Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Волшебная лампа Аладдина» — сказочная детская опера

Автор: Федор Борисович (9 января 2016 10:21)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 04-05.01.2016

Место: МАМТ

Состав:

4 января 2016
Аладдин – Сергей Николаев
Принцесса Бадр-аль-Будур – Евгения Афанасьева
Магреббин – Роман Улыбин
Мать Аладдина – Наталья Зимина
Джинн кольца – Илья Павлов
Султан – Леонид Зимненко
Визирь – Феликс Кудрявцев
Ювелир / Джинн лампы – Максим Осокин
Друг Аладдина – Андрей Гладышев
5 января 2016
Аладдин – Чингис Аюшеев
Принцесса Бадр-аль-Будур – Мария Макеева
Магреббин – Дмитрий Степанович
Мать Аладдина – Ирина Чистякова
Джинн кольца – Дмитрий Кондратков
Султан – Феликс Кудрявцев
Визирь – Максим Осокин
Ювелир / Джинн лампы – Михаил Головушкин
Дирижер – Вячеслав Волич

[Show slideshow]
«Волшебная лампа Аладдина» в МАМТ (4 января 2016)
Друг Аладдина - Андрей Гладышев, Аладдин - Сергей Николаев, Магреббин - Роман Улыбин, дирижер-постановщик - Вячеслав Волич, Принцесса Будур - Евгения Афанасьева, Султан - Леонид Зимненко, Ювелир - Максим Осокин (МАМТ, 4 января 2016)
Магреббин - Роман Улыбин, дирижер-постановщик - Вячеслав Волич, Принцесса Будур - Евгения Афанасьева, Султан - Леонид Зимненко (МАМТ, 4 января 2016)
Детский хор в спектакле «Волшебная лампа Аладдина» (МАМТ, 5 января 2016)
Драгоценные камни кланяются - спектакль «Волшебная лампа Аладдина» (МАМТ, 5 января 2016)
«Волшебная лампа Аладдина» в МАМТ (5 января 2016)
«Волшебная лампа Аладдина» в МАМТ (4 января 2016)
Женский хор служанок Принцессы - спектакль «Волшебная лампа Аладдина» в МАМТ (5 января 2016)
Магреббин - Дмитрий Степанович, Аладдин - Чингис Аюшеев, дирижер-постановщик - Вячеслав Волич, Принцесса Будур - Мария Макеева, Мать Аладдина - Ирина Чистякова (МАМТ, 5 января 2016)

При всей незатейливости заголовок исчерпывающе точен: репертуар Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко пополнила опера, ориентированная на детскую аудиторию и действительно сказочная — как формально, так и по ощущениям. Начнем с визуальных.

В детских спектаклях принято решать декорации в духе кинематографического реализма — дома, дворцы, деревья — все с точностью до деталей приближается к реальному миру. Отходя от этой традиции художник-постановщик Семен Пастух поощряет детское воображение, создавая все ландшафты и дворец из полуконусов — конусов, распиленных по оси. Причем, назвать решение лаконичным язык не поворачивается. Треугольные в профиль фигуры рациональны как для жутковатого ландшафта волшебной пещеры, так и для интерьера дворца, перекликаясь формой с гранями драгоценных камней. Полуконусы имеют две стороны — фактурную и зеркальную. Комбинация и смена сторон поворотом вокруг оси в сочетании со светом, изысканно поставленным Дамиром Исмагиловым, творят чудеса: фактура создает настроение, а зеркала расширяют и видоизменяют пространство.

Появление принцессы Будур (Мария Макеева). Аладдин - Сергей Николаев. Фото © Олег Черноус

Появление принцессы Будур (Мария Макеева). Аладдин - Сергей Николаев. Фото © Олег Черноус

В дополнение к осязаемым декорациям сценография включает анимированную проекцию на задник — не только мультипликационно достоверную и завораживающе масштабную, но и сделанную со вкусом и чувством меры. Если рассказывая о «Золушке» в Новой Опере я предупреждаю, что людям, склонным к головокружению, лучше садиться подальше из-за, порой, излишне пышного многообразия спецэффектов, то в «Волшебной лампе Аладдина» анимация — строго по делу. Хоть и вовсе не аскетична. Так, сцена в пещере, где вдобавок к впечатляющей проекции использовано микрофонное усиление голоса Магреббина, во времена моего детства, наверняка, пугала бы малышат до мокрых штанишек. Но современным детям, привыкшим к компьютерным блокбастерам, — самое оно.

Должен предупредить тех, кто разглядывал фотографии на сайте театра: фото с проекциями почему-то получились неказисто, живьем все выглядит гораздо, гораздо прикольнее.

В декорациях преимущественно нейтральных тонов наполнение сцены переливами красок происходит за счет костюмов Галины Соловьевой, выполненных в сказочной манере и для некоторых героев дополненных выразительным сложным гримом. На иллюстрирующих этот материал фотографиях и видео с поклонов можно получить некоторое представление о ярком мире костюмов спектакля, но, опять же в динамике впечатление праздника еще сильнее.

Сцена во дворце. Аладдин - Сергей Николаев, Принцесса Бадр-аль-Будур - Мария Макеева, Султан - Максим Осокин, Мать Аладдина - Наталья Владимирская © Олег Черноус

Сцена во дворце. Аладдин - Сергей Николаев, Принцесса Бадр-аль-Будур - Мария Макеева, Султан - Максим Осокин, Мать Аладдина - Наталья Владимирская © Олег Черноус

Сделать постановку интересной для детей — задача непростая. Сделать интересной для современных детей, пресыщенных развлечениями — непростая многократно. Режиссер-постановщик Людмила Налётова написала историю восточной сказки твердым, четким и красивым почерком. Даже если юный зритель не знает оригинальную сказку вовсе (когда-то это могло показаться невозможным, но сейчас — грустная реальность) постановка быстро введет его в курс дела. Все персонажи и группы — горожане, слуги, глашатаи, драгоценные камни — наделены внятной пластической характеристикой, способной справиться с рассказом о героях даже без текста и музыки. В сценах с несколькими участниками нет ощущения пустоты. В массовых сценах, вполне сравнимых с многолюдностью триумфа «Аиды», нет мельтешения и толкучки — напротив, присутствует прямо-таки шахматный порядок, в котором рассеивается толпа при приближении Принцессы или улетает замок Аладдина со всеми обитателями. Вообще, определение «сказочная» подходит к постановке как по прямому назначению, так и в качестве метафоры — Людмила Налётова решила непростые задачи с поистине сказочной легкостью.

Наверняка, музыкант, изучивший и проживший партитуру оперы Нино Рота «Волшебная лампа Аладдина», сможет назвать в ней немало удачных мест. Но для простого слушателя музыка оперы окажется совершенно непохожа на мелодии к «Амаркорду», «Восьми с половиной» и еще десяткам фильмов, навсегда связанных с именем композитора. Это неяркое и достаточно типичное для XX века произведение, написанное весьма скупо в плане изобразительных средств — речитативы чередуются с симфоническими страницами. Не покидает чувство, что композитор не на своем поле — многие сцены кинематографически аскетичны, а кульминации — избыточно громогласны. Но наиболее характерна для музыки «Волшебной лампы Аладдина» педантичная привязка фраз музыкальных инструментов к разговорным фразам. Такой подход обедняет музыкальную ткань и заставляет инструменты спорить с голосами солистов (хотя кто из композиторов в середине XX века обращал внимание на такие мелочи?) Когда речь идет о музыке, то всегда лучше один раз услышать, поэтому приведу пример одной из сцен – возвращение Аладдина к матери после приключения в пещере (аллюзии на «Mamma, quel vino e generoso» — случайны):

Что и говорить — в плане музыкального решения постановки «Волшебная лампа Аладдина» представляет крепкий орешек. Тем ценнее еще одна победа этой премьеры — работа дирижера-постановщика Вячеслава Волича, ставшая его постановочным дебютом в МАМТ. Дирижер сумел рельефно и красиво подать самые интересные фрагменты оперы, среди которых — ориентальная мелодия, проходящая лейтмотивом в разных аранжировках и лихо поставленная танцевальная сцена во дворце Султана, которую восточная мелодика и бесшабашная энергетика неуловимо роднят с «Половецкими плясками». В результате музыкальная и сценическая части спектакля органично сочетаются в единое целое.

Если во «взрослых» операх все давно более-менее смирились с исполнением на языке оригинала, то вряд ли кто-то усомнится, что произведения для детей в московском театре должны исполняться на русском языке. «Волшебная лампа Аладдина» дается с русским текстом Дмитрия Абаулина — литературным и остроумным.

Единственное, чего, на мой взгляд и слух, не хватает тексту — титров. Супратитры в русскоязычных оперных спектаклях сегодня — обычное дело, и жизненно необходимы на случай если оркестр в какой-то момент накроет певцов — особенно, в редких операх. Но даже если солистов хорошо слышно, по опыту общения со слушателями не устаю повторять: пропеваемый или произносимый нараспев текст далеко не все легко воспринимают на слух. Особенно дети, которые, правда, не умеют и читать титры переферийным зрением — все-таки это навык опытных театралов. Но даже для имеющих опыт взрослых слушателей в данном случае ситуация усугубляется двумя факторами. Во-первых, главные партии Аладдина и Будур хорошо подходят молодым певцам, обладающим лирическими голосами, весьма чувствительными к экспансивному звучанию оркестра. И вот тут «во-вторых»: в опере задействован вполне недетский оркестр с полной линейкой духовых, используемых композитором с энтузиазмом. Поэтому звук в принципе достаточно плотный — звучность необходимома для «сказочной» экспрессии — все-таки опера, а не детский утренник под баян. Плюс уже помянутое дублирование вокальной линии инструментами. Да еще представьте, что на сцене несколько певцов с разной вокальной массой — например, опытный бас Магреббин и юный тенор Аладдин. Идеальный баланс певцов и оркестра в таких случаях — что-то из области чистой теории маниловских мечтаний. По этой причине супратитры были бы очень кстати — во всяком случае, таково мое новогоднее пожелание спектаклю.

Я побывал на «Волшебной лампе Аладдина» 4 и 5 января, и с удовольствием отмечу воодушевляющий уровень исполнения. Практически всем исполнителям роли пришлись в самый раз по актерской фактуре, темпераменту и голосу. Аладдин — самая объемная партия в этой опере. Впервые слышал в главной партии Сергея Николаева — приятное впечатление от молодого звонкого лирического голоса. Во втором спектакле неотразимо позитивен в роли Аладдина был Чингис Аюшеев, звучавший несколько плотнее.

На слух сложилось впечатление, что вся партия Принцессы Будур написана где-то на подступах к третьей октаве, из-за чего звучит инфантильно и довольно капризно. При том, что Будур — вовсе не своенравная юная стервочка, известная нескольким поколениям детей по фильму Бориса Рыцарева. Она — искренняя в своих чувствах, доверчивая, смелая и, конечно же, красивая грациозная девушка — именно такой предстала Будур в исполнении Евгении Афанасьевой и Марии Макеевой.

По-злодейски сказочно хороши были Магреббины. В первый день с огромным удовольствием наблюдал и слушал Романа Улыбина. Во второй день хорош был гротескный образ, созданный Дмитрием Степановичем.

Маг Магреббин - Дмитрий Степанович © Олег Черноус

Маг Магреббин - Дмитрий Степанович © Олег Черноус

В роли матери Аладдина выступили Наталья Зимина, понравившаяся внушительным густым звуком, и Ирина Чистякова, которой идеально удался образ любящей матери, несколько обескураженной нахлынувшими на сына чувствами.

Джинн, живущий в кувшине, на сцене во плоти так и не появляется (артист, поющий Джинна Лампы за сценой, выходит в небольшой роли Ювелира). Зато никто из зрителей не забудет Джинна Кольца, закономерно украшенного кольцами где только можно. На первом спектакле Илья Павлов хорошо смотрелся и звучал в этой роли, а Дмитрий Кондратков на второй день и вовсе превратил оба появления Джинна Кольца в отвязный пластический дивертисмент, с восторгом принятый публикой.

Из небольших ролей особенно понравился Феликс Кудрявцев, в первый день певший Визиря, а на второй дослужившийся до Султана. Отлично сфокусированный звучный голос сочетался с яркой актерской игрой, за которой с равным удовольствием можно было наблюдать как общим планом (жесты и позы сами по себе создавали цельный образ), так и в бинокль (комичное лицедейство в сцене, когда Султан исследовал сверток с самоцветами).

В опере несколько ипостасей хора, и самое приятное впечатление оставил взрослый хор как в больших эпизодах — экспозиция на рынке и сцена во дворце, так и в камерных — женский хор служанок Принцессы. Задействованный в постановке детский хор не отставал от взрослого ни по слаженности звучания, ни по организованности при выполнении сценических маневров. Именно детский хор «Где-то на Востоке есть волшебная страна», начинающий и завершающий оперу, создает настроение детской сказки.

Познакомиться с героями оперы можно на видео с поклонов — в комментарии на ютубе они перечислены в порядке появления.

Идущая в Большом «История Кая и Герды» писалась Сергеем Баневичем как мюзикл. «Щелкунчик-опера», несмотря на слово «опера» в названии, по жанру — скорее, необычный кроссовер. С точки зрения оперного пуризма, из последних премьер детских спектаклей на сценах московских оперных театров лишь «Волшебная лампа Аладдина» может без сомнений называться оперой. В репертуаре МАМТ она заняла место рядом с замечательной постановкой «Сказки о царе Салтане», имеющей почти двадцатилетнюю историю. История о приключениях Аладдина — достойная альтернатива «Щелкунчикам», оккупирующим театры под Новый год. Да и просто — сказочная детская опера. Добрая и красиво поставленная.

Похожие темы

  • Золушка (Новая Опера 10.12.2014)

    Если вы — простой оперный маньяк, чьи дети уже давно не верят в сказки, главное — сразу свыкнуться с мыслью, что «Золушка» в Новой Опере ставилась не для вас. При том, что…

  • История Кая и Герды (Большой театр 02.01.2015)

    Все-таки я удачливый ловкач. Отказавшись от премьерных рецензий на «Щелкунчик Оперу» и «Историю Кая и Герды» обеспечил себе по-детски умиротворенное прослушивание спектаклей и рассказы о них без обязательного регламента и лоска респектабельности. Не говоря…

  • Щелкунчик. Опера. Премьера. (Новая Опера 27.12.2014)

    Жанр постановки Аллы Сигаловой я бы определил как макси-утренник — самый естественный и, наверное, лучший вариант для обеспечения зрелищем детей дошкольного и младшего школьного возраста. Декорации Николая Симонова красивы:…

Рубрика: Опера, Премьеры Волшебная лампа Аладдина  Евгения Афанасьева  Наталья Зимина  Мария Макеева  Ирина Чистякова  Чингис Аюшеев  Феликс Кудрявцев  Сергей Николаев  Дмитрий Степанович  Роман Улыбин  Вячеслав Волич  Нино Рота  МАМТ  Людмила Налетова 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Волшебная лампа Аладдина» — сказочная детская опера

  •  

    Тангейзер
    (МАМТ 21.11.2014)

  •  

    Теория и практика романса от Дмитрия Корчака

  •  

    Аида
    (МАМТ 24.07.2014)

  •  

    Опера Андрея Тихомирова «Дракула»: то, что я должен сказать

  •  

    «Мазепа» с Борисом Стаценко
    (Новая Опера, 14.01.2015)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов