Возобновление «Силы судьбы» в МАМТ (13.03.2016)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 13.03.2016

Место: МАМТ

Состав:

  • Донна Леонора – Елена Гусева
  • Дон Альваро – Нажмиддин Мавлянов
  • Дон Карлос ди Варгас – Роман Бурденко
  • Отец-настоятель – Дмитрий Степанович
  • Прециозилла – Лариса Андреева
  • Маркиз Калатрава – Роман Улыбин
  • Фра Мелитоне – Анатолий Лошак
  • Трабукко – Валерий Микицкий
  • Дирижер – Феликс Коробов
«Сила судьбы» в МАМТ, 13 марта 2016. Нажмиддин Мавлянов, Феликс Коробов, Елена Гусева, Роман Бурденко

Больше фотографий

Ну, знаете, такого я еще не слышал! «Сила судьбы» вернулась, да еще как вернулась! Сегодня мы увидели великолепный спектакль. Все началось еще тогда, когда прозвучала увертюра и на сцену вышел Маркиз ди Калатрава. Роман Улыбин не только был, как всегда, очень органичен в этой роли, но и прекрасно ее озвучил, очень внятно и выразительно. А когда его сразила шальная пуля, он так рискованно и натурально упал, что все даже забеспокоились за певца.

Замечательно выступила Елена Гусева в партии Леоноры. Я даже не ожидал, что ее работа (а я ее впервые вижу в этой роли) будет настолько зрелой и глубокой. И если в первой арии голос звучал, пожалуй, еще чуть жестковато, то потом звук стал не только более эластичным, но и более разнообразным. Особенно удались певице сегодня все филировки на пиано в лирических местах и в молитвах. Очень убедительно Елена звучала и в нижнем регистре, что как раз важно для этой партии. Правда, в начале сцены у стен монастыре, в монологе мне показалось, что звук был немного «широковат», но это если придираться, а при таком исполнении хочется только внимать! Как выразительно она звучала в дуэте с Отцом-Настоятелем, обертона, динамика — всё здорово! Знаменитая ария тоже прозвучала со множеством тонких нюансов. В общем, слушать сегодня Елену Гусеву было очень интересно, и играла она хорошо. Безусловно, можно поздравить певицу с прекрасной работой!

Что касается Нажмиддина Мавлянова, то сегодня он пел Альваро как никогда. Конечно, за эти почти три года, пока не шел этот спектакль, певец сделал гигантский шаг вперед, и вот сейчас это как раз наглядно проявилось. Какой был звук! Конечно, тембр сам по себе очень красив, и голос абсолютно выровнен в регистрах и очень четко сфокусирован. Но он то стелил его на бесконечном легато, то выстреливал изумительно звонким форте, то переходил на нежнейшее матовые пиано, то выдавал убойные, просто сокрушительные ферматы на фортиссимо. И все так темпераментно, с таким эмоциональным накалом! В самых драматических местах голос пылал, как факел, а в лирических местах не терял полетности даже на самых тихих пианиссимо. Эмоциональный напор в первом дуэте с Леонорой, элегия и драма в знаменитой арии, драматические диалоги в дуэтах с Карлосом — сколько красок! И сыграно всё было очень тонко! Я не знаю, кто еще может сейчас так спеть… Это было гениально!

Роман Бурденко в срочном порядке заменил заболевшего Андрея Батуркина. У него было совсем мало времени на подготовку! Но как же он спел! Помимо концертов я слышал Бурденко, когда он пел Томского в «Пиковой даме» в Новой опере, и два раза, когда он пел ди Луну в «Трубадуре» в Мариинском театре. Мне всегда очень нравился его голос: красивый тембр, безупречная эмиссия с мощным посылом вперед, изумительное легато и совершенно выдающийся верхний регистр! Все это он проде­монстри­ровал и сегодня! И если первые несколько фраз прозвучали, скажем так, обыкновенно, то потом звук развернулся и расцвел. И уже в первой арии про Дона Переду голос зазвучал очень мощно и красиво. Я — не специалист, но, на мой взгляд, он здорово взял очень высокую ноту в конце, а зрители даже не успели отреагировать. А потом всё шло только по нарастающей! Голос звучал все лучше и лучше, но при этом сохранялась удивительная мягкость звуковедения. Боже, какие были дуэты с Альваро! Как будто они всю жизнь друг с другом пели! И вообще, вот так с ходу войти в такой сложный спектакль и так блестяще в нем спеть может только настоящий про­фесси­онал. Впрочем, в этом я никогда не сомневался, Бурденко — вообще один из моих самых любимых певцов. Абсолютно пластичный голос с безграничным верхом, которым я всегда восхищаюсь. И к этому восхищению сегодня добавилась еще огромная человеческая благодарность Роману Бурденко, ведь если бы он не приехал, наверно, спектакль пришлось бы отменить и мы лишились бы такого праздника!

Как всегда, очень ярко выступила Лариса Андреева в роли Прециозиллы. Чувствовалось, что она соскучилась по этой трудной, но весьма эффектной партии. Пела азартно, иногда даже рискованно, чувства зашкаливали! Сгусток эмоций, бешеный темперамент, иногда вылезающий за нотную строчку. В одном месте даже чуть сбилось дыхание. Но Какой был «Ратаплан»! Такой яростный манифест! И еще Лариса необыкновенно хороша сценически — одна рыжая грива чего стоит!

Партию Отца-настоятеля пел Дмитрий Степанович. В «Maledizione» его голос — огромного объема и мощи, звучал как набат. В нем было что-то неотвратимое. Нижний регистр у певца, конечно, впечатляет, по-моему, там вообще нет нижней границы, единственное, иногда некоторые очень низкие ноты «отваливаются» и звучат не так красиво, как все остальное, впрочем, сегодня эта особенность впечатления, пожалуй, не испортила. В дуэте с Леонорой каждая фраза Отца-Настоятеля, звучала очень весомо и убедительно. А в гениальном финале, сочиненным Верди для второй редакции оперы Степанович всегда звучит масштабно и харизматично. Мне очень нравится «Non imprecare umiliati».

Маленький шедевр сделал из своей небольшой роли Трабукко Валерий Микицкий.

Анатолий Лошак тоже всего несколькими фразами ярко обрисовал характер своего героя — Фра Мелитоне.

Запомнился и Алькальд в исполнении Феликса Кудрявцева, какой же у него голос хороший!

Хор и оркестр мне тоже очень понравились. По-моему, все пели и играли с удовольствием! А Феликс Коробов с удовольствием дирижировал.

В общем, я, конечно, в восторге от этого спектакля и счастлив, что любимая «Сила судьбы» вернулась на сцену МАМТ. Очень хочется слышать ее почаще!

У меня вообще только два замечания: ну неужели необходимо пускать так много искусственного дыма в начале второго действия? И певцам петь тяжело, и дирижер вон даже закашлялся! И второе: ну почему же опять после такого чудесного спектакля так быстро закрыли занавес? Всем так понравилось, все готовы были аплодировать еще и еще! Огромное спасибо всем за такой праздник!