Старые афиши: «Жизнь за царя», «Хованщина», «Борис Годунов»
Наверное, самая жестокая оперная несправедливость — то, что о золотом веке оперы — девятнадцатом — не сохранилось аудио-видео-свидетельств. Поэтому с особым трепетом я внимаю единственным свидетельницам того времени — афишам.
Сейчас в музее Большого проходит выставка к 175-летию Модеста Петровича Мусоргского с интереснейшими подборками фотографий (чего стоят хотя бы вековые антологии Борисов, Самозванцев, Юродивых,…) Есть там и эта афиша, которую я до сих пор видел только мутной, неразборчивой картинкой. Замечу: идет самый развернутый вариант «Бориса Годунова» — с полным польским актом. В Большом театре, в пятницу, 16 декабря, господин Корсов поет Бориса в обуви господина Пироне (сына), Пимена зовут «Отшельник», дирижера — капельмейстером, а «цена местам возвышенная». Ну как тут не уронить светлую слезу умиления невиданным и неслыханным?
Добавлю пояснение про «возвышенные» цены. Это фрагмент схемы Михайловского театра из экспозиции в его залах (к сожалению, дата на экспонате не была указана). Также обратите внимание на разницу стоимости билетов на французскую и русскую драмы.
На некоторые спектакли были и «уменьшенные» цены. На этой афише «Бориса Годунова» в Киеве (1902) объявляется, говоря современным языком, акция на оперу «Гугеноты»
К 210-летию со дня рождения родителя русской оперы Михаила Глинки Большой представил антологию двух столпов «русского бельканто» — «Жизни за царя» и «Руслана и Людмилы». С фотографиями исполнителей, костюмами (Евгения Нестеренко, Бэлы Руденко,…), программками, личным клавиром Шаляпина с карандашными пометками. И, конечно, с афишами, тогда — утилитарными листками-однодневками, сегодня — красноречивыми документами, с которых смотрит на нас то время. Вот, например, «Жизнь за царя» 30 августа 1872 года.
Интересен порядок авторства: Опера соч. Барона Розена. Музыка соч. М. И. Глинки. Подробно перечислены создатели декораций к каждому действию и каждой картине — итого 6 человек. Заметьте: недостаточно было ультрамонархического содержания оперы, от названия до финального хора со словами
Славься, славься, наш русский царь,
Господом данный нам царь-государь!
— в довесок к спектаклю артисты и хор исполняли еще «Боже, царя храни!» И зал, видимо, с воодушевлением подпевал стоя.
Было время, когда именно Глинкой из года в год открывал сезоны Большой театр. После этой выставки особенно больно вспоминать что под титулом «Руслан и Людмила» открыло Историческую сцену после ремонта. Скучаю по операм Глинки в Большом.
И еще одна историческая афиша Большого из выставки ко дню рождения Мусоргского. На этот раз «Хованщина» 1912 года. Здесь примечательно объявление о том, когда именно в спектакле будут танцы персидок. Видимо, чтобы «балетная» часть публики могла планировать свой досуг. Ну и про господина Цаплина, конечно, забавно.
Похожие темы
Два лица «Чародейки»
В свое время поставленная в Большом театре «Чародейка» удивила меня непривычным текстом. Я сравнил тексты либретто, отметил для себя различия и сформулировал мнение, которым делюсь с условием
Борис Годунов (Большой театр 16.09.2014)
В восстановленном «Борисе» у меня до сегодняшнего дня не получалось послушать Дмитрия Белосельского. Оставалось читать рецензии и слушать впечатления друзей, которым
«Хованщина»: пир оправданных ожиданий (МАМТ 18.02.2015)
Вкусный натюрморт накрытых столов соседствует на сцене с жертвами расправ, свисающими там-сям. Сбоку буднично притулилась телега со стрелецкой жатвой — горой окровавленного тряпья, из которого торчат части тел убиенных