«Кармен» в первый день весны (ММДМ 01.03.2016)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 01.03.2016

Место: ММДМ, Светлановский зал

Состав:

  • Кармен – Юстина Грингите
  • Хозе – Дмитро Попов
  • Микаэла – Вероника Джиоева
  • Эскамильо – Юрий Лаптев
  • Фраскита – Валерия Зайцева
  • Мерседес – Наталья Владимирская
  • Цунига – Роман Улыбин
  • Моралес – Андрей Батуркин
  • Данкайро – Дмитрий Кондратков
  • Ремендадо – Сергей Балашов
  • Дирижер – Михаил Симонян
Кармен в Светлановском зале ММДМ, 1 марта 2016 (фото из фейсбука Сергея Балашова)

Больше фотографий

1 марта в Доме музыки давали «Кармен» в достаточно необычном формате. Это было концертное исполнение, но с элементами постановки. Причем, масштаб был очень серьезный. Организаторы пригласили оркестр МАМТ СНД, Хор Свешникова (как звучал!), Детский хор Большого театра (дети всегда очаровательны), во второстепенных ролях были заняты очень хорошие артисты МАМТ и, конечно, привлечены хорошие солисты.

И постановка интересная, и сценическое решение: на сцене четыре стула с очень высокими спинками, я вспомнил, что видел такие в балете «Кармен-сюита», четыре артиста балета из Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, которые все время находились на сцене и все время оперировали этими красивыми стульями, весьма оживляли действие, у них была собственная хореографическая «партитура». Я сначала боялся, что они будут мельтешить и мешать, но в итоге не могу сказать, чтобы это как-то препятствовало восприятию оперы. Единственное, несколько странно выглядел момент, когда они стали изображать драку в сцене в горах — вместо главных героев Хозе и Эскамильо. А в остальном эти элегантные и пластичные молодые люди, пожалуй, и не мешали. Кроме того, была использована видеопроекция на пять висящих над сценой экранов. Это тоже мастерски было сделано — что-то вроде театра теней, кажется, даже в 3D (особенно мне понравился момент, когда изображение стало цветным, и в момент появления Кармен упала красная роза). Но это тоже, надо сказать, не отвлекало, как ни странно. Впрочем, чего уж тут странного? Музыка чудесная.

Дирижер — Михаил Симонян, встретился с ним первый раз. Однозначно понравился — по-моему, очень музыкальный. Оказывается, он очень талантливый скрипач. Кстати, забыл сказать, что организаторы позаботились и о выпуске шикарного буклета, где подробно были представлены все участники проекта, и почти этим же составом оперу было запланировано показать и в Санкт-Петербурге, причем, два раза в два последующих дня. В общем, мероприятие было подготовлено серьезно и, я бы сказал, с большим размахом. Организаторы обеспечили даже супратитры! Опера исполнялась в редакции, которую условно можно назвать «сокращенная с речитативами», условно — потому что от речитативов этих почти ничего не осталось, исполнялись практически только арии, ансамбли и хоры, правда, Цуниге оставили еще пару диалогов, точнее, пару фраз… Ну, еще бы! Сам бог велел — когда такой уникальный Цунига — артист МАМТ Роман Улыбин! Хорошо пели и с удовольствием играли свои любимые роли и другие исполнители второстепенных партий: Моралес — Андрей Батуркин, Фраскита — Валерия Зайцева, Мерседес — Наталья Владимирская, Ремендадо — Сергей Балашов и Данкайро — Дмитрий Кондратков.

В заглавной партии выступала Юстина Грингите, причем, как я понял из буклета, впервые. До этого она только фрагменты партии исполняла. Мне было очень интересно, как она справится. Я до этого слышал ее два раза в спектакле «Риголетто» в постановке Роберта Карсена в Большом театре, но партия Маддалены слишком невелика, чтобы оценить все возможности певицы, поэтому я немного за нее волновался. Но выяснилось, что, пожалуй, зря. Начала она очень уверенно, звучно, особенно был хорош средний регистр — плотный и стабильный, и, что весьма важно для этой партии — очень длинное дыхание. Хабанера прозвучала весьма выразительно, так томно, можно сказать, прошла «на ура». И вообще — голос молодой, свежий, чистый, хотя тембр мне показался несколько прохладным. Внизу звук был, пожалуй, чуть глуше (например, в сцене гадания), а наверху иногда чуть резковат, например, в сегидилье, хотя, возможно, это просто особенности моего восприятия… Вообще, это была, конечно, очень необычная Кармен, но, безусловно, интересная — блондинка с немного угловатыми движениями и своеобразной мимикой. Иногда это смотрелось немного вызывающе, но скучно с ней, точно, не было! Больше всего мне понравилось, что ее голос оказался достаточно эластичным и достаточно богатым тембральными нюансами для этой партии. И мне кажется, в этом голосе еще много скрытых возможностей, которые можно развить — певица молодая, у нее все впереди!

Партию Хозе исполнял Дмитро Попов. До этого я слышал его в партии Водемона в «Иоланте» в январе в Большом театре и выяснил тогда, что в зале он звучит заметно лучше, чем в записях, которые мне довелось слышать ранее. В общем, здорово он тогда Водемона спел! И Хозе у него очень хорош оказался. Голос большого объема, ровный, приятного тембра — и очень стабильный, я бы сказал, супернадежный вокал. Пение выразительное, динамических нюансов было много — в дуэте с Микаэлой пиано хорошее, си бемоль на пианиссимо в арии с цветком тоже удался, прекрасное фортиссимо на словах «Аdieu pour jamais!» и «Demon!». В общем, замечательное было исполнение, единственное, был момент где-то в середине финальной сцены, когда мне показалось, что певец чуть подустал и сбавил напор… Но конец он очень хорошо спел, так что, может и правда — показалось. И еще, если уж совсем строго придираться, то в конце второго акта верхнее «до» на «la liberta» прозвучало чуть коротковато, но придираться-то как раз не стоит, тем более что оно там вообще вставное, это «до»…

А Микаэлу пела очаровательная Вероника Джиоева. Роскошный голос — объемный, такого красивого, сочного, по-южному пряного, переливчатого тембра, богатого обертонами, восхитительное легато и тоже масса нюансов. Надо сказать, что все три выхода Микаэлы удались на славу, и публика очень тепло ее принимала и сочувствовала ее героине. После арии аплодисменты были особенно продолжительными. Мне тоже все очень понравилось, придраться-то практически не к чему, ну, разве что пара нот наверху немного «узковато» прозвучали, но на фоне всего остального это неважно. Микаэла пела упоительно, да и внешне она, конечно, была очень хороша!

Приятное впечатление произвел и баритон Юрий Лаптев в партии Эскамильо. Опытный певец озвучил ее весьма добротно, внятно, звук был корректным и ровным по всему диапазону. Фразировка отличалась вкусом и чувством меры, чего иногда не хватает некоторым исполнителям этой партии. Мне понравился, в частности, дуэт с Кармен перед корридой — он был спет сдержанно и с достоинством. Хотя внешность певца, пожалуй, была немного необычной для тореадора (по-моему, он скорее напоминал типичных героев пьес Островского), однако в концертном исполнении это вряд ли имело какое-то значение, ведь вокально он был вполне убедителен. Кстати, он же являлся и режиссером постановщиком этого необычного проекта.

И, надо сказать, что в итоге впечатление превзошло ожидания. И такой сложный проект обошелся практически без накладок. Ну, разве что стул в конце упал, кажется, все-таки незапланированно, так даже это артисты удачно обыграли!
И вообще все прошло так празднично, на подъеме! Спасибо всем!