Кармен (Большой театр 21.06.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 21.06.2014

Место: Большой театр, Новая сцена

Состав:

  • Кармен – Ринат Шахам
  • Хозе – Виктор Антипенко
  • Эскамильо – Алексей Пашиев
  • Микаэла – Анна Аглатова
  • Цунига – Николай Казанский
  • Моралес – Андрей Григорьев
  • Мерседес – Дарья Зыкова
  • Фраскита – Валентина Феденева
  • Ремендадо – Максим Пастер
  • Данкайро – Максим Перебейнос
  • Дирижер – Павел Сорокин
Кармен (Большой театр, 21 июня 2014)

Жизнь так устроена: почти всегда для того, чтобы однажды на радостном выдохе изречь что-то вроде «вот свезло — так свезло!» надо произвести какую-никакую подготовительную работу.

То было раннею весной — увидев состав на сегодняшнюю «Кармен» я немедленно совершил семейную закупку билетами, предвкушал этот день, и вот — свершилось. После девятого вала премьер Моцарта (трех Кози и четырех Дон Жуанов) было ощущение длительной диеты на вкусной и здоровой, но все-таки вегетарианской пище. В этом состоянии, скажем, Пуччини воспринимается, как сочный кусок мяса, а вот «Кармен» — как бокал красного вина.

Все добрые и недобрые слова о постановке я уже произнес в своей дебютной нетленке для OperaNews.Ru, поэтому сегодня о драконах — ни слова.

С чем на этот раз особенно свезло — так это с оркестром. В «Кармен» есть несколько по-французски бравурных мест, провоцирующих на итальянскую экспрессию и русскую жирность. Если дирижер ведется — жертвы и разрушения неизбежны. Из программных номеров от ажитации страдают, прежде всего, куплеты Эскамильо и Цыганская песня, из любимых — пафосный хор в конце второго действия («а еще, что нам всего дороже…«). Сегодня у Павла Сорокина оркестр играл богато по динамике, но при всей экспрессии форте были культурными, если не сказать — изящными. Единственное, в поло перед 4 действием все-таки хотелось послушать другие инструменты, кроме бубна. Но это уже не к дирижеру, как мне кажется, а к тому, кто бьет в бубен. Так же не к дирижеру многочисленные расхождения с вокалистами — особенно, в первом действии. Можно понять: когда на сцене столько замечательных певцов, у каждого из них могут быть свои, отличные от дирижера, соображения о том, когда вступать и в каком темпе петь. Все равно ведь — если поют хорошо, то неточности становятся эфемерными. А пели хорошо!

Прошлое выступление израильской Кармен Ринат Шахам я пропустил. И зря. С точки зрения техники певица поет небезупречно — нижние ноты по-образцовски выставлены вперед, если не сказать отвалены, что звучит вульгарновато, особенно в сочетании с эмоциональной игрой. Но Кармен все-таки не воспитанница Смольного института, и в мое понимание образа цыганки особенности интерпретации Ринат Шахам вписались. Несомненное достоинство певицы — богатейшая динамика. Объемный голос с тонкими пиано, бодро взлетающий к достойно прикрытым форте.

Виктор Антипенко — как знак качества роли. Адекватное сценическое воплощение и добротный вокал с чуть напряженным, но не теряющим вибрато и обертонов верхним регистром. Несмотря на лирический уклон голоса и в целом богатую динамику, си-бемоль в арии с цветком его Хозе поет где-то в районе меццофорте. Но я привык. А, кроме того, знаю в какой театр надо идти за предписанным автором пианиссимо морендо в кульминации этой душераздирающе чувственной арии.

Буря чувств, море женственности и непреклонный характер — в Большом это не загадка, а прямое указание на героинь, создаваемых Анной Аглатовой. Главная засада партии Микаэлы — она написана для легкого сопрано, с пиано и мелкими нотами в дуэте. При этом дуэт приходится петь со спинтовым (как минимум) тенором, беззлобно, но наверняка уничтожающим легкое сопрано массой. Часто от безысходности для достижения баланса на эту партию ставят трубный лирдрам или даже драм — и милая девушка, «пахнущая молоком и навозом», начинает звучать в динамике форте-фортиссимо, как известная китайская принцесса. Анна Аглатова сочетает в голосе соловьиную подвижность, полноценную динамику до пианиссимо на пределе слышимости, техническую оснащенность, незабываемую выразительность и, что особенно важно, — плотную фактуру, полетность и достаточную мощь. В результате дуэт (я еще не признавался? — мой любимый номер этой оперы) звучит ровно так, как надо — сбалансированно, внятно и легко, заставляя забывать обо всем, включая вдохи и выдохи.

Формат фэйсбука не предполагает долгих рассказов, поэтому, и без того изрядно настрочив, я закруглюсь на самых ярких впечатлениях. В целом замечу, что такого ровного состава и такого крепкого исполнения в этой постановке я не могу припомнить. Еще момент: скорее всего, это был последний раз, когда я имел неудовольствие созерцать творение Паунтни — на Исторической сцене грядет новая «Кармен», с гаданием и цыганками. Но если это все-таки финал постановки, то финал очень достойный.