Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Премьера «Кармен» в Большом театре
(15.07.2015)

Автор: Федор Борисович (16 июля 2015 06:20)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 15.07.2015

Место: Большой театр, Историческая сцена

Состав:

Кармен – Агунда Кулаева
Хозе – Мурат Карахан
Эскамильо – Эльчин Азизов
Микаэла – Анна Нечаева
Цунига – Николай Казанский
Моралес – Александр Киреев
Мерседес – Екатерина Морозова
Фраскита – Дарья Зыкова
Ремендадо – Станислав Мостовой
Данкайро – Андрей Жилиховский
Дирижер – Туган Сохиев

[Show slideshow]
Премьера "Кармен" в Большом театре (15 июля 2015)
Агунда Кулаева - Кармен
Мурат Карахан - Хозе
Анна Нечаева - Микаэла, Алексей Бородин
Туган Сохиев
Эльчин Азизов - Эскамильо
Анна Нечаева - Микаэла
Алексей Бородин, Агунда Кулаева (Кармен), Туган Сохиев
Детский хор
Танцоры
Мурат Карахан - Хозе, Анна Нечаева - Микаэла
Андрей Жилиховский - Данкайро, Екатерина Морозова - Мерседес, Дарья Зыкова - Фраскита
Программка на 15 июля 2015
Программка на 15 июля 2015, часть 2

Премьера — всегда ожидания и волнения. На этот раз особенно сильные, ведь повод обязывает. «Кармен» в Большом театре — звучит не репортажной прозой, а восторженной поэзией под бравурную музыку! Мой обстоятельный рассказ о премьере, в котором постараюсь быть объективным и безжалостным:) будет чуть позже в ОпераНьюс, по сумме двух спектаклей. Сейчас — первые впечатления.

Поставлена версия с речитативами — что логично для страны, где французский язык не распространен. Речитативы обеспечивают непрерывную мелодичность и компактность — первый большой плюс. Действие идет с одним антрактом, первая половина (1+2) — около 1 часа 40 минут, вторая (3+4) — около 1 часа. Плюс это или минус — каждый решит сам, а к антракту я еще вернусь чуть позже.

Понравился оркестр, понравилось необычное и, возможно, небесспорное прочтение партитуры Туганом Сохиевым. Были расхождения с солистами, во вступлении к арии Микаэлы заметно сфальшивила валторна. Но ведь — премьера же! Зато хороши были деревянные духовые — Дмитрий Лиманцев (кларнет), Сергей Лысенко (гобой) и Галина Эрман (флейта).

Хор — практически везде был на высоте, самые сложные номера звучали четко. В хоре контрабандистов в кабачке у Пастьи были небольшие расхождения — но при столь ударном материале и столь качественном исполнении придираться — грешно.

Долго я ждал Кармен Агунды Кулаевой — дождался! Уверенное звучание в зале Исторической сцены, объем, точность и ровность звука, темперамент и непринужденность на сцене (даже в сцене соблазнения Хозе, когда Кармен приходится между репликами скакать по столам). Все, что ждал от любимой певицы — получил сполна.

Герой-тенор в исполнении Мурата Карахана в первых двух действиях был несколько монотонен в динамике и неосторожен в звуковедении — неприятно ширил звук, небрежно снимал длинные ноты. Вдобавок невовремя вступал с репликами. Сложилось впечатление, что певец, как подобает опытным артистам, берег себя для подвигов ближе к финалу — ведь именно они запоминаются публике. В третьем действии ситуация улучшилась — пошли яркие форте, да и энергии в движениях прибавилось. Это уже было похоже на Хозе. Правда, на фоне самоотдачи с которой играли Кармен и Микаэла главный герой продолжал казаться пресноватым.

Дивная Микаэла получилась у Анны Нечаевой — взрослая и стойкая, без инженюшности и показных страданий (на которые, впрочем, имела полное право). Такая могла и лагерь контрабандистов найти, и Хозе оттуда увлечь. Тонкие оттенки партии вызывали душевный трепет, а большие форте уверенно заполняли зал. Словом, роль удалась.

Эскамильо у Эльчина Азизова по звуку получился простоват и жирноват — мне не хватало сдержанной французской изысканности звука, да и точность интонирования в куплете в конце третьего действия вызвала вопрос. Тем не менее, образ состоялся, да и звучащие в куплетах низы при достаточно уверенных верхних нотах дорогого стоят.

Цунига у Николая Казанского был ожидаемо хорош. Может, не хватало громоподобности в сцене с Хозе у Пастьи (там Хозе распелся и звучал более массивно, чем Цунига), но за счет точно сыгранного высокомерия и презрения к солдату сцена сохранила накал.

Лучшей мужской ролью спектакля я бы назвал Данкайро в исполнении Андрея Жилиховского. Можно говорить о том, что молодой певец владеет всеми ипостасями первоклассного солиста оперы — голосом, образом и стилем, что в полной мере проявляется даже в маленькой роли контрабандиста. Понравился Ремендадо — Станислав Мостовой. Очаровали Фраскита и Мерседес — Дарья Зыкова и Екатерина Морозова. Причем, сопрано Екатерина Морозова спела Мерседес — партию, обычно отдаваемую меццо — показав уверенные нижние ноты. Показатель профессионализма шайки — квинтет из второго действия — был исполнен отменно — ритмически точно и стройно.

«И что, вот прям всё хорошо?»

— спросит читатель, всегда особо охочий до критических замечаний. И я не разочарую его, ответив: не всё. При высоком вокально-музыкальном уровне засада у спектакля одна, но серьезная. Это постановка. Начну с того, ради чего, как бы это ни печалило влюбленных в оперу, приходит в театр большинство зрителей — с декораций.

Как ни приучают нас к лаконизму современных постановок (не спорю, очень удобных для монтажа и гастролей) — от Большого театра неисправимо продолжают ждать роскоши на сцене. Особенно когда это «Кармен» — одна из немногих опер, где даже пышность в духе Дзеффирелли не покажется нарочитой. Цыгане, разбойники, коррида — есть где развернуться! Сценография мэтра Станислава Бенедиктова по-своему интересна: плоские фигурные деревянные перегородки-трансформеры складываются-раскладываются, видоизменяя пространство. За счет лаконичности декораций спектакль идет динамично, с единственным антрактом, продиктованным не техническими соображениями, а здравым смыслом (некоторый отток зрителей на антракт начался уже после арии Хозе). Но лаконичность — о двух концах. Перегородок, стульев и столов может быть достаточно для обеспечения условным миром сцены скромного размера, но явно маловато для Исторической сцены Большого театра. Людям, неравнодушным к геометрии, наверняка будет интересно наблюдать за более или менее конгруэнтными преобразованиями фигур из перегородок. Но что делать остальным — особенно тем, кто хотя бы в записи видел сценографию «Кармен» из славного прошлого Большого театра и наивно желает странного — сибаритской услады для глаз?

Хореография спектакля выглядит двояко. Зажигательный аутентичный кордебалет и анимация интермеццо (в том числе солистами-танцорами) соседствует с явно самостийными, непроработанными сценами, где большое количество людей даже не статично обрамляет действие, а тяготит его.

Физика спектакля местами схематична. Девчонки с табачной фабрики не пробиваются через ряды солдат, а изо всех сил стараются не пробиться — солдат мало, стоят они редко и «не пущать» пытаются вяло. А девушек много и после рабочего дня на фабрике они все еще полны энергии. Драка между Хозе и Цунигой напоминает физкультурные экзерсисы: «делай раз! делай два! делай три!» Если уж драка ставится — она должна выглядеть как драка на сцене театра, а не мимическим этюдом абитуриента.

Сложилось впечатление, что режиссер Алексей Бородин не привык управлять большими массами поющих людей и соизмерять действие с музыкой — этим часто грешат постановки режиссеров, приглашенных из драматического театра. В результате музыка отслаивается от действия и становится скучновато. За недостатки постановки отдуваются яркие пунктуально достоверные костюмы Валентины Комоловой и виртуозно манипулирующий пространством свет Дамира Исмагилова.

Должен сделать трудное признание. Крамольная для моего воззрения на оперу мысль, естественным образом пришедшая ко мне аккурат в момент сбора контрабандистов в дорогу: несчастная, раскритикованная в пух (в том числе мной) снятая с Новой сцены пошлая развлекательно-глэмовая постановка Дэвида Паунтни в чем-то была интереснее решения, представленного постановщиками на сцене Большого в этот вечер. Часто бывает, что новая постановка воспринимается вяло из-за больших ожиданий. Премьерную усталость и обязательную недоделанность тоже не надо сбрасывать со счета. Возможно, спектакль втопчется, разомнется, раскатается — и придет комильфо… А что — хороший пассаж для оптимистического завершения скороспелого потока впечатлений от первого спектакля премьеры.

Эльчин Азизов - Эскамильо, Мурат Карахан - Хозе, Агунда Кулаева - Кармен (Большой театр, 15 июля 2015)

PS: Отдельное спасибо доброй девушке, позволившей незнакомому мужчине перефотографировать программку — после того, как он пробежал в тщетных поисках программки от партера до четвертого яруса и обратно.

Похожие темы

  • Премьера «Свадьбы Фигаро» в Большом театре

    Мод со стратокастером на сцене Большого театра! Мондриан — насколько это прилично и при чем здесь Ив Сен Лоран? Большой акустический обман, или Где скрывался…

  • Репертуар Большого театра: смена коней на переправе

    Этот материал дорог мне как первая публикация на сайте OperaNews.Ru. Огромное спасибо Евгению Цодокову за наставничество и бесценный опыт, полученный при работе над этим и последующими материалами. * *…

  • Кармен (Большой театр 21.06.2014)

    Жизнь так устроена: почти всегда для того, чтобы однажды на радостном выдохе изречь что-то вроде «вот свезло — так свезло!» надо произвести какую-никакую подготовительную работу. То было раннею…

Рубрика: Опера, Премьеры Кармен  Дарья Зыкова  Агунда Кулаева  Екатерина Морозова  Анна Нечаева  Эльчин Азизов  Андрей Жилиховский  Мурат Карахан  Станислав Мостовой  Галина Эрман  Туган Сохиев  Жорж Бизе  Большой театр  Станислав Бенедиктов  Алексей Бородин  Дамир Исмагилов  Валентина Комолова 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Об оркестре в премьерной «Царской невесте»

  •  

    Зачем слили Ливайна?

  •  

    «К волку в пасть 2»: скрипка, маримба, контрабас
    (МАМТ 03.03.2015)

  •  

    Моему антигерою посвящается

  •  

    Поиск и преемственность: большая миссия маленького театра

  •  

    «Кармен» в первый день весны
    (СЗ ММДМ 01.03.2016)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов