Режиссеры воссоздания – Дмитрий Бертман, Галина Тимакова
Дирижер-постановщик – Владимир Понькин
Сценограф воссоздания – Вячеслав Окунев
Художник по костюмам – Ника Велегжанинова
Художник по свету – Денис Енюков
Хормейстер-постановщик – Евгений Ильин
Хореограф-постановщик –Эдвальд Смирнов
Новый Геликон оглушает лоском. Небольшие комнаты в свежих красках, приветливые банкетки и мягкие стулья — обстановка больше напоминает не театр как культурное учреждение «пришел — послушал — ушел», а в меру элитный клуб, располагающий к длительному времяпровождению. Театр-клуб — почему бы нет? Приятно же, черт возьми, за бокалом чая обсудить впечатления с коллегами по увлечению. Тем более, за поводом Геликон-опера в карман не лезет — не успело отгреметь новоселье, как в афише уже вторая премьера, и какая!
После короткой паузы на Новой сцене Большого театра вновь дают «Евгения Онегина». Недавно известие о снятии спектакля наделало немало шума, но вскоре Большой изменил планы, объявив о скором возобновлении показов. Дмитрий Черняков, чей график, как говорили в прессе, плотно расписан на ближайшие несколько лет, оперативно нашел время приехать в Москву для реставрации своего спектакля.
Чуть было не пропустил я премьеру «Иоланты» в Большом, но в последний (а точнее в предпоследний) момент всё сложилось наилучшим образом, и я даже два состава успел послушать в последний день премьерной серии спектаклей. Впечатления яркие, правда, как всегда в подобных случаях, я хотел бы уделить внимание исключительно певцам, тем более что все уже весьма подробно описали (и раскритиковали) все особенности и детали и постановки, и даже костюмов. Так что я просто изложу события в моем восприятии.
В силу ряда причин по этой премьере мне пришлось написать два материала: один, поживее и пофривольнее — для «Голоса публики», другой, предлагаемый вашему вниманию, более академичный и подробный — для сайта OperaNews.ru.
Так получилось, что к юбилейному году Петра Ильича Чайковского его последняя опера «Иоланта» пропала из репертуара главных оперных театров Москвы. Большой театр планировал заменить иллюстративный спектакль Георгия Ансимова сюрреалистическим дуплетом из «Иоланты» и «Мавры» Стравинского, но, сняв репертуарный спектакль, вскоре официально объявил об отказе от новой постановки на неопределенный срок. И вот через два года «Иоланта» вернулась в Большой.
На околотеатральной орбите не получается безмятежно вращаться в скафандре, ограждающем от слухов, домыслов и сплетен. Как ни стараешься изолировать себя от закулисных историй — непостижимым образом они просачиваются в сознание.
Пропустить «Евгения Онегина» в Новой Опере с таким составом исполнителей было бы преступлением. К тому же три дебюта — Ларина Татьяны Смирновой, Няня Ирины Ромишевской, а самый значительный — Онегин Ильи Кузьмина.
Последнее время хорошей традицией становятся оперные фестивали имени певцов и певиц, находящихся в зените карьеры. 4 октября открылся Первый фестиваль Динары Алиевой Opera Art. На открытии прозвучала «Иоланта» — опера безраздельно светлая, до краев напоенная благородством, одновременно прославляющая мудрость высших сил и могущество человеческих порывов.