V Минский международный рождественский конкурс вокалистов
Дата: 19.12.2018
Место: Большой театр Беларуси
Пока профессионалы подводят профессиональные итоги, поделюсь личными впечатлениями. Если в двух словах — по-моему, конкурс удался. Знакомые голоса и открытия, очарования и разочарования, интрига и сюрпризы — всё было, чего же боле? Даже несмотря на неочевидное судейство второго тура, не пропустившее моих фаворитов Андрея Борисенко и Марию Буйносову, в финале было кого послушать, и вчерашний концерт (он же III тур) доставил больше приятных эмоций, чем прочих.
Сначала официальные итоги.
Результаты на сайте Большого театра Беларуси
На мой вкус, если одной рукой закрыть строчку «гран-при», другой — вписать на место невнятного американского тенор-баритона, имя корейского баритона Но Дунюн, то расстановка призовых мест будет соответствовать тому, что услышал вчера на грандиозном концерте, одновременно являвшемся III туром конкурса. Я голосовал за Анастасию Малашкевич — главное откровение этого концерта. Согласитесь, услышать Тоску (не арию — первый дуэт!) на конкурсе начинающих карьеру оперных артистов — само по себе событие незаурядное, а в таком исполнении — темпераментном, нюансированном, с круглыми фразами, шелковым пиано и по-взрослому пробивным форте — особенно запоминающееся. Третья премия — надеюсь, только начало. Лучшая премия любителям оперы — если голос Анастасии будет звучать на сцене театра.
**Лорен Мишель** с большим, настоящим оперным голосом, звучащим собранно и ровно, с филигранной точностью интонирования — главный претендент на главную премию. Тем более, певица выбрала для III тура сложнейший дуэт-дуэль Виолетты с отцом-Жермоном, как известно, длящийся (в зависимости от воли дирижера) 14−18 минут в постоянном эмоциональном и вокальном напряжении, с непременными аплодисментами в самом трагическом месте. Не побоюсь предположить, что если бы победительницей назвали Лорен Мишель, разногласий у слушателей бы не возникло — зал дружно ревел при каждом объявлении певицы на церемонии награждении. Не голосовал только потому, что знал — за нее без меня все проголосуют — и проголосовали (Приз зрительских симпатий).
Тенора на особом счету — их мало, за это им готовы простить многое. Дмитрий Иванчей, спевший большую сцену из «Севильского цирюльника» — канцону «Se il mio nome» и огненный дуэт с Фигаро, не нуждался в снисхождении и скидках. Спор о тембрах теноров вечен, но мне думается, что вторая премия — безусловно заслуженная награда певцу. По гамбургскому счету.
Ксения Нестеренко, милая девушка с красивым свежим голосом, пела дуэт с Герцогом из первого акта «Риголетто». Мне всегда казалось, что этот дуэт больше подходит, скорее, для презентации теноров. Конечно, за исключением случаев, когда исполняется следующий номер — ария Джильды «Caro nome». К плохо скрытому от соседей удивлению, арии за дуэтом не последовало — занавес упал аккурат в том месте, где я, оправившись от акустического шока после ухода Герцога, уселся поудобнее, чтобы насладиться незамутненным голосом финалистки. Что ж, зато хотя бы ясно: теперь, зная дуэт, Ксения понимает что происходит в душе Джильды во время арии — если помните, на этот вопрос в Большой опере она не смогла ответить. Но всей прозорливости (думаю, не только у меня) не хватило чтобы заподозрить обладательницу гран-при конкурса в очаровательно юной вокалистке, чисто исполнившей небольшой и не сказать чтобы показательный дуэтный номер. Во втором туре были отсеяны певицы с не менее красивыми голосами и несравненно более зрелые профессионально. Я уже привык к тому, что в вокальных конкурсах нередко (не буду говорить «как правило») побеждает вовсе не тот, кто лучше поет. А вот каково тем слушателям, кто все еще находится в плену этого опасного для нервной системы заблуждения?.. Ладно, норматив по бурчанию на сегодня, вроде, выполнен…
Хотя нет — вот каденция: показалось, что зал был подзвучен гораздо сильнее, чем допускает эстетика живого исполнения оперы — более слабые голоса доносились не со сцены, а из ближайшей колонки. С большими голосами подобных акустических эффектов не возникало.
Отдельное спасибо — участникам украсившего вечер гала-концерта в третьем отделении. Личный гран-при — Татьяне Гавриловой, спевшей вчера и Виолетту, и Джильду (в дуэтах с финалистами), и Мюзетту (в гала-отделении). Специальный личный приз любителя оперных трагедий — впервые услышанной Марии Галкиной, вернувшей к жизни подуставший к концу третьего отделения зал захватывающим исполнением Sola, perduta, abbandonata.
Похожие темы
XXV конкурс имени Глинки – гала-концерт
Рассказывая о певцах, стараюсь, по возможности, избегать любой формы соревновательности. Вот и на III тур Международного конкурса вокалистов имени Глинки пришёл, в основном, чтобы послушать голоса
«Кармен» в Минске, ария московского гостя
Со всей ответственностью должен сообщить московским коллегам по любви к опере: в Москве нас обманывают. Был на «Кармен» в Большом театре Беларуси. Вспомнил много интересного
«Свадьба Фигаро» в Минске
Экстраординарных исполнительских трудностей «Свадьба Фигаро» не представляет, из-за чего ее часто используют для учебных и любительских постановок, но крайне редко полностью исполняют в концертном формате
«Аида» в Минске — слово о создателях
Хочу нарушить традицию и сказать несколько неприкрыто восторженных слов не об артистах. Вчера у меня состоялось третье очное знакомство с постановками Михаила Панджавидзе