Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Концерт Ильдара Абдразакова
(Новая Опера 17.04.2014)

Автор: Федор Борисович (21 апреля 2014 12:29)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 17.04.2014

Место: Новая Опера

Концерт «Звезды мировой оперы»: Ильдар Абдразаков, Василий Ладюк, Кристина Мхитарян на сцене Новой Оперы (17 апреля 2014) Автор фото: Даниил Кочетков

Несмотря на явное главенство в афишах имени Ильдара Абдразакова, концерт не был сольным. Оба других исполнителя, — Василий Ладюк из «Новой Оперы» и солистка Молодежной оперной программы Большого театра Кристина Мхитарян, — помимо участия в ансамблях спели по два сольных номера. Но, согласно регламенту, начнем с главного героя.

Приглашение Ильдара Абразакова в Москву совпало с двумя вехами в его творческой биографии. Во-первых, певец выпустил альбом «Властители» («The Power Players») с записями арий из русских опер. Во-вторых, впервые спел титульную партию в постановке «Князя Игоря» в Метрополитен опера — одну из главных партий русского репертуара и вторую большую русскую партию в своей карьере, после Досифея в Мариинском театре. Тем не менее, вопреки ожиданиям многих, программа концерта была полностью составлена из более традиционного для певца репертуара: первое отделение — Верди, второе — Моцарт и Россини.

Первый вокальный номер концерта, арию Банко «Studia il passo… Come dal ciel precipita», и по невысокой сложности материала, и по впечатлению, скорее, можно считать «пристрелочным». Голос певца до конца арии не смог найти баланс с оркестром — концы фраз «mannunciano sventura» и «e il mio pensiero ingombrano» пропадали. По-вердиевски мощно пробила оркестр лишь кульминация.

Вторая вердиевская ария в исполнении Ильдара Абдразакова, — развернутый и, пожалуй, самый яркий номер из оперы «Эрнани», — каватина Де Сильвы «Che mai vegg’io!.. Infelice!» прозвучала увереннее, и ее, наверное, можно считать ключом к интерпретации певцом вердиевских образов.

В интервью во время трансляции «Князя Игоря» Ильдар Абдразаков отметил, что с начала карьеры в конце 90-х и до недавнего времени не исполнял русские басовые партии из-за неготовности голоса. Возможно, певец имел в виду именно отсутствие в своем арсенале увесистых крайних нижних нот, часто встречающихся в кульминациях басовых арий русского репертуара. Как бы то ни было, следует отметить не абсолютную ровность диапазона певца — звучность и фокусировка нижних нот заметно уступает середине и верху. При этом вызывает уважение знание певцом возможностей своего голоса и разборчивость в выборе репертуара.

Обладая исключительно подвижным басом-кантанте и тяготея к по-европейски аккуратному пению, Ильдар Абдразаков делает ставку не на пробивную мощь, а на точность интонирования и психологически достоверную передачу чувств при помощи широчайшей палитры оттенков голоса. Подспудная тревога предчувствия в речитативе Банко, гнев Де Сильвы, обращенный на двух предполагаемых соблазнителей невесты, горечь униженной гордости были переданы в высшей степени убедительно, а в полной решимости кабалетте «Infin che un brando vindice» певец усилил кульминацию ритмическим обыгрыванием предшествующей фразы.

В завершившем первое отделение большом дуэте с Родриго из оперы «Дон Карлос» Филипп I. I., представленный певцом, был отмечен впечатляющими динамическими контрастами между грозными форте и объемными мецца воче. Довольно быстро стало понятно, что оба исполнителя не намерены ограничиваться концертным исполнением — дуэт приобрел черты сценического действия, в котором Филипп то прохаживался за спиной Родриго с приличествующим монарху непроницаемым лицом, то вспыхивал гневом от дерзких речей визави.

Под стать Филиппу был Родриго в исполнении Василия Ладюка — солиста «Новой Оперы», не нуждающегося в представлении московским театралам. Не выступая в спектаклях в партиях драматического баритона, певец успешно поет на концертах номера для крепкого голоса — Эскамильо или, как в этот раз, Родриго. Отсутствие партии в сценическом репертуаре было заметно лишь по пюпитру с нотами, подглядывание в которые не помешало эмоциональной подаче образа. Чуть раньше в вердиевском отделении в исполнении Василия Ладюка прозвучала ария графа Станкара из оперы «Стиффелио» — идеально впетый раритет, уже несколько лет украшающий концертный репертуар певца. Пластичный и, одновременно, пробивной голос на длинном дыхании, уверенно звучащий на крайних нотах, не только помогли создать мужественные и благородные вердиевские образы, но и заставили публику в антракте говорить о сложившемся на сцене «двоевластии».

На фоне столь именитых и опытных певцов несколько потерялась Кристина Мхитарян, солистка Молодежной оперной программы Большого театра. В первом отделении она исполнила арию Джильды с несколькими заметными погрешностями интонирования на верхних нотах и неточными ходами наверх. Но главное замечание, пожалуй, — нечеткая дикция. В первой же фразе в имени предмета обожания была проглочена «d», а, например, во фразе «caro nome, tuo sara» трудно было понять, где закончилась фиоритура и пошло продолжение фразы.

Второе отделение было посвящено Моцарту и Россини, чьи произведения Ильдар Абдразаков успешно исполняет на самых знаменитых сценах мира с начала певческой карьеры по нынешний день. Именно в этом репертуаре, требующем не мощной, а изысканной подачи звука, певец лучше всего проявил качества, снискавшие ему мировое признание. Так, открывшая вокальную программу второго отделения ария Лепорелло продемонстрировала свободное пение почти, а капелла на длинных легато, чистое интонирование в скороговорке. Чувство юмора, пожалуй, не менее обязательное для этой арии, чем пресловутый моцартовский стиль, проявилось в нежелании певца подавать историю Лепорелло как чисто концертный номер — в качестве всесторонне демонстрируемого списка красавиц выступила программка концерта. Легато последовавшей канцонетты Дон Жуана были исполнены любовного томления на нежнейшем пиано.

Памину Кристины Мхитарян преследовали те же проблемы, что и ее Джильду в вердиевском отделении — неточное интонирование верхних нот и дефицит согласных. Пожалуй, певицу отчасти реабилитировал лишь дуэттино Церлины и Дон Жуана. Из-за появления на сцене весьма недовольного происходящим Мазетто Василия Ладюка, дуэттино запомнился, скорее, как терцет — каждый из трех исполнителей внес весомый вклад в разыгранную перед залом мини-сценку из оперы. В финале номера импровизированный актерский терцет внезапно перешел в квартет — маэстро Мастранджело с последними нотами проворно покинул пульт и под взрыв аплодисментов стремительно увлек Церлину со сцены. Впрочем, оставшись вдвоем соперники не растерялись — переглянулись, пожали плечами и… пошли кланяться.

Вообще, Фабио Мастранджело не давал забыть, что даже в симфонических номерах один актер на сцене есть. Во многом именно благодаря его фирменной живости и непосредственности концерт из формального исполнения номеров перерос в щедрое на эмоции музыкальное действо. Правда, вверенный Мастранджело оркестр «Новой Оперы» не всегда звучал так, как хотелось бы. Если традиционно бодрые темпы маэстро в этот раз находились в пределах разумного, то громкость оркестра часто была избыточной, мешая слушать певцов или даже полностью их перекрывая. В нескольких номерах «торчала» одна из валторн — настолько заметно, что не упомянуть об этом было бы несправедливо даже в рецензии, ориентированной, в первую очередь, на вокальные впечатления.

В относительно скромной россиниевской части второго отделения в блестящем исполнении Василия Ладюка прозвучала каватина Фигаро, ставшая де факто главным гвоздем концерта. Единственным номером, после которого публика проигнорировала желание Святослава Бэлзы продолжать программу и несмолкающей овацией повторно вызвала Фигаро на сцену. Не отрицая роль беспроигрышности номера, не могу не отметить, что Василий Ладюк в партии Фигаро давно завоевал любовь московской публики сочетанием свойственного певцу заразительного куража и высокой исполнительской культуры, прежде всего выражающейся в соблюдении чувства меры и ограждающей образ от «жирной» игры и буффонадных излишеств.

В исполнении Ильдара Абдразакова ответом на удачный выпад Фигаро стала не менее знаменитая ария Дона Базилио о клевете, прозвучавшая весьма сдержанно, но необыкновенно свежо. Вместо изобразительного громогласия, поражающего жертву, певец предложил набор артистичных пиано, обрисовывающих героя как изощренного в своем умении хитреца. На этом завершилась официальная часть мероприятия.

Настойчивость публики дважды была вознаграждена бисами. Первыми прозвучали шлягерные куплеты Мефистофеля, неожиданно дав пищу для полемических рассуждений. Дело в том, что во время концерта Святослав Бэлза назвал Ильдара Абдразакова продолжателем шаляпинских традиций. С этим особенно трудно согласиться, напрямую сопоставляя с услышанным известное с детства хрестоматийное исполнение «На земле весь род людской». Шаляпин — ярко выраженный актер-певец, у которого вокальная изобразительность, зачастую, доходит до гротеска. Ильдар Абдразаков — столь же яркий певец-актер, у которого стилистическая точность превалирует над эмоциями, полностью подчиняя их. Продолжателями шаляпинских традиций справедливо считать, например, Марка Рейзена или Евгения Нестеренко. Что касается непосредственного сравнения Шаляпина и Абдразакова, то можно сказать, что певцов объединяет лишь тип голоса.

В продолжение мысли вторым бисом был заготовлен настоящий подарок, также известный в исполнении Федора Шаляпина — Каватина Алеко. Шедевр юного Рахманинова любим басами, но запоминающихся исполнений в живых концертах немного. Причина в сложной мелодии, то вспыхивающей красивым ходом, то неуловимо мерцающей и почти превращающейся в речитатив. Ильдар Абдразаков не только полностью раскрыл мелодический рисунок арии, но и эффектно подал самые пронзительные места тонким чеканно четким пиано. Трудно представить более достойное завершение концерта со столь обязывающим названием.

Мероприятие в целом оставило отчетливое ощущение уже упомянутого своеобразного «двоевластия» на сцене, когда два певца продемонстрировали очень разные, но одинаково яркие и в равной степени притягательные для публики таланты. Безусловно, «Новая Опера» создала интригу, не просто пригласив всемирно известного певца, но анонсировав на своей сцене серию концертов «Звезды мировой оперы» и сразу поставив высокую планку представительности и уровня исполнения. Пусть даже перспективные планы пока не раскрываются, главное — что продолжение следует.

Материал опубликован на сайте OperaNews.Ru
Автор фото: Даниил Кочетков

Похожие темы

  • Риголетто (Новая Опера 03.06.2014)

    Чудо повторилось еще раз. Волшебный голос, для которого, кажется нет понятий «диапазон» и «тесситура», звучал даже лучше, чем на осенне-зимних спектаклях — нижние ноты были глубже и мягче, а пиано —…

  • Севильский цирюльник (Новая Опера 26.06.2014)

    В пику разрушительным природным явлениям, Василий Ладюк — креативное явление стихии, сокрушающее позитивным энергетическим зарядом. Торнадо и прочие бури с громами и молниями — сущие пустяки, по сравнению с энергией, которой наполняет зал…

  • «Князь Игорь» Мити в Мете — видеовпечатления

    Домучил видеоверсию черняковского «Князя Игоря». Нынче режиссеры стараются поразвлечь публику. Не давать певцам собрать на себя внимание зала в ариях. Не прекращать «движуху» на сцене. И боже упаси оставлять увертюру без…

Рубрика: Концерты Кристина Мхитарян  Ильдар Абдразаков  Василий Ладюк  Фабио Мастранджело  Новая Опера  Публикации 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Книга Владимира Зисмана «Путеводитель по оркестру и его задворкам»

  •  

    Хованщина
    (МАМТ 21.02.2015)

  •  

    Вечные ценности как средство гигиены души

  •  

    «Риголетто» – премьера в Большом театре
    (17.12.2014)

  •  

    Концерт Нажмиддина Мавлянова
    (РЗК 24.06.2014)

  •  

    «Травиата» с Нажмиддином Мавляновым
    (Большой театр 17.01.2015)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов