Вокальные миниатюры Андрея Тихомирова на стихи Николая Агнивцева уже несколько лет со мной во всех поездках. Вернее, та небольшая часть вокального цикла, которая была записана автором или исполнялась на концертах. Вчера в Овальном зале музея Н.Г. Рубинштейна состоялось мое первое очное знакомство с двумя песнями-сценками цикла в исполнении молодого тенора Валерия Макарова и Карины Погосбековой (фортепиано).
Богатая история сделала Ново-Иерусалимский монастырь одним из самых посещаемых мест Подмосковья. Недавно близ монастыря открылся современный культурный комплекс, ставший не только новым домом для музея истории и культуры с его богатейшим фондом, но и площадкой, на которой проходят масштабные выставки — в том числе, таких знаменитых художников, как Айвазовский, Кустодиев, Дюрер.
Со всей ответственностью должен сообщить московским коллегам по любви к опере: в Москве нас обманывают. Был на «Кармен» в Большом театре Беларуси. Вспомнил много интересного. Оказывается, действие оперы происходит в Севилье — на улицах, в горах, у ворот арены для корриды. Нет там ни коробок с инсталляциями из телевизоров, ни плоских фанерных домиков — так-то! В Севилье живут согретые жарким южным солнцем торреадоры и цыгане, контрабандисты и солдаты — все они обходятся без условно-серых пиджаков, без кукольно-розовых платьиц. И знаете, Кармен — не бесплотная феечка, не бродяжка, обитающая в гниющем автомобиле и даже, знаю, что сейчас разочарую многих, — не проститутка. Кармен — вы не поверите, коллеги, — простая цыганка. Лукавлю — конечно, не простая, иначе бы не случилось оперы. Гордая и неприступная — для всяких-прочих. Фатально неизбежная — для тех мужчин, которым посчастливилось ощутить на своей судьбе опаляющий жар ее сердца. Не все, правда, в том своенравном сердце надолго задерживаются. Более того — не все выживают. Но это лишь потому, что огненная Кармен ищет себе ровню — и на меньшее не согласна.
Рождение оперного театра-студии — редкое событие, узнавать о котором приходится не из афиш и рекламы, а больше через знакомых и из социальных сетей. В мире драматического театра маленькие студии — обычное начало творческого пути молодых актеров, режиссеров, художников: собрались единомышленники, нашли помещение — и театр готов. В мире оперы потребность в небольших «полигонах», на которых могли бы заявить о себе выпускники профильных учебных заведений, — едва ли не больше, чем в драмтеатре. Вот только возможности объективно более ограничены: для оперных постановок, помимо профессиональных навыков, нужны определенные голоса. И, конечно, — настоящий оркестр. Но, как известно, земля вращается энтузиастами, которым страстное желание реализации мечты помогает преодолевать непреодолимое.
Когда 31 января я шла на оперу «Мелкий бес» Александра Борисовича Журбина в Камерный театр Покровского, меня чрезвычайно занимал один вопрос: как можно было вдохновиться этим произведением? Как мизантропический взгляд на российскую действительность, остервенелое презрение к человеку и омерзение от жизни в целом, свойственные автору исходного текста, могли стать предметом интереса столь светлой личности, как композитор Журбин? Ведь в процессе работы необходимо надолго погружаться в тоскливо-убогий мир сологубовского романа, где нет ни малейшего намёка на высокое, а есть лишь одно сплошное низкое, низкое, низкое. В романе не встретишь ни одного не просто положительного, но хотя бы более-менее приличного персонажа. Но ведь большинство людей ходят в оперу на романтических героев и томных, прекрасных героинь, которые любят друг друга неземным чувством. Да и на них-то не особо разбежались. А тут даже не Гоголь с Достоевским… Тут «передоновщина» — вязкое болото торжествующей гнусности, беспросветной серости, подлости, злобы и пороков.
И вдруг на тебе… бесподобный, шедевральный спектакль.
Для меломанов лето — пора последних премьер и «отчетных» фестивалей театров, показывающих под закрытие сезона лучшие спектакли. Следом приходит наполненное предвкушениями межсезонье. Но не ошибусь в утверждении, что пульс музыкального лета — это события на открытых площадках, дарящие особенные впечатления и запоминающиеся надолго. В прошлом году летняя программа концертов на пленэре откровенно баловала нас. В этом году календарь событий под открытым небом не столь насыщен, тем ценнее каждое мероприятие.
Сдается, я последним из знакомых побывал в новом Рахманиновском зале с его оригинальной камерной акустикой, очень подходящей для Моцарта. Столь же идеально подошел для двух моцартовских концертных арий хрустальный голос Анастасии Белуковой. Еще были адажио и фуга до минор, а во втором отделении — симфония № 34.