В почти уже минувшем сезоне две премьеры получили на орехи от уважаемых критиков по одной и той же причине — не оправдали надежд на «что-нибудь эдакое». Вторая из них — философски утонченный «Дон Паскуале» Тимофея Кулябина в Большом театре, а хронологически первой была «Манон», поставленная в МАМТ Андрейсом Жагарсом, на которой особенно отчетливой была вилка между радушным приемом публики и заунывно брюзжащим хором официальных рецензий в центральной прессе. Властителей дум нельзя разочаровывать — они этого не прощают.
Машина времени перенесла слушателей в Музыкальной гостиной МАМТ на три века назад. Центральная фигура концерта — один из самых влиятельных, самых плодовитых и самых удачливых композиторов барокко — Георга Филиппа Телемана. Звучала музыка Телемана, Генделя (друга Телемана), Карла Филиппа Эммануэля Баха (крестника Телемана) и знаменитая ре-минорная токката и фуга Иоганна Себастьяна Баха в исполнении автора цикла — Анастасии Черток. Завершился концерт костюмированной постановкой фрагментов оперы Телемана «Терпеливый Сократ».
Опера «Манон», написанная Жюлем Массне, исключительно редко гостит в Москве, а восприятие редкостей нуждается в сравнениях, в точках отсчета. Поэтому вместо того, чтобы с чистого листа начать разговор о премьере, состоявшейся в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, несколько слов о самой опере. Чтобы привязать ее к системе координат, понятной тем, кто знакомится с произведением впервые.
При всей незатейливости заголовок исчерпывающе точен: репертуар Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко пополнила опера, ориентированная на детскую аудиторию и действительно сказочная — как формально, так и по ощущениям. Начнем с визуальных.
К середине сентября накопившееся за август ощущение оперного дефицита в Москве начало сходить на нет — сезон пышно расцвел спектаклями и концертами. Для полного счастья ощутимо не хватало появления афиш «Сегодня» и «Завтра» на Большой Дмитровке.
«Медея» Керубини — не очень частый гость на оперных сценах мира, а у нас, в России, просто «редкость наиредчайшая». Поэтому, когда Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко анонсировал постановку этой оперы, билеты на премьерные спектакли были куплены сразу же, как только появились в продаже. Хочется поделиться с вами своими субъективными впечатлениями об этих спектаклях.
В этом материале собраны впечатления автора сразу о трех спектаклях 14, 15 и 16 мая — то есть обо всей премьерной серии оперы «Медея» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.