Час Моцарта» в исполнении студентов АХИ (КЗ ММДМ 25.02.2015)
Чуть не пропустил вечер выступлений студентов Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Когда студенты технических вузов выходят на сцену и начинают петь — это, обычно, капустник. Когда на сцене студенты АХИ поют Моцарта — это уже настоящий концерт. Даже если он тщательно стилизован под капустник.
В первом отделении в сопровождении фортепиано (Анна Герштейн) нон-стопом шли ансамбли и арии из «Свадьбы Фигаро», «Волшебной флейты», «Так поступают все». Фрагменты в полусценическом исполнении сменяли друг друга без пауз, а происходившее на сцене было бесконечно далеко от сухого академизма. Задав тон выходом Керубино (Анна Емельянова) в красных кедах и с фотоаппаратом, концерт продолжился с неиссякающим веселым драйвом. Юных солистов я традиционно не оцениваю, но здесь практически все пели здорово, звуком подтвердив репутацию АХИ как кузницы лучших вокальных кадров. Особенно понравились Александр Безруков, густым и ровным басом спевший «In diesen heil’gen Hallen», и Иван Рак, чей красивый баритон сочетается с незаурядным артистизмом — неотразимый Папагено, вышедший с веревкой на шее и с какой-то особенно несчастной интонацией допевавший «Ein… Zwei…» в ожидании чуда. А чудо не замедлило свершиться — Керубино, после своего выхода ненавязчиво обеспечивавший фотосъемку на сцене, превратился в мечту птицелова — звонкоголосую Папагену.
Во втором отделении, уже под оркестр, представили плод творчества двенадцатилетнего Моцарта — «взрослую» версию пародийного зингшпиля «Бастьен и Бастьена». Как было указано на программке — «в оригинальной современной постановке». Эти слова, обычно навевающие смутную тревогу, на сей раз вызвали лишь приятное предвкушение. Во-первых, виденные мной ранее постановки режиссера Наталии Анастасьевой-Лайнер отличали театральность, остроумие, музыкальность и осязаемо лучащаяся доброта. Во-вторых, спектакль был поставлен в, по-моему, лучшей из возможных для зингшпиля форм — арии и ансамбли на языке оригинала перемежались диалогами на русском языке (перевод и новый текст Юрия Бершидского).
В результате простецкий пасторальный сюжет про пастушку, пастуха и деревенского знахаря стал простецкой современной историей о том, как супруги пришли к психотерапевту Коласу, что произошло потом и что из этого вышло. Понятно, что по закону жанра «произошло» и «вышло» ровно то же самое, что придумал два с половиной века назад вундеркинд Вольфганг, но искрящийся юмором русский текст превратил исполнявшиеся без клавесина диалоги в жемчужины и, конечно, дал возможность артистам показать таланты.
Все три героя были исключительно хо-ро-ши! Знахарь-психотерапевт Святослав Мануйлов красивым подвижным моцартовским басом делал каждую реплику диалогов произведением искусства. Бастьен Василий Гурылев культурно пел «в своем голосе» — ровно, не форсируя, и великолепно лицедействовал, мгновенно превращаясь из надутого индюка в опасного для окружающих нервического типа. Думаю, никто не обидится, если скажу, что весьма сильных партнеров по спектаклю все-таки перепела и переиграла Екатерина Ростова — темпераментно, но без наигрыша, она создала образ любящей и знающей себе цену женщины. Голос певицы — легкое моцартовское сопрано — звучит объемно и оставляет ощущение готовности к залам оперных театров.
Героев чутко сопровождал оркестр «Инструментальная капелла», которым дирижировал Илья Вашерук. Показательно, что во время диалогов музыканты оркестра с удовольствием примыкали к залу, живо реагируя на сценические коллизии между героями. Ну, правда — удержаться от смеха было невозможно.
Вместо «часа Моцарта», как было заявлено в программке, студенты АХИ подарили слушателям два часа музыки композитора. Осталось поблагодарить всех причастных к событию и выразить пожелание скорой встречи с именами молодых певцов в афишах театров.
Похожие темы
«Легкое дыхание» в КМТ им. Покровского
Поскольку оба спектакля тяготеют больше к драматическому театру, чем к опере, разговоров о пении и музыки не будет. Будут краткие эмоциональные впечатления простого зрителя.
DIDO на «Золотой маске»
Через четыре дня будут объявлены победители «Золотой маски». Относиться к фестивалю можно по-разному, но соревновательный мандраж — святое.
«Алеко» и романсы Рахманинова в Новой Опере
Рахманинов — что называется, «мой» композитор, романсы которого почитаю за одно из чудес света. Камерная по формату опера «Алеко», написанная юным Рахманиновым, замечательна своими отнюдь не камерными страстями
Тайный брак (МАМТ 21.09.2014)
Постановка Ясуловича искромётна и легкокрыла. Действие нашпиговано решениями ситуаций и взаимоотношений при помощи театральных средств. Ассортимент огромен: танцевальные па, изящно решенная постельная сцена