Виртуозы контрабаса в Большом театре
В последний московский день международного фестиваля « Мир контрабаса» в Бетховенском зале Большого театра состоялся редкий концерт.
Музыкальные жанры, возникшие в конце XIX — начале XX веков часто используют звучание инструментов симфонического оркестра, но, пожалуй, имеенно контрабас может с наибольшим правом похвастаться тем, что безоговорочно считается своим на территории новых жанров. В самом деле, разве можно представить без контрабаса рэгтайм, блюз, джаз, рокабилли? Это при том, что контрабас был и остается самым что ни на есть академическим инструментом, без которого не обходится ни камерный, ни симфонический оркестр. Правда ведь странно, что столь разноплановому инструменту практически не посвящают сольные концерты? Тем ценнее была возможность услышать в один вечер разные ипостаси контрабаса.
Напечатанной брошюре соответствовал лишь первый номер — «Малагенья» И. Альбениса, в котором контрабасу Олега Самойлова дуэт хрустальными щипками составила арфа Елизаветы Симоненко. Остальные номера были изменены и переставлены — по непредсказуемости программа получилась сродни джазовому джему, что, впрочем, соответствует амплуа контрабаса. Цели написать детальный рассказ у меня нет, желания рассказывать о музыке или танцевать об архитектуре — тоже. Просто приведу программу, постаравшись оживить ее своими комментариями разной степени неуклюжести.
Альфред Дезанкло — Ария и рондо
Гурген Оганесян — контрабас
Мария Натоцинская — фортепиано
Астор Пьяццолла — Три танго
Ярослав Лобов — контрабас
Илья Кирильчев — вибрафон (фамилию записал на слух, поправьте, если я ошибся)
Далее последовал авторский блок Александра Муравьёва — в джазовой манере и преимущественно слэповый.
«Калата» из «Итальянской сюиты в старинном стиле» для контрабаса соло
«Синяя гусеница» из сюиты «Алиса в стране чудес» для контрабаса соло
«Жара» из сюиты «Три пьесы для контрабаса соло»
Александр Муравьев — контрабас, композитор
Александр Муравьев и Александр Лупачик — Дуэт для двух контрабасов Friendly Chat
Александр Муравьев — контрабас
Александр Лупачик — контрабас
Александр Парсаданов исполнил три номера, первые два из которых уже знакомы по недавнему концерту In bocca al lupo, а третий завершил отделение на волне романтики.
Иосиф Кечакмадзе — Элегия
Александр Парсаданов — контрабас
Анна Расина — фортепиано
Франц Шуберт — Auf dem Strom (переложение для контрабаса)
Мария Мохова — сопрано
Александр Парсаданов — контрабас
Анна Расина — фортепиано
Джованни Боттезини — Capriccio di bravura
Александр Парсаданов — контрабас
Анна Расина — фортепиано
Второе отделение началось XX веком
Патрик Мишель — Танго для Андре
Павел Стёпин — контрабас
Елена Лебедь — фортепиано
Кириллом Носенко (контрабас) и Ярославом Агафонниковым (фортепиано) артистично и с юмором была подана пьеса «Стакан воды», представляющая свободную обработку пьес Эдгара Майера
Специальный гость концерта, автор идеи фестиваля «Мир контрабаса» и один из преподавателей фестивальных мастер-классов — профессор университета в Солт Лейк Сити Эрик Хансен исполнил четыре номера: две пьесы Сергея Кусевицкого, китайскую и американскую песню в собственной аранжировке. Зал ответил овацией. К слову, Бетховенский зал был заполнен под завязку, и столь живую реакцию публики в этом зале мне редко доводилось слышать. Возможно, сказывалось все то же «вольнодумство» контрабаса, создающее ощущение непринужденного полета через времена и стили.
Продолжение последовало в виде трех пьес, с огромным успехом исполненных организатором фестиваля «Мир контрабаса» Артемом Чирковым и Мавжидой Гималетдиновой (фортепиано). Каждый номер представил одно из лиц контрабаса: «Песня Менестреля» Александра Глазунова — классическое звучание, «Спайси» молодого композитора и контрабасиста Георгия Махошвили (также одного из участников фестиваля) — энергичное джазовое, Contrabajeando Астора Пьяццоллы — конечно, танго.
В полном соответствии стилю концерта бис затесался между программными произведениями. Артем Чирков вызвал на сцену Эрика Хансена, чтобы исполнить «песню для двух контрабасов», написанную самим Хансеном. Причем, автор в своем произведениии не только сыграл, но и спел.
Завершила концерт известная тема Клода Боллинга — Javanaise, третья часть его «Сюиты для флейты и джазового трио». Флейта — Елена Митрофанова, фортепиано — Борис Шаев, ударные — Александр Кошевой. Стихию джазового контрабаса виртуозно и с драйвом представил Геннадий Борисов.
Под аплодисменты вышли все участники, и уютных размеров сцена Бетховенского зала едва смогла их вместить. Этот вечер завершил московский этап фестиваля «Мир контрабаса», на следующий день фестиваль продолжается уже в Саратове. А Москва осталась обсуждать впечатления в ожидании новых — контрабасовых! — концертов.
Похожие темы
«К волку в пасть 2»: скрипка, маримба, контрабас
Эта серия концертов появилась на слиянии инициативы завсегдатаев и музыкантов МАМТ. Сольные и ансамблевые произведения знакомят слушателей с солистами оркестра
Атриум, джаз, контрабас (МАМТ 22.03.2016)
Событие стало завершением московской части программы третьего фестиваля «Мир контрабаса». Сюрпризы — своеобразная традиция контрабасовых концертов — были и на этот раз.
Концерт памяти Игоря Борисовича Лифановского (МЗК 11.06.2016)
Ни в одной опере не задействованы все приемы игры, которыми пользовались композиторы, писавшие специально для медных — именно фрагменты из этих произведений прозвучали в программе. В концерте приняли участие как учащиеся консерватории, так и известные музыканты