизель Акрама Хана» глазами равнодушного дилетанта
Классический сюжет раскрыт неожиданно: одних персонажей недосчитался, другие оказались проработаны гиперреалистично, с восхитительным перфекционизмом.
«Поющие под дождём» – взгляд из параллельного мира
В мире мюзикла правообладатели стоят на страже узнаваемости бренда и пресекают полет фантазии постановщиков. Поэтому если на афише написано «Поющие под дождем» — зритель гарантированно попадает не на очередную «психиатрию на сцене», а на вполне конкретный мюзикл
Золотые голоса Монголии в Большом
Наверное, многие с некоторым недоумением обнаружили в ноябрьской афише Большого театра этот концерт. Меня даже спрашивали, в честь какого это юбилея. Но, во-первых, выяснилось, что никакого юбилея нет