Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

История Кая и Герды
(Большой театр 02.01.2015)

Автор: Федор Борисович (3 января 2015 10:44)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 02.01.2015

Место: Большой театр, Новая сцена

Состав:

Кай – Богдан Волков
Герда – Ольга Кульчинская
Фонарщик – Александр Миминошвили
Снежная королева – Агунда Кулаева
Бабушка – Ирина Удалова
Атаманша – Николай Диденко
Маленькая разбойница – Ксения Вязникова
Первый тролль – Арсений Яковлев
Второй тролль – Николай Казанский
Первый актер – Вадим Тихонов
Второй актер – Юрий Нечаев
Третий актер – Кузьма Рыбалкин
Первый разбойник – Вадим Тихонов
Второй разбойник – Юрий Нечаев
Третий разбойник – Кузьма Рыбалкин
Северный олень – Николай Казанский
Дирижер – Филипп Чижевский

[Слайдшоу]
Фонарщик - Александр Миминошвили, Кай - Богдан Волков, Герда - Ольга Кульчинская
Снежная королева - Агунда Кулаева, Атаманша - Николай Диденко, Маленькая разбойница - Ксения Вязникова, Филипп Чижевский
Снежная королева - Агунда Кулаева
Герда - Ольга Кульчинская
Кай - Богдан Волков
Фонарщик - Александр Миминошвили
Атаманша (Николай Диденко) со свитой
Маленькая разбойница - Ксения Вязникова
Снежинки
Бабушка - Ирина Удалова
Филипп Чижевский на фоне Одинокой горы
Снежная королева - Агунда Кулаева
Герда - Ольга Кульчинская
Маленькая разбойница - Ксения Вязникова, Атаманша - Николай Диденко

Все-таки я удачливый ловкач. Отказавшись от премьерных рецензий на «Щелкунчик Оперу» и «Историю Кая и Герды» обеспечил себе по-детски умиротворенное прослушивание спектаклей и рассказы о них без обязательного регламента и лоска респектабельности. Не говоря о том, что благоразумно сэкономил себе нервы, отказавшись рецензировать (и вообще посещать) премьеру «Риголетто» Карсена.

«История Кая и Герды» Сергея Баневича — все же более опера, чем то, что в Новой Опере сделали со «Щелкунчиком» Чайковского, но, как мне показалось, в той же мере лишена последовательной музыкальной драматургии — определяющего признака жанра оперы. Движения музыки заменяет сюжет известной сказки. В историю вставлены танцевально-цирковые номера, но в недостаточном количестве, чтобы назвать действие мюзиклом — ведь для мюзиклов характерны масштабные танцевальные сцены и вообще важный для развития сюжета разгул хореографии. В общем, как «Щелкунчик Опера» зависла в безвоздушном пространстве между мюзиклом и балетом, так «История Кая и Герды» оказалась где-то в области нерешительности между мюзиклом и оперой.

Как и в случае «Щелкунчик Оперы» не берусь оценивать постановку — пусть это делают дети. Мне результат работы Дмитрия Белянушкина показался лобовым и скучноватым решением без единого стержня. В остальном у спектакля больше сильных сторон: роскошные декорации и красивые костюмы (Валерий Левенталь), зажигательная хореография (Наталья Фиксель). Световые решения Дамира Исмагилова заставляют лишь восторженно разводить руками, забывая подглядывать за тем, «как это сделано». Детей был полный зал — даже в ложе осветителей детская инспекция контролировала процесс:

Маленький зритель

По большому счету, беда была одна — музыкальная составляющая. Эта опера все-таки не блещет красивыми мелодиями. Вообще мелодиями не блещет. Арии и ансамбли оставляют ощущение речитативной монотонности. Пожалуй, за исключением арии Герды, в которой и текст, и мелодия бьют в десятку. Растиражированная песня фонарщика «про нелюбовь» действительно более уместна в исполнении рок-группы, как это было в питерской постановке — единообразно молотить несколько куплетов в опере не принято.

Но главная неприятность — неожиданно громкое и разбалансированное звучание оркестра, в котором доминировали медные и… флейта-пикколо. Дирижер Филипп Чижевский вроде бы показывал вступления и совершал управляющие жесты, но все равно оркестр играл чрезмерно экспрессивно и как бы эээ… каждая группа — себе на уме. Возможно, дело и в плотности оркестровки, но рискну предположить, что вряд ли перекрытие гремящей медью всего живого в яме и на сцене — задумка композитора.

«История Кая и Герды» - сцена из I действия (фото Дамира Юсупова)

Главным козырем, призванным обеспечить постановке успех, был, конечно, состав артистов. Купив билет задолго до премьеры (и, значит, до объявления составов) я попал на спектакль с составом своей мечты.

Обиднее всего, что за чрезмерно громким оркестром было слышно не всех певцов — даже тех, кого, по всем чаяниям, должно было быть слышно.

Главной и безоговорочной удачей состава стал Богдан Волков, спевший Кая. Вернее, двух Каев — ведь по действию герой преображается в мальчика с ледяным сердцем и обратно. Преображение было реализовано не только актерски, но и вокально: у «ледяного» Кая по мановению волшебной палочки из голоса исчезли теплые интонации. Его общение со Снежной Королевой (а до «оттаивания» — и с Гердой) происходит, в основном, в нижнем регистре — и здесь можно порадоваться за певца, при необыкновенно красивых верхних нотах все увереннее озвучивающего низ. Другие сильные стороны исполнения — красивая подача звука через оркестр и хорошая дикция.

Милая Герда Ольги Кульчинской без труда справилась со страшновато задранной тесситурой партии в первом действии и тронула сердечными интонациями арии во втором. Вот, кстати, скорбит душа: всю сцену с разбойниками Герда ходит босая. Надеюсь, певицу не заставляли ходить по сцене совсем уж босиком и, лишив сапожек, оставили хотя бы потайные стельки. Холодно же смотреть! Ох уж этот жестокий к артистам мир современной оперы.

Со слышимостью обоих главных героев почти не было проблем. Но две песни третьего значимого героя — Фонарщика — почти растворились за оркестром. Оставалось любоваться на по-балетному грациозного рассказчика истории в исполнении Александра Миминошвили, да послушать по-оперному весомо исполненный хит про нелюбовь, где плотность оркестровки позволяла слушать пение.

Еще печальнее получилось с разбойниками, которыми в роли Атаманши верховодил одним из любимых басов — Николай Диденко. Осталось впечатление, что музыкальная характеристика разбойников для всех инструментальных партий сопровождена ремаркой sempre con tutta forza. Как только вступала Атаманша — все тонуло в реве оркестра, через который почти не удавалось не только разобрать слова, но даже распознать тембры певцов. Не буду голословным — вот фрагмент, записанный по центру зала на дальних подступах к сцене:

Тем более жаль, что текст лесной братии, насколько удалось услышать, был весьма заборист. Отрада, что Николай Диденко сыграл Атаманшу с обычным для себя артистизмом и комическим даром, а разухабистый танец предводительницы разбойников — из тех номеров, которые хочется увидеть на бис. Да что уж — вся свита Атаманши была чудо как хороша!

«История Кая и Герды» - сцена из II действия (фото Дамира Юсупова)

Еще одна обидная вокальная потеря — тролли в исполнении Николая Казанского и Арсения Яковлева. По тому, что пробивалось в паузах, было слышно, что звук хорош, но оркестр вновь вступал — и разобрать слова было решительно невозможно. То же, к сожалению, относится и к открывающему спектакль хору троллей.

Зато за всех антигероев — разбойников и троллей — отыгралась Снежная Королева — Агунда Кулаева. Несколько сдержанная в первом появлении на чердаке дома дальше она звучала объемно, с напором, с грозными и властными интонациями, доставив огромное удовольствие от актерски цельной и вокально великолепной роли. Грим и костюм Снежной королевы — отдельная статья: представляю какое эпическое время требуется на преображение Агунды в эту сиятельную злюку, но оно того стоит!

Бабушка, исполненная Ириной Удаловой по волшебству без малейшего нажима проникала через оркестр — было слышно каждое слово. А походка, а жесты! Отлично сделана роль.

Феерическая Маленькая разбойница — Ксения Вязикова столь же волшебным образом донесла весь текст до слушателей не только не укрупняя звук, но и заметно избегая форте и, как мне показалось, пары верхних нот (без партитуры наверняка утверждать не могу). Артистизм в данном случае был настолько убедителен, что представлял самоценный шедевр. Форменная рыжая бестия. К тому же жадноватая — помнится, Герде при прощании полагалась не появившаяся «в кадре» муфточка. Правда, разбойница, видимо, в качестве компенсации предлагала девочке свой пистолет — Герда в ужасе отказалась.

Из хоровых номеров больше всего понравились Снежинки — грациозные барышни весьма инфернального вида. Слаженный ансамбль пел точеные фразы потустороннего звучания, довольно прозрачно напоминавшие прокофьевские «пити-пити» и «я люблю тебя, Рупрехт». Кстати, с музыкой Прокофьева вызвало ассоциации построение дуэта Кая и Герды в I действии, да и главный буффонный персонаж — бас в женском обличии — тоже ударная штучка одной из опер Сергея Сергеевича.

Участие Николая Казанского в спектакле не ограничилось одним из троллей. Его голосом пел Северный олень. Причем, Оленя было прекрасно слышно — ибо пел он с подзвучкой, через колонки.

И здесь у меня возникло два соображения. Первое — что, возможно, было бы гораздо комфортнее слушать этот спектакль, если бы все певцы пели с небольшим микрофонным усилением — в стиле мюзикла. Тогда середину диапазона, в которой, в основном, написаны вокальные партии, глядь — и было бы слышно получше. В качестве бонуса появится возможность разнообразить вокал специфическими для эстрады приемами звукоизвлечения, что бывает особенно эффектно в буффонном пении.

Второе соображение: если корректная организация сценической подзвучки — дело технически хлопотное, может, проще было бы организовать русские супратитры? Ведь оперы Прокофьева, да и «Чародейку» в Большом дают с русскими титрами, что при флуктуациях составов становится палочкой-выручалочкой (к слову, в Новой Опере с супратитрами на русском языке идет даже Евгений Онегин). Даже безотносительно плотности оркестра, вокальной мощи и дикции солистов — пропеваемый текст не все умеют воспринимать на слух. И если для детей параллельное чтение титров — задача сложная, то можно таким образом подарить радость прикосновения к тексту хотя бы взрослым. А уж взрослые своим детям расскажут…

Вот, кстати, горьковатый, но необходимый десерт: сюрприза не случилось, и дети вокруг вели себя, как дети — вертелись, разговаривали, забирались с ногами на кресла и порывались встать. Правда, родители все равно шумели громче — особенно когда пытались по ходу действия рассказать сюжет и донести до отпрысков услышанные фразы. Да что там — у меня за спиной (к сожалению, на безопасном расстоянии) семейство прямо посреди действия устроило праздник шоколада: лакомство разложили на фольге и по очереди — то наощупь, то подсвечивая ослепительным фонариком — отламывали дольки, невзирая на шикание окружающих («как смеете, смерды! не видите — трапезничать изволим!»). После такого аттракциона жлобства ругаться на шумящих детей даже как-то неловко.

Для иллюстрации в тексте использованы фотографии Дамира Юсупова.

Похожие темы

  • Щелкунчик. Опера. Премьера. (Новая Опера 27.12.2014)

    Жанр постановки Аллы Сигаловой я бы определил как макси-утренник — самый естественный и, наверное, лучший вариант для обеспечения зрелищем детей дошкольного и младшего школьного возраста. Декорации Николая Симонова красивы:…

  • «Риголетто» – премьера в Большом театре (17.12.2014)

    17 декабря я посетил третий премьерный спектакль «Риголетто» в Большом театре. Впечатления противоречивые, и связаны они не только с вызывающей столько споров постановкой Роберта Карсена. Кстати, самой большой проблемой в этой…

  • Так поступают все женщины (Большой театр 15.10.2014)

    Я не говорил, что в прошлом сезоне у меня появился еще один любимый спектакль? Сам не ожидал. Опера, положа руку на сердце, — эстетская: припевных хитов нет, партии сложные, сюжет хихикает над…

Рубрика: Опера, Премьеры История Кая и Герды  Агунда Кулаева  Ольга Кульчинская  Богдан Волков  Николай Диденко  Николай Казанский  Александр Миминошвили  Сергей Баневич  Дмитрий Белянушкин  Дамир Исмагилов  Валерий Левенталь  Наталья Фиксель  Запись  Публика 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Орфей и Эвридика» – музыкально, остроумно, зрелищно
    (МАМТ 13.12.2015)

  •  

    Елена Зеленская в Бетховенском зале Большого театра

  •  

    Травиата
    (МАМТ 20.10.2014)

  •  

    Травиата
    (Большой театр 07.04.2015)

  •  

    Василий Ладюк, Леонид Виленский и музыка Малера
    (ММДМ 05.12.2014)

  •  

    «Жизель Акрама Хана» глазами безразличного дилетанта

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов