Вчера, согласно всем прогнозам, уже к середине концерта должен был пойти дождь, а к концу концерта мы должны были оказаться в центре грозы и, в меру способностей, уплыть домой. Но случилось чудо, не впервые наблюдаемое мной на оперных концертах под открытым небом — из цикла «не пытайтесь это объяснить». Посовещавшись, мы дружно решили, что тучи свистом разогнал Мефистофель в известной арии Бойто. И, пожалуй, это действительно было если не рациональное, то наиболее уместное в тех обстоятельствах объяснение почему среди ливней, через которые слушатели с разных сторон добирались до Несвижа, нам перепало два часа удивительной, не жаркой и не сырой, летней погоды. С декорациями грозового неба над замком, далекими раскатами грома и восторженным писком завсегдатаев фестиваля — бесчисленных несвижских ласточек, летавших над самыми головами. Спасибо Большому театру Беларуси за традицию концертов в замке Радзивиллов, спасибо участникам концерта за незабываемый вечер!
На сегодняшней «Травиате» великолепная Хибла Герзмава, вокруг которой вращался мир спектакля, по праву триумфатора отменила сложившуюся в МАМТ печальную практику двухминутных «спортивных» поклонов, предоставив публике возможность сполна воздать должное Евгению Поликанину, чей Жорж Жермон был в нужной степени лукав и по-отечески трогателен, и, конечно, звёздному Альфреду в роскошном исполнении Нажмиддина Мавлянова, чей яркий, плотный голос и запредельная энергетика были под стать пламенной самоотверженности и непреклонной убедительности, с которыми Хибла играет и поет Виолетту. Брави!
Перелистав свои заметки о «Хованщине» в МАМТ понял, что все любимые сцены уже посмаковал, некоторые — не по одному разу. И не по разу отдал должное таланту каждого из любимых исполнителей.
Даже для Москвы, регулярно принимающей оперных звезд, такое событие — уникальная редкость. Предлагаю вниманию свой фоторепортаж концерта великолепной пятёрки, создававшей в тот вечер атмосферу праздника на ВДНХ: Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько и Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» под управлением Дмитрия Юровского.
В злокозненный оперный жанр даже не надо особо вглядываться, чтобы осознать его растленное влияние, иезуитски усиливаемое слащавой музычкой. Чистое подстрекательство: сегодня он слушает «Кармен», а завтра? Ответ очевиден, как до мажор: пойдет резать цыганок! И уже не имеет большого значения как умирает Кармен в театре — пусть даже в постановке очередного гения от режиссуры Хозе в приступе бешенства переезжает возлюбленную на тракторе. Налицо изощренный призыв к насилию, обусловленный законами жанра! Но ведь есть еще всякие лючии, далилы и, — страшно сказать, — электры и саломеи. А то и медеи с енуфами!
Самое красноречивое свидетельство волшебства этой «Богемы» — то, что на поклонах не получилось ни одной нормальной фотографии — ни общей, ни индивидуальной. Честно — плохо помню, как фотографировал.