Юбилейный «Севильский цирюльник» (Новая Опера 11.03.2015)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 11.03.2015

Место: Новая Опера

Состав:

  • Фигаро – Игорь Головатенко
  • Розина – Виктория Яровая (дебют)
  • Граф – Альмавива Алексей Татаринцев
  • Базилио – Владимир Кудашев
  • Бартоло – Олег Шагоцкий (дебют)
  • Берта – Елена Митракова
  • Фиорелло, Офицер полиции – Александр Попов
  • Дирижер – Василий Валитов

Юбилейный, пятидесятый «Севильский цирюльник» явно удался! И это было ясно уже по составу.

Наконец-то я услышал Розину в любимом меццовом варианте! Причем, в самом желанном исполнении Виктории Яровой! Я уже давно об этом мечтал! Наконец — свершилось! Как я и предполагал, для Виктории Яровой эта партия — просто праздник. Во всяком случае, так кажется со стороны — она спела Розину очень легко, музыкально, с юмором, с настроением, с огромным количеством находок — просто искрилась вся! Впрочем, этого следовало ожидать! Я получил огромное удовольствие! Голос звучал очень красиво: где-то лукаво, где-то томно, а где-то немного загадочно. И такое впечатление, что всё само собой получалось, я ни разу не вспомнил, например, о технике… Вот что значит хорошая школа! Больше всего мне понравилась ария в уроке пения и терцет. А как она бегала от Бартоло! Как спела и сыграла дуэт с Фигаро! Поздравляю с триумфальным дебютом!

Очень порадовал Игорь Головатенко в роли Фигаро. Голос сегодня звучал совершенно роскошно: очень звонко, наполненно и ярко. Спел он всё просто блестяще, после арии овация была! Но долго аплодировать можно было после каждой сцены! Всё шло на ура! Но, главное, на мой взгляд, он обрел ту легкость и свободу поведения на сцене, которой ему немного не хватало раньше даже при практически безупречном вокальном исполнении. Сегодня его Фигаро был остроумен, ироничен, предприимчив и немного самодоволен. Он был элегантен и артистичен, смотреть — загляденье! Как легко взял на руки Розину! Как бился на полотенцах с Бартоло! И это все так здорово вписалось в образ! И еще: он почти научился курить!

Алексей Татаринцев в очередной раз выступил замечательно! В партии Альмавивы он давно уже чувствует себя совершенно свободно, поет очень выразительно, везде вставляет верхние ноты и, похоже, наслаждается каждой минутой пребывания на сцене. Уморительно, но каждый раз немного по-разному он изображает пьяного солдата и полуслепого в чужих очках Дона Алонсо, причем для каждого у него своя вокальная краска, своя пластика. А тут еще Шагоцкий Бартоло пел, так они там вдвоем так развернулись, что публика местами умирала со смеху! А какие были ферматы на высоких нотах: в первых двух виртуозных ариях — только успевай следить! Но самой убойной оказалась фермата, которую Татаринцев взял в заключительном ансамбле первого действия — эта нота «накрыла» всех! Как всегда, потрясающе (и очень длинно) прозвучала нота, которую Дон Алонсо берет за роялем и после которой просыпается Бартоло! И россыпь мелких нот в дуэте, в терцете, в заключительном галопе — как здорово, с блеском это у Татаринцева звучит! Класс!

Владимир Кудашев в партии Базилио — это было, как всегда, здорово. Ярко, смешно, очень артистично! правда, сначала мне показалось, что голос чуть глуховато звучал, но это были просто первые «пробные» фразы. А потом Базилио всем показал! Прекрасный голос, с такими шикарными обертонами, конечно, мне очень нравится этот тембр и то, как сделана роль. Понимаете, это — не карикатура, это живой, энергичный и очень интересный человек!

Олег Шагоцкий впервые вышел на сцену в роли Бартоло. Признаюсь, мне больше было интересно, именно как он эту роль сыграет, а не как споет партию. К сожалению, с голосом проблемы (звук в основном невнятный и не тянется, но артист сделал все что мог, особенно в сложнейшей арии), и низковата мне вообще-то показалась партия для него, но вот актерский потенциал практически безграничен. И находок, действительно, было много: очень смешно выглядело, когда Бартоло от нетерпения начинал дергать руками, чем-то напоминая «брата Нибенимеду», как его изображал Виторган в старом фильме. Шагоцкий очень хорошо сыгрался с Татаринцевым в паре, они действовали настолько синхронно, что, казалось, уже в сотый раз играют. А после урока Дона Алонсо Бартоло в порыве чувств начал танцевать и весьма про­фесси­онально изобразил «веревочку», все упали! Я думаю, что если Шагоцкий и дальше в этой роли выступать будет, он еще больше разовьет эти все находки и много нового еще напридумывает. Пока роль сделана яркими кусками.

Елена Митракова представила свою Берту — женщину, забавную и пикантную одновременно и, главное, находящуюся прямо на пути к своему счастью! Арию свою она очень мило спела! За исключением пары шероховатостей во время увертюры (уж не пока­залось ли мне?) оркестр под управлением Василия Валитова играл четко и энергично. Хор тоже молодец (то есть, молодцы). Прекрасный спектакль, спасибо!