Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Титульный кризис или Грустныя думы о планах Большого театра

Автор: Федор Борисович (12 мая 2014 22:12)  |
 Комментировать 

Кадр из трансляции спектакля «Риголетто» (режиссер Роберт Карсен, Риголетто - Георгий Гагнидзе)

Свершилось! Большой театр объявил планы аж на два сезона… и стало скучно. А еще — обидно. Как-будто, посулив шоколадку в красивой обертке, развернули пустой фантик. Смена руководителя — наверное, на лучшего из мыслимых. Долгий поиск и обретение музыкального руководителя — наверное, лучшего из мыслимых. Масштабная чистка репертуара. Все это — в аппетитной панировке из правильных слов, предвещавших если не возвращение былого величия, то, как минимум, большое будущее. Искренне надеюсь, что все лучшее сосредоточено в балетных планах театра, оценить которые не могу. Но оперные перспективы на ближайшие два года навевают чувства в диапазоне от сдержанного разочарования до боязливого недоумения.

Недоумение прежде всего связано с эксгумацией и выволакиванием на Историческую сцену парижской «Пиковой дамы» Льва Додина. Позволю себе постановку как концептуальный авторский маразм, который храбрецы из Большого не пострашились приурочить к 175-летнему юбилею Чайковского. Тем более, что режиссер, как огня, боится, собственно, музыкальной составляющей и держится за литературный первоисточник, поставив Чайковского по Пушкину. Как бы забыв, что в случае «Пиковой дамы» принцип «а книга лучше!» не работает — по катарсической мощи произведение Пушкина отличается от оперы братьев Чайковских как новогодняя шутиха отличается от водородной бомбы. Фирменные режиссерские кривляния и многозначительно-дурацкие мизансцены, к радости любителей драмтеатра, прилагаются, при этом главный вопрос любителей оперы — «а Герман кто?» — в Большом остается открытым.

Честно говоря, я надеялся, что копродукция «Риголетто» Карсена почиет вместе со сменой руководства Большого. Но финансовые обязательства — болезнь, с большой вероятностью передающаяся по наследству. А потому спектакли — как свет погасших звезд: людей, подписавших соглашения, уже нет на постах, а спектакль ВНЕЗАПНО приходит на сцену театра — нате, кушайте его с кашей. Право дело — кушайте, если не стошнит после увертюры, за которой следует секс с надувной куклой, укрощение топлесс одалисок и череда других прелестей в стиле Карсена. К слову, если кто-то собрался недоумевать и даже возмущаться по поводу непристойных жестов на фотографии к этой моей замете — не торопитесь. Это кадр из «Риголетто», который придет на Новую сцену Большого театра в декабре этого года.

«Свадьба Фигаро» на Новой сцене обещает стать событием, как минимум, в плане постановки. Во всяком случае, на это настраивает имя Евгения Писарева, в прошлом году одарившего Москву прелестной «Итальянкой в Алжире» — оперой, в плане веселого абсурда действия, примерно того же плана, что и шедевр Моцарта. Что касается исполнения, позволю себе скепсис в отношении возможности набрать в Большом два состава моцартовских (!) певцов на досконально известные, заслушанные меломанами до оскомины партии, чтобы исполнение, с учетом богатых традиций, слушалось на уровне (даже просто «на уровне», а не «на уровне главного театра страны»).

В планах заявлен еще один суперхит всех времен — «Кармен». Вместо еще идущего на Новой сцене макси-скетча Паунтни постановку на Исторической сцене по-соседски осуществит художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин, никогда до сих пор, насколько помню, опер не ставивший. Дебют драмтеатрального режиссера на Исторической сцене — звучит с максимально возможным количеством знаков вопроса.

Обобщая премьеры хочется посетовать, что не просто взяты три едва ли не самых известных оперных титула. Это еще и дубликаты: очень приличный «Риголетто» уже успешно идет в Новой Опере, и там же в будущем сезоне обещают премьеру «Свадьбы Фигаро» в прокатной постановке. Зачем большому Большому потребовалось устраивать «битву премьер» с маленькой, но амбициозной и голосистой Новой Оперой — не совсем понятно (ибо для Большого есть неиллюзорный риск проиграть битву). Музыкальная, стильная, эротичная «Кармен» уже идет в МАМТе, где, к слову, в отличие от Большого, есть кому петь Хозе.

Ну и, лично для меня, самое приятное и, к сожалению, похоже, одноразовое ожидание предшествующих сезонов — концертное исполнение «Орлеанской девы» на открытие сезона 2014−2015. Будто самое вкусное лакомство подали перед унылым столовским обедом.

Остается порадоваться за МАМТ и Новую Оперу — оперные планы Большого дают им карт-бланш на смелые проекты, которые обязательно будут привлекать публику, разочарованную скромными перспективами Большого театра.

Похожие темы

  • Тоска (Большой театр 15.06.14)

    Елена Зеленская в роли Тоски. Каварадосси - Олег Кулько. Постановка Б.А. Покровского.

  • Борис Годунов (Большой театр 23.07.2014)

    Спектакль, который, по-моему, обязательно должен присутствовать в репертуаре Большого театра. Не только в качестве живого музея, в который приходят подивиться на то, как раньше не…

  • О дружбе

    Поскольку я принципиально не читаю чужих рецензий пока пишу свою, после сдачи материала последние два дня у меня были посвящены чтению того, что написали о премьере «Дон Жуана» другие…

Рубрика: Кулуары Большой театр  Алексей Бородин  Лев Додин  Роберт Карсен 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Виктория Яровая в Зеркальном фойе
    (Новая Опера 19.12.2014)

  •  

    Две песенки на концерте «Вокальная музыка XX–XXI»

  •  

    «Иоланта» – занавес премьерной серии
    (Большой театр 31.10.2015)

  •  

    Конец света с триумфом
    (МАМТ 14.04.2014)

  •  

    Аида
    (МАМТ 25.12.2014)

  •  

    Открытие оперного сезона в МАМТ
    (20.09.2015)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов