К волку в пасть... три-четыре!

Автор: Федор Борисович

Дата: 02.05.2015

Место: МАМТ, Музыкальная гостиная

Состав:

Программки в тексте
Анна Савкина и Шолпан Барлыкова

Подошел к концу цикл In bocca al lupo в Музыкальной гостиной МАМТ, знакомивший слушателей с музыкантами оркестра театра. Четыре концерта, очень разных по репертуару, красиво уложились в цельную концепцию.

Это действительно получился «путеводитель по оркестру для взрослых» — с акцентом на «для взрослых». Никто не водил за ручку, рассказывая азы. Планка восприятия с первого же концерта была задана высокой — узнавая программу, приходилось само­образо­вываться. Ведь музыкальное произведение — всегда значительная история, помещенная в рамки времени звучания, а значит, полноценное восприятие невозможно без знания хронологических и биографических поводов, вдохновивших композитора, и истории выдающихся интерпретаций. Правда, есть мнение, что «музыку достаточно просто слушать», но обычно я слышу эти слова от про­фесси­ональных музыкантов — у них свой взгляд на вещи:)

Цикл был организован главным дирижером театра Феликсом Коробовым. При этом дирижер все-таки «давал вступление», но в другом смысле — выполняя роль конферансье (кто может лучше рассказать о музыкантах оркестра?) и рабочего сцены, расставляющего стулья и пюпитры, создав неформальную обстановку музыкального события, главными героями которого стали музыканты.

Три

8 апреля 2015. Программка.

Камерный объем Музыкальной гостиной, где исполнители находятся не далее пяти метров от слушателей, и где октет Энеску уже звучит с симфоническим размахом, позволил познакомиться с музыкантами практически в формате квартирного концерта. Для меня особенно интересным стало представление произведений для инструментов, очень редко звучащих соло в оперных спектаклях. В третьем концерте, состоявшемся 8 апреля, это был фагот, визитная карточка которого в мире оперы — соло перед романсом Неморино в «Любовном напитке» Доницетти.

Уже достаточное время наблюдая за оркестрами московских театров я знал, что девушка на месте первого фагота в МАМТ — Анастасия Батракова. Теперь, благодаря концерту, услышал в ее исполнении концерт для фагота с оркестром Моцарта (переложение для фагота и фортепиано). Партнером Анастасии (то есть за оркестр) выступила Ольга Бер — концертмейстер и педагог, организатор Школы концерт­мейстерского мастерства и Гильдии концертмейстеров.

Анастасия Батракова и Ольга Бер (МАМТ, 8 апреля 2015)
Анастасия Батракова и Ольга Бер (МАМТ, 8 апреля 2015)

Если вам еще не доводилось услышать этот инструмент соло — при случае не упустите возможность. Я уже столкнулся с тем, что описывать звучание фагота проще, как ни странно это звучит, в сравнении с гораздо более молодым и из другой оперы (то есть вовсе не из оперы) саксофоном — он более знаком самому широкому кругу слушателей.  В самом деле, инструменты похожи не только изгибом, но и характером звучания. При этом звук фагота — как бы сказать… рассудительный, без приставших саксофону эгоистичной, несколько пижонской, медной яркости и провока­ционного бунтарского задора на передувании. Услышать фагот в джазе можно примерно так же редко, как саксофон - в составе симфонического оркестра. Но — можно.

Следующий номер — одно из наиболее серьезных и технически сложных произведений для скрипки и фортепиано — соната № 1 Прокофьева, в которой партию скрипки с ошеломляющей искренностью эмоций исполнила Галина Скобелева. В своих интервью Феликс Коробов часто подчеркивает необходимость сохранения традиций музыкальной школы. Так и на концерте — в его вступительных словах вместе с представляемыми исполнителями незримо обязательно присутствовали их учителя. И закономерно, что частью концепции концертов цикла «К волку в пасть» стало участие легендарных музыкантов. В этом концерте на фортепиано в сложнейшем опусе Прокофьева играла пианистка и педагог Елизавета Григорьевна Гинзбург. Так полностью поглотившее зал произведение Прокофьева — эпическое, с нотками грозы и разнообразием технических приемов звуко­извлечения — получило и символическое значение преемствен­ности поколений.

Галина Скобелева и Елизавета Гинзбург (МАМТ, 8 апреля 2015)
Галина Скобелева и Елизавета Гинзбург (МАМТ, 8 апреля 2015)

Вновь Моцарт и двойная трость — квартет фа мажор для гобоя, скрипки, альта и виолончели. Гобой — Евгений Шредник, пришедший в театр из Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. В театре музыканта можно услышать в «Аиде» — партия гобоя в сцене у Нила является одним из сложнейших оперных соло для этого инструмента. Альт — Анастасия Шимичева. Виолончель — Юлия Ерилина. Скрипка — Анна Кабашная, ныне солистка ГАСО, а в недавнем прошлом — бессменный концертмейстер спектаклей «Итальянка в Алжире». Именно с ее участием разыгрывались сценки в начале увертюры, задающие шутливый россиниевский настрой всему действию.

Евгений Шредник, Анна Кабашная, Анастасия Шимичева, Юлия Ерилина (МАМТ, 8 апреля 2015)

Второе отделение — бенефис дуэта концертмейстера виолончелей оркестра театра Натальи Кислицыной и ее постоянного партнера по выступлениям — Анастасии Животовской (фортепиано).

Наталья Кислицына и Анастасия Животовская
Наталья Кислицына и Анастасия Животовская

Здесь в программе произошло небольшое изменение — сонаты Дебюсси и Пуленка были выстроены в хронологической последо­вательности — французские и… очень разные. Настолько разные, что между ними хотелось сделать антракт. Тем не менее, получился еще один хронологический мостик — на этот раз композиторский.

Четыре

28 апреля 2015. Программка.

Праздники имеют свойство заканчиваться в тот момент, когда кажется, что только вошел во вкус. Так и с концертами «К волку в пасть» — бац! — и в очередном репортаже приходит пора выбирать между «завершился», «подошел к концу» и другими сходными по значению штампами — невзрачными и навязшими, но верными спутниками журналиста. Причем, штампы — не худшее, что может произойти от вдохновенного соития пера и бумаги.

Так, недавно в заметке о концерте произведений Баха некий автор долго снисходительно рассуждал о кружевных тонкостях пианизма, после чего внезапно поведал читателям о притаившихся в составе камерного оркестра «третьих скрипках». Проницательные читатели, поборов недоумение, вскоре догадались, что речь шла об альтах. В самом деле, что уж — немногие отличат одиноко лежащий альт от скрипки — при том, что сравнительная разница в размерах очевидна. Исторически получилось, что альт, имея собственное узнаваемое звучание, оказался зажат между технически более изощренной скрипкой и полнозвучной виолончелью. Что сказалось и на количестве произведений для инструмента, и на количестве музыкантов, прославивших альт. А ведь именно альт носит исконное название всех смычковых — viola.

Альт стал сквозной темой концерта. Его представляла Мария Теплякова, ученица знаменитой альтистки Галины Ивановны Одинец. В первом отделении Мария со своим постоянным партнером по гастролям Марией Смердовой продолжив французскую тему предыдущего концерта представили апассионато Бюссе, за которой прозвучала элегия бельгийского композитора Анри Вьетана. Дуэтная часть отделения завершилась переложением для альта и фортепиано «Вокализа» Сергея Рахманинова.

Соната Дебюсси для флейты, альта и арфы подарила встречу с Ольгой Змановской, уже знакомой по «флейтовому» отделению первого концерта, и знакомство с замечательной арфисткой Елизаветой Бушуевой, которую мне в антракте удалось поймать в момент перемещения инструмента (и не удалось — в фойе, с внушительной тележкой, на которой арфа транспортируется).

Елизавета Бушуева
Елизавета Бушуева

Звучание поистине райского состава инструментов не располагало к тому, чтобы возиться с фотоаппаратом, но я позволил себе запечатлеть музыкантов во время исполнения.

Второе отделение последнего концерта было полностью посвящено Чайковскому. Со светлой грустью и утонченной эмоциональностью в исполнении дуэта Анны Савкиной (скрипка) и Шолпан Барлыковой (фортепиано) прозвучали три пьесы «Воспоминание о дорогом месте».

Тема ностальгии продолжилась «Воспоминанием о Флоренции». Любителям оперы интересна неслучайная перекличка этого произведения с музыкой «Пиковой дамы». Опера была написана во Флоренции, и воспоминания об этом городе, любимом композитором, вдохновили Петра Ильича на секстет, в котором тонкая лирика обрамлена живыми танцевальными зарисовками. Так получилось, что концерты познакомили нас и с Анной Кабашной, бессменным концертмейстером «Итальянки в Алжире» на протяжении 17 спектаклей, и с молодым скрипачом Никитой Олиневичем, чье появление на месте концертмейстера было обыграно в очередном дивертисменте в начале увертюры недавней «Алжирки».

Никита Олиневич
Никита Олиневич

Секстет с яркими музыкальными образами, захватывающей динамикой и игривой перекличкой скрипки, альта и виолончели исполнили Никита Олиневич (скрипка), Дмитрий Новиков (скрипка), Мария Теплякова (альт), Василий Девякович (альт), Наталья Кислицына (виолончель), Алексанр Ермаков (виолончель).

Эпилог

Публика в оперных театрах часто желает странного. Чтобы любимые певцы пели все любимые партии (подходят ли они по голосу — не столь существенно). Чтобы медные всегда играли не громче, чем пиано-пианиссимо (и, разумеется, чисто). Чтобы в операх XX века оркестр звучал шепотом, «не мешая певцам петь». Под чертой импровизированной летописи концертов цикла «К волку в пасть» должен признаться, что со стороны слушателей я где-то невольно, где-то — осознанно поспособствовал пестованию идеи таких концертов. Чтобы публика знала музыкантов оркестра в лицо и по именам — таково мое личное странное желание.

Ведь несправедливо, что не только в обиходе фэйсбучных «властителей дум», но и во вполне респектабельной прессе звучание оркестра обычно скудно представлено парой фраз, — именем дирижера да «мелкими киксами медных с шорохами струнных», — призванных не столько рассказать о музыкальной составляющей спектакля, сколько подчеркнуть осведомленность автора строк и утонченность его восприятия. А ведь практически всегда на оперном спектакле в оркестровой яме музыкантов существенно больше, чем на сцене. Если нет возможности об этом писать — об этом нужно, как минимум, помнить каждому, кто взял курс на театральную вешалку.

К счастью, звезды сошлись — те же мысли давно бродили в Обществе друзей оперы МАМТ, а Феликс Коробов нашел время, чтобы не только организовать концерты, воспользовавшись служебным положением, но и провести их. Единственный грустный мотив в финальной каденции — легкое чувство голода. Но контрапунктом ему звучит тема надежды на продолжение череды встреч с музыкантами оркестра театра. Поэтому — до свидания!