Опера: контрасты восприятия
Иногда поражаешься, до чего по-разному люди воспринимают одно и то же. Например, одни и те же спектакли, концерты. Бывало, читаешь на следующий день после мероприятия чужой отчет или рецензию и начинаешь сомневаться, о том ли выступлении вообще идет речь, не перепутаны ли числа? А может, ты и не был там вовсе, а все приснилось? А может, что-то случилось с твоими органами чувств — слухом, зрением? Или с памятью (старик Альцгеймер нас заметил)? Как говорится, был — но не в этой жизни.
Хорошо, если какие-то материальные свидетельства есть, а то так вообще можно сойти с ума или помереть от комплекса неполноценности. Тут как раз надо вспомнить приписываемое Фрейду высказывание: «Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами.» Впрочем, не будем грубить.
На самом деле, разное восприятие — это совершенно нормально, вот следственные органы всегда с этим сталкиваются при опросе свидетелей, причем, там речь о вполне конкретных фактах идет: какого цвета машина, да сколько было времени. И все по-разному отвечают на эти вопросы. Чего уж говорить о таких тонких материях, как музыка и человеческий голос? Или особенности постановки или игры артистов?
Вот, например, спектакль «Риголетто» в постановке Роберта Карсена на новой сцене Большого театра. Большинство осуждали его за всякие неприличия с обнаженкой. А меня это практически не шокировало. Кстати, насколько я цирк не люблю, но в этом спектакле мне все цирковые трюки нравились. Конечно, на манипуляции с резиновой куклой не очень приятно смотреть, но для меня-то там в основном другой аспект — кукольный домик с девочкой-Джильдой и соответствующими намеками — невыносим был. Ну что ж, из-за этого певцов что ли не слушать? И потом, Верди все равно побеждает. Поэтому я всех троих теноров в партии Герцога послушал, троих баритонов, ну, сопрано, правда, только двух. Ну не мог же я Ольгу Кульчинскую и Анджея Белецкого на сцене Большого пропустить? По-моему, весьма достойно все спели. И спектакль в тот вечер удался. Но это моё мнение. Я уже перестал удивляться, что у кого-то оно может быть прямо противоположным.
Я-то, как правило, стараюсь писать о том, что мне понравилось, подчеркиваю положительные моменты, ну, недостатки тоже, конечно, отмечаю, но пытаюсь делать это конструктивно и стараюсь на них не зацикливаться. Правда, иногда бывают совсем неудачные спектакли. И в этом случае я предпочитаю промолчать, даже иногда фото не публикую, настроения нет. Во-первых, даже у очень хороших певцов бывают случайные неудачи, люди — не машины и не роботы, мало ли что. Зачем же выпячивать плохое, особенно если оно имеет случайный характер? Во-вторых, я вовсе не считаю свое мнение абсолютно верным, особенно я осторожен, когда это мнение отрицательное. Вдруг я ошибаюсь? вдруг показалось? А я срублю сплеча, ярлык наклею, несправедливо обвиню в чем-нибудь, да еще испорчу настроение тем, кому спектакль или концерт понравились или поклонникам, которые ничего не заметили? Особенно осмотрительно я стараюсь молодых певцов оценивать, там одним словом можно всё испортить. В итоге мои отчеты, как правило, выглядят более оптимистично, чем рецензии других, и многие думают, что я приукрашиваю действительность в угоду исполнителям или же просто у меня такой непритязательный вкус. Надо сказать, что я спокойно отношусь к насмешкам по этому поводу, привык уже.
Увы, надо сказать, что во всех театрах иногда случаются спектакли, о которых вспоминать совсем неприятно, и, как правило, все о них помалкивают, и правильно делают, то же касается иногда и концертов. Тем более неожиданно бывает, если, по моему мнению, выступление было ну уж совсем никуда не годным — реально: из разряда таких, о которых следует немедленно забыть, а другие, наоборот, находят в нем что-то положительное и даже хвалят. Правда, такое редко, конечно, бывает, но недавно я был очень удивлен, прочитав умеренно-положительную рецензию на спектакль, который «как вспомню -так вздрогну», я даже после него фоток не выложил. Но нашлись люди, которые сочли такой вокал приемлемым… Или вспоминаю камерный концерт одного знаменитого певца, который, на мой взгляд, в данном случае взялся не за свое дело, но, опять-таки, нашлись слушатели, которым понравилось. Более того, они пошли на следующий концерт этого певца, хотя можно было предположить, что результат, пожалуй, будет еще более… спорным. Я вовсе не намекаю, что они неправы, просто удивляет меня, что иногда они же, вот эти люди, весьма строго придираются к исполнению гораздо более высокого качества. Впрочем, тут всё ясно: голос и вокал — материи настолько тонкие, что можно до хрипоты спорить о них и каждый, конечно, при своем мнении останется. Особенно это касается тембров: про один и тот же голос одни пишут, что яркий и сочный, другие — что стертый и тусклый, или про одну и ту же певицу — для одних у нее блестящий верх и расфокусированный низ, а для других — великолепный низ и проблемы наверху…
В общем, каждый слышит по-разному, и даже музыкальное образование рецензента (или его отсутствие) тут особой роли не играет. Кстати, иногда это и от акустики зала или даже места в зале зависит. В принципе, конечно, каждый может высказать свое мнение, в том числе и возмущение, если совсем не понравилось. Мне только очень не нравится, когда из одного, пусть даже очень неудачного выступления делаются весьма далеко идущие выводы и на певца наклеивается ярлык на всю его оставшуюся жизнь… А потом он уж давно либо все исправил, либо вообще на другой репертуар перешел и проблемы у него другие стали, а люди все продолжают вспоминать, что, мол, «у него чисто лирический голос» или же «она плохо поет колоратуры», хотя ни то, ни другое давно уже неактуально. Вот это меня, честно говоря, раздражает. Но, видимо, тут срабатывает инерция мышления.
Точно такие же различия отмечаются и в оценках актерской игры артистов. То есть, эти оценки тоже бывают диаметрально противоположными. Одни считают, что певица гениально все сыграла, другие пишут, что она «ужасно переигрывала и кривлялась». Одним кажется, что певец был благородно сдержан и продемонстрировал вкус и чувство меры, а другим — что он «простоял столбом весь спектакль», и тоже об этом спорить можно бесконечно. Никогда не забуду, как по окончании первого акта очень известной оперы одна дама достаточно громко высказала мнение о сценическом темпераменте одного из певцов. И мнение это настолько сильно отличалось от моего, что, когда я повернулся, чтобы посмотреть на эту женщину, я был удивлен, что на ней платье, а не смирительная рубашка, настолько ее суждение мне показалось неадекватным. Впрочем, я тут же осознал весь абсурд ситуации и громко рассмеялся своим же мыслям.
На самом деле, просто не нужно всё принимать так близко к сердцу, мало ли что кому показалось. И во всех ситуациях должны выручать здравый смысл и здоровое чувство юмора. Мне они почти всегда помогают, пожалуй, кроме случаев, когда речь идет о преднамеренной клевете или травле исполнителей, но это уже тема, скорее, для юристов. Слава богу, я, вроде, сумел устроить свою жизнь так, что практически никто не может мне помешать слушать музыку или испортить настроение. Чего и Вам желаю!
Похожие темы
«Трубадур»: традиции и купюры
За пять счастливых лет, что я ходил в Большой, именно «Трубадура» слушал чаще всего — получается, 14 раз. В этом спектакле я слышал как практически всех знаменитых артистов прославленной труппы, так и приглашенных гастролеров
Два лица «Чародейки»
В свое время поставленная в Большом театре «Чародейка» удивила меня непривычным текстом. Я сравнил тексты либретто, отметил для себя различия и сформулировал мнение, которым делюсь с условием