Старые афиши: «Жизнь за царя», «Хованщина», «Борис Годунов»

Автор: Федор Борисович
Борис Годунов - фрагмент афиши 1888 года

Наверное, самая жестокая оперная несправедливость — то, что о золотом веке оперы — девятнадцатом — не сохранилось аудио-видео-свидетельств. Поэтому с особым трепетом я внимаю единственным свидетельницам того времени — афишам.

Сейчас в музее Большого проходит выставка к 175-летию Модеста Петровича Мусоргского с интереснейшими подборками фотографий (чего стоят хотя бы вековые антологии Борисов, Самозванцев, Юродивых,…) Есть там и эта афиша, которую я до сих пор видел только мутной, неразборчивой картинкой. Замечу: идет самый развернутый вариант «Бориса Годунова» — с полным польским актом. В Большом театре, в пятницу, 16 декабря, господин Корсов поет Бориса в обуви господина Пироне (сына), Пимена зовут «Отшельник», дирижера — капельмейстером, а «цена местам возвышенная». Ну как тут не уронить светлую слезу умиления невиданным и неслыханным?

Добавлю пояснение про «возвышенные» цены. Это фрагмент схемы Михайловского театра из экспозиции в его залах (к сожалению, дата на экспонате не была указана). Также обратите внимание на разницу стоимости билетов на французскую и русскую драмы.

Расценки на билеты в Михайловском театре

На некоторые спектакли были и «уменьшенные» цены. На этой афише «Бориса Годунова» в Киеве (1902) объявляется, говоря современным языком, акция на оперу «Гугеноты»

Афиша оперы «Борис Годунов» - Киев, 1902

К 210-летию со дня рождения родителя русской оперы Михаила Глинки Большой представил антологию двух столпов «русского бельканто» — «Жизни за царя» и «Руслана и Людмилы». С фотографиями исполнителей, костюмами (Евгения Нестеренко, Бэлы Руденко,…), программками, личным клавиром Шаляпина с карандашными пометками. И, конечно, с афишами, тогда — утилитарными листками-однодневками, сегодня — красноречивыми документами, с которых смотрит на нас то время. Вот, например, «Жизнь за царя» 30 августа 1872 года.

Афиша «Жизнь за царя» 1872 года (из музея Большого театра)

Интересен порядок авторства: Опера соч. Барона Розена. Музыка соч. М. И. Глинки. Подробно перечислены создатели декораций к каждому действию и каждой картине — итого 6 человек. Заметьте: недостаточно было ультра­монархи­ческого содержания оперы, от названия до финального хора со словами

Славься, славься, наш русский царь,
Господом данный нам царь-государь!

— в довесок к спектаклю артисты и хор исполняли еще «Боже, царя храни!» И зал, видимо, с воодушевлением подпевал стоя.

Было время, когда именно Глинкой из года в год открывал сезоны Большой театр. После этой выставки особенно больно вспоминать что под титулом «Руслан и Людмила» открыло Историческую сцену после ремонта. Скучаю по операм Глинки в Большом.

И еще одна историческая афиша Большого из выставки ко дню рождения Мусоргского. На этот раз «Хованщина» 1912 года. Здесь примечательно объявление о том, когда именно в спектакле будут танцы персидок. Видимо, чтобы «балетная» часть публики могла планировать свой досуг. Ну и про господина Цаплина, конечно, забавно.

Афиша «Хованщины» 1912 года