Фильм Алексея Федорченко «Война Анны»
«Голос публики» изредка позволяет отступления на территорию других жанров. Сегодня один из таких случаев.
Поиск сходств — вечные костыли восприятия. Некоторые знакомые, посмотревшие взорвавший недавний Кинотавр фильм «Война Анны», принялись сравнивать его с «Иди и смотри». В моих глазах для военной картины нет более лестного сравнения. Тем не менее, с фильмом Элема Климова у «Войны Анны» не больше точек соприкосновения, чем, скажем, с историей Робинзона Крузо. Ну, конечно, кроме фабульной формулы «война детскими глазами». Алексей Федорченко просто не мог снять картину, похожую на что-то или на кого-то — его фильмы узнаваемы и по почерку, и по отпечатку, оставляемому в душе зрителя. Конечно, при условии резонанса.
Пара стариков нашла в расстрельной яме чудом выжившую еврейскую девочку и, чтобы не навлечь на себя гнев новых хозяев, сдает ее в комендатуру. Это все, что можно рассказать словами — дальше надо смотреть (впрочем, как любое хорошее кино). Фильм немой. Вернее, в кадре и за кадром звучит немецкая и украинская речь, но она принципиально не переведена, а значит, по авторскому замыслу, не несет смысловой нагрузки.
Первое из бьющих наповал художественных средств картины — восьмилетняя Марта Козлова в главной и, по сути, единственной роли. На встрече со зрителями режиссер рассказал что на площадке работал детский педагог по актерскому мастерству. Открыл эпизод, чуть не поставивший съемки под угрозу: Марта до дрожи не любит помидоры и чтобы уговорить ее жадно есть в кадре ненавистный овощ пришлось начинить его сиропом (уговорить режиссера заменить помидор на что-то другое оказалось труднее — они такие, режиссеры). Но даже после рассказов о закулисье съемок я не смог понять как родившаяся под мирным небом и не знавшая голода маленькая девочка смогла так сыграть. Это запредельно для осознания.
Второе откровение — работа оператора. Сейчас практически все фильмы технически сняты стильно, красиво и правильно. Но то, что сделал Алишер Хамидходжаев, — случай, когда техническая изощренность — лишь инструмент таланта. Ракурсы, композиция, движения камеры, цвета — единственная в своем роде визуальная симфония, приковывающая взгляд к экрану и доводящая переживания до невыносимой остроты.
Главный, в моем прочтении, посыл фильма: воля и жизнелюбие человека способны успешно противостоять несравненно большей силе в самых, казалось бы, безнадежных обстоятельствах. Ещё вчерашняя зрительская премьера «Войны Анны» удивила тем, что сейчас кто-то вообще хочет и может снимать кино, без сопровождения фанфар возвышенно играющее на самых тонких струнах души. Впрочем, в этом плане как раз ситуация вполне закономерна: «Война Анны» снята на скромный бюджет без государственной поддержки. И, скорее всего, не пойдет в прокат, оставшись достоянием тех, кто следит за фестивальным кино.
Похожие темы
Заметки с VI онлайн-кинофестиваля «Дубль дв@»
По иронии муз, за годы, которые я, в качестве хобби, занимался музыкальной журналистикой, единственный материальный «гонорар» был получен за победу в конкурсе зрительских рецензий на кинофестивале
«Биндюжник и Король» Оренбургского театра музыкальной комедии
Этому мюзиклу выпала злая судьба родиться в самое неподходящее для «лёгкого» жанра время — во второй половине 1980-х, когда страна кипела политическими страстями
«Калека», который держит современный театр
Возможно, первый раз в жизни я увидел в театре своими глазами совершающееся передо мной сценическое действо высочайшего уровня. Не только в виде удачной и продуманной, а главное вдохновенной постановки, но и лежащей в её основе пьесы
«Поющие под дождём» – взгляд из параллельного мира
В мире мюзикла правообладатели стоят на страже узнаваемости бренда и пресекают полет фантазии постановщиков. Поэтому если на афише написано «Поющие под дождем» — зритель гарантированно попадает не на очередную «психиатрию на сцене», а на вполне конкретный мюзикл