Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Белорусская «Кармен» — ария московского гостя

Автор: Федор Борисович (27 мая 2018 14:29)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 25.05.2018

Место: НАБТ (Большой театр Беларуси, Минск)

Состав:

Кармен – Алима Мамди (Франция)
Хозе – Эдуард Мартынюк
Микаэла – Анастасия Москвина
Эскамильо – Владимир Громов
Моралес – Александр Краснодубский
Цунига – Дмитрий Трофимук
Фраскита – Анна Гурьева
Мерседес – Марина Лихошерст
Данкайро – Сергей Лазаревич
Ромендадо – Юрий Болотько
Дирижер – Андрей Галанов

Хабанера, Кармен - Алима Мамди. НАБТ, 25 мая 2018

Со всей ответственностью должен сообщить московским коллегам по любви к опере: в Москве нас обманывают. Был на «Кармен» в Большом театре Беларуси. Вспомнил много интересного. Оказывается, действие оперы происходит в Севилье — на улицах, в горах, у ворот арены для корриды. Нет там ни коробок с инсталляциями из телевизоров, ни плоских фанерных домиков — так-то! В Севилье живут согретые жарким южным солнцем торреадоры и цыгане, контрабандисты и солдаты — все они обходятся без условно-серых пиджаков, без кукольно-розовых платьиц. И знаете, Кармен — не бесплотная феечка, не бродяжка, обитающая в гниющем автомобиле и даже, знаю, что сейчас разочарую многих, — не проститутка. Кармен — вы не поверите, коллеги, — простая цыганка. Лукавлю — конечно, не простая, иначе бы не случилось оперы. Гордая и неприступная — для всяких-прочих. Фатально неизбежная — для тех мужчин, которым посчастливилось ощутить на своей судьбе опаляющий жар ее сердца. Не все, правда, в том своенравном сердце надолго задерживаются. Более того — не все выживают. Но это лишь потому, что огненная Кармен ищет себе ровню — и на меньшее не согласна.

Большой театр Беларуси с размахом отмечает свои юношеские (по меркам театров) 85 лет. Его история началась с «Кармен», поэтому на следующий день после грандиозного концерта празднование продолжилось юбилейным мостиком в современность — «Кармен» в постановке трехлетней давности.

Уверен, вы уже поняли, что с декорациями и костюмами в белорусском спектакле (художник-постановщик Анна Контек) дело обстоит сколь традиционно, столь и впечатляюще. Не побоюсь сказать — роскошно. Во всяком случае, для восприятия московского зрителя, потчуемого актуализацией, деконструкцией, десакрализацией и прочими, извините, трендами, сопровождающими и порождающими аскетическую условность, упрямый курс на девальвацию высоких чувств и просто пошлость, жеманно скрываемую под очередным платьем-невидимкой. Таковы «творческие» мотивы. С другой стороны москвичам  сардонически улыбается Ее Величество Нехватка Средств, на которую московские театры нет-нет, да сетуют, а в остальное время — недвусмысленно намекают, периодически после мощных премьерных пиар-кампаний заставляя зрителей смотреть на концептуально обшарпанные коробки и примитивные конструкции эконом-класса вместо декораций.

Можно поставить оперу на почти пустой сцене, более того — есть оперы, которым крупные штрихи, скупая «мультяшность» и лакончиность в оформлении могут быть к лицу (хороший образец — минская «Свадьба Фигаро»). Но, во-первых, публика все равно будет с большим удовольствием приходить на спектакли, где есть на что смотреть. А во-вторых, есть оперы, которым по рождению положен пышный большой стиль, вне зависимости от талантливости режиссера и его нежелания делиться славой с художником.

Помню аплодисменты декорациям Федора Федоровского при открытии занавеса «Бориса Годунова» и «Царской невесты» в московском Большом театре. В спектаклях новейшего прошлого не до аплодисментов — свежо в памяти нескрываемое разочарование от оформления еще не покрывшихся пылью премьер «Кармен» и «Иоланты» — на той же Исторической сцене главного театра России. В Минске никто не аплодирует декорациям, но по строго перпендикулярной причине: здесь привыкли с открытием занавеса попадать в сказку. Вот и теперь эка невидаль — Севилья…

«Кармен», хор IV действия, НАБТ, 25 мая 2018

Добро бы дело было только в декорациях, но ведь упомянутые выше московские премьеры были отмечены и мизансценами, в которых постановщики были раздосадованы необходимостью расставлять по сцене певцов, так некстати введенных в оперу композитором. И грозой драмтеатральных режиссеров — многострадальным хором, который заставляли то единообразно переминаться с ноги на ногу, то двигаться приставными шагами, а то и вовсе забывают удалить со сцены… Ой, не хочу вспоминать.

В качестве отступления для смены темы — продолжу про хор и миманс. На мой личный вкус избыточен стиль Дзеффирелли, до отказа населявшего сцену любых размеров безымянными персонажами, находящимися в непрерывном, профессионально разведенном движении. То есть приятно когда режиссер опасается, что певец во время арии заскучает и с отеческой предусмотрительностью обеспечивает ему компанию. Но и края где-то должны быть видны.

В этом плане минская «Кармен» в постановке Галины Галковской доставила удовольствие тем, как на многолюдной улице Севильи мгновенно организуется фокус зрительского внимания, как он сохраняется и, при необходимости, переключается в движении. Как за несколько секунд, выделяемых музыкой Бизе, пустеют улицы, когда певцов нужно оставить одних. И как оставленные наедине Хозе и Микаэла,  Кармен и Хозе не теряются на огромной сцене, перемещаясь в соответствии с логикой происходящего. Впрочем, местами логика все же приносится в жертву. Так, в финале Хозе ловит Кармен, убегающую в разные стороны, хотя, по логике должна стремиться попасть на арену, где идет коррида с участием Эскамильо. Хозе перемещается по сцене, и каждый раз Кармен, вместо того, чтобы обрадоваться открывшимся перспективам бегства, мужественно штурмует препятствие из постылого любовника. Видимо, так выглядит конфликт театральной условности с жизненной правдой.

Кармен стремится в разные стороны

Кармен стремится в разные стороны

Обширных возможностей, предоставляемых оперой Бизе для постановки танцев (хореографы-постановщики Юлия Дятко и Константин Кузнецов), оказалось недостаточно, и, в качестве продолжения интермеццо ко второму действию, между сценой ареста Хозе, прибытием контрабандистов с добычей и «Цыганской песней» возникает колоритный танец под гитару. Оправдано ли такое вкрапление? С точки зрения авторского замысла — вряд ли, поскольку начало действия заметно затягивается. В качестве хореографической «фишки» и для погружения зрителя в своеобразную атмосферу кабачка Лилиаса Пастьи — вполне.

Танец под гитару, II действие (НАБТ, 25 мая 2018)

С увиденным, наверное, всё. В конце концов, фотографии скажут лучше любых слов. Теперь об услышанном — в целом вдохновляюще благополучном, хоть и не столь однозначном, как услада для глаз в оформлении спектакля.

На титульную роль в юбилейной «Кармен» была приглашена французская певица Алима Мамди. У тех, кто накануне побывал на праздничном концерте, знакомство с ее голосом началось с песенки Эболи про шаха и фату. Да, певица, приглашенная петь оперу, полную «хитов», не воспользовалась одним из них, а подготовила для концерта отдельный номер из другой оперы. В канцоне нельзя было не отдать должное темпераменту и артистизму певицы, подвижности (хотя в фиоритурах местами слышны неточности) и многокрасочности ее голоса. Конечно, на столь показательном материале сразу проявились и слабые стороны, среди которых значимы две: скажем так, не убойный (хотя достаточный для данной сцены) объем голоса и явный сдвиг рабочего диапазона вверх.

Алима Мамди - Канцона Эболи из оперы «Дон Карлос»
Юбилейный концерт к 85-летию Большого театра Беларуси 24 мая 2018

Алима Мамди - Канцона Эболи из оперы «Дон Карлос»

Все перечисленное подтвердилось на следующий день в спектакле. Да, высокое, очень высокое меццо — практически сопрано. Но с профессиональным умением «нахимичить» нижние ноты и замаскировать недостатки за счет несомненных достоинств — богатой палитры оттенков в средней и верхней частях диапазона, умения культурно петь форте и воздушно филировать пиано. И все равно отсутствие темных «потусторонних» нижних нот серьезно сказалось на восприятии, например, сцены гадания. Среди достоинств роли, само собой, — аутентичное французское произношение, к которому (что уже не «само собой») прилагался аутентичный образ с неотразимым южным темпераментом.

Сегидилья. Кармен - Алима Мамди, Хозе - Эдуард Мартынюк

Глядя на цыганку Кармен в исполнении Алимы Мамди можно было забыть и простить некоторое несоответствие голоса партии. Естественные позы и жесты, грациозная пластика, особенно украсившая «Цыганский танец». С момента внезапного появления Кармен (именно внезапного — из-за купюры хора «Но скажите нам: где Карменсита?») атмосфера в зале театра приобрела ту степень наэлектризованности, которая сопровождает присутствие в любой компании красивой женщины, притягивающей внимание присутствующих. Даже помимо их воли — как случилось, например, с Хозе, к которому пора бы перейти.

Хозе - Эдуард Мартынюк, Кармен - Алима Мамди. Сцена из II действия

Эдуард Мартынюк сумел пронести цельный характер злосчастного солдата через все действие: сохранил психологическую узнаваемость своего героя и, постепенно добавляя эмоций, развил образ, подведя его ко взрыву, к трагической, безумной точке в финале. Столь же убедительным было пение — с качественным пиано в дуэте с Микаэлой и сияющими металлом форте (в арии вместо написанного автором пиано по сложившейся у теноров традиции кульминация прозвучала на форте).

Всю компанию героев сомнительного морального облика и нелегитимного поведения в опере Бизе должна уравновешивать одна-единственная деревенская девушка. Так, чтобы всем стало понятно: Хозе поплатился за то, что ошибся в выборе женщины. Публика неизменно (я бы сказал — неизбежно) сопереживает Микаэле, перед которой стоит столь непростая задача. С ней мастерски справилась Анастасия Москвина — певица с благородным, небесной чистоты тембром, созданным для положительных героинь, наделенных сильным характером.

Микаэла - Анастасия Москвина

Вокально это была в чем-то противоположность (а может дополнение?) главной героини — слух ласкали полновесные нижние ноты, а объема голоса хватало чтобы заполнить зал без сколь-нибудь заметного напряжения. Как и с Хозе, театр продемонстрировал наличие в труппе певцов, способных на самом высоком уровне исполнять знаковые оперные партии.

За короткий период мне удалось услышать Владимира Громова в очень разных партиях — от Марселя до Скарпиа и от Графа в «Свадьбе Фигаро» до Макбета. Я отметил для себя универсальность вокального и актерского амплуа певца, а потому с интересом ждал его Эскамильо.

Эскамильо - Владимир Громов

Французский стиль предполагает в этой партии пластичный баритон, проникающий через оркестр за счет полетности и не покоряющий силой, а очаровывающий женщин сплавом мужества и галантности. Владимир Громов избрал более традиционный в наших северных краях брутально-силовой вариант, с запасом перекрывая оркестр. Впрочем, без ущерба для обаяния Эскамильо.

Из ансамблей оперы самый значительный и ожидаемый — квинтет контрабандистов. Он же — номер с наибольшей статистикой уголовных исполнений, объясняемых высокой сложностью материала и частым отсутствием «первачей» на четырех позициях из пяти (пятая — Кармен). Не везде идеально вместе, чуть выпирал голосистый Ремендадо, не хватало сопрановых «гвоздей», но если сильно не придираться — квинтет получился. Пели его в теплой компании:

Квинтет. Кармен – Алима Мамди, Фраскита – Анна Гурьева, Мерседес – Марина Лихошерст, Данкайро – Сергей Лазаревич, Ромендадо – Юрий Болотько

Если уж говорить о том, что значимо и объективно печалило в спектакле, то это звучание оркестра, под управлением Андрея Галанова игравшего в «Колобка» с солистами и хором: «я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…» Оркестр то вступал раньше, то на протяжении буквально пары фраз заметно обгонял поющих. Складывалось впечатление, что время на сцене и в оркестровой яме текло неодинаково. К счастью, эта музыкальная релятивистика проявлялась все-таки эпизодически и решающего влияния на общее впечатления не оказала. Да и хочется выйти на финишную прямую с рассказом о чем-то вдохновляющем и познавательном.

Спектакль исполняется с необычным сочетанием диалогов и речитативов, которым аккомпанируют разные инструменты — в том числе гитара. В качестве бонуса узнал из титров полное имя Дона Хозе. А вы знали?

Фамилия Дона Хозе - Лиццарабенгоа. А вы знали?

Оказывается, всем известно, но теперь и я могу поведать миру секрет Полишинеля: в Большом театре Беларуси прекрасный хор! Опера «Кармен» с разноплановыми и сложными хоровыми номерами в полной мере показала и вокальное, и, столь важное в современном театре, — артистическое мастерство коллектива под руководством главного хормейстера театра Нины Ломанович.

Хор из I действия

К сожалению, единственная объемная купюра была именно хоровой: в третьем действии отсутствовал марш контрабандистов, собирающихся на дело (перед появлением Микаэлы). А я был бы не прочь его услышать в исполнении хора НАБТ.

«Кармен», поклоны после спектакля
В порядке появления: Моралес – Александр Краснодубский Цунига – Дмитрий Трофимук Фраскита – Анна Гурьева Ромендадо – Юрий Болотько Мерседес – Марина Лихошерст Данкайро – Сергей Лазаревич Эскамильо – Владимир Громов Микаэла – Анастасия Москвина Хозе – Эдуард Мартынюк Кармен – Алима Мамди (Франция) Дирижер – Андрей Галанов Режиссер-постановщик - Галина Галковская Юбилейный спектакль Большого театра Беларуси 25 мая 2018

«Кармен», поклоны после спектакля

Признаюсь: с опасением жду возвращения в Москву. Знаю, что после десятка минских спектаклей вернусь уже другим. С удивлением, непониманием, а то и с возмущением принимающим проявления царства условности, то ли проникшие во многие московские постановки из драматического театра, то ли являющиеся следствием все более прочного становления оперы на товарно-денежные рельсы. Осознаю, что даже самыми хлесткими словами не перешибить обух рыночных отношений — между театрами и артистами, между театрами и публикой. Но теперь хотя бы знаю куда, устав от бытовых «современных прочтений» и неуместной «лакончиной эстетики» буду приезжать за пышной возвышенной сказкой. В Минск, в Большой театр Беларуси. Где оперу ставят и оформляют так, как хочет ее видеть абсолютное большинство зрителей — и упоротые маньяки, вроде меня, и редкие гости, и, особенно, — новички, наиболее часто ловящие когнитивный диссонанс на «современных» и «актуальных» (на самом деле, давно переставших таковыми быть) постановках. Буду устраивать себе минские каникулы. А там, глядишь, и в Москве что-то изменится к лучшему.

Похожие темы

  • «Свадьба Фигаро» в Минске

    Вчера в Минске, в Большом театре Беларуси, состоялось мое знакомство со «Свадьбой Фигаро» в постановке Михаила Кислярова — одного из любимых оперных режиссеров. Его «Набукко» в московском Большом я знал наизусть, его…

  • «Аида» в Минске — слово о создателях

    Хочу нарушить традицию и сказать несколько неприкрыто восторженных слов не об артистах. Вчера у меня состоялось третье очное знакомство с постановками Михаила Панджавидзе. Это была «Аида» в Национальном Большом театре…

  • «Иоланта» с причудами — премьера в Большом театре (28.10.2015)

    На околотеатральной орбите не получается безмятежно вращаться в скафандре, ограждающем от слухов, домыслов и сплетен. Как ни стараешься изолировать себя от закулисных историй — непостижимым образом они просачиваются в сознание. Не помню откуда я впервые услышал,…

  • Премьера «Кармен» в Большом театре (15.07.2015)

    Премьера — всегда ожидания и волнения. На этот раз особенно сильные, ведь повод обязывает. «Кармен» в Большом театре — звучит не репортажной прозой, а восторженной поэзией под бравурную музыку! Мой обстоятельный рассказ…

Рубрика: Опера Кармен  Алима Мамди  Анастасия Москвина  Владимир Громов  Эдуард Мартынюк  Жорж Бизе  Большой театр Беларуси 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Кармен
    (МАМТ 04.05.2014)

  •  

    Концерт Ильдара Абдразакова
    (Новая Опера 17.04.2014)

  •  

    Динара Алиева: «Я принадлежу к числу тех оптимистов, которые считают, что опера жива и будет жить»

  •  

    «Летучий голландец» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»
    (Большой театр 19.03.2015)

  •  

    Концерт симфонической музыки Александра Журбина: мост через полвека
    (СЗ ММДМ 22.10.2015)

  •  

    Золушка
    (Новая Опера 10.12.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов