Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Трубадур»: традиции и купюры

Автор: Александр Шварценштейн (3 марта 2016 01:08)  |
 Комментировать 

"Трубадур" в Мариинском театре

Я хорошо помню, как впервые услышал «Трубадура» Верди — оперу, которая сразу стала одной из моих самых любимых. Это было 29 мая 1984 года на спектакле Большого театра в Кремлевском дворце съездов. И несмотря на весьма примитивную подзвучку (как мне говорили, ввиду полного отсутствия естественной акустики в этом зале микрофоны тогда были просто расставлены вдоль рампы), эта музыка меня очаровала буквально с первой ноты, я даже помню на какой именно фразе в рассказе Феррандо: «Ро-о-о-ода цыганского ведьма-старуха…» (пели-то тогда на русском языке — в переводе С. Левика и В. Епанешниковой).

За пять счастливых лет, что я ходил в Большой, именно «Трубадура» я слушал чаще всего — получается, 14 раз. Для тех лет это немало, ведь тогда спектакли блоками не показывали. За эти годы в этом спектакле я слышал как практически всех знаменитых артистов прославленной труппы, так и приглашенных гастролеров: в партии Леоноры — Т. Милашкину, Г. Калинину, М. Миглау, Нину Лебедеву, Н. Фомину, в партии Манрико — З. Соткилаву, В. Пьявко, А. Ломоносова, В. Щербакова, из гастролёров — А. Сибирцева, в партии Графа ди Луны — Ю. Мазурока, Ю. Григорьева, И. Морозова, В. Мальченко, В. Романовского, из гастролёров — С. Лейферкуса, в партии Азучены — Л. Шемчук, Л. Нам, Т. Синявскую, Г. Борисову, Н. Терентьеву, Л. Никитину, Р. Котову, в партии Феррандо — П. Глубокого, В. Каримова, С. Сулейманова. Дирижировал спектаклем, как правило, замечательный Ф. Мансуров.

Именно с «Трубадура» я начал знакомство с труппой Большого театра и этим же спектаклем 2 мая 1989 года завершился один из самых счастливых этапов моей жизни — а потом у театра начался сложный период, и я ходить туда перестал. Но музыку «Трубадура» разлюбить невозможно. Еще в эти годы я начал покупать все имеющиеся в продаже записи этой оперы — тогда еще на виниловых пластинках — и сравнивать их. А особенно активно я занялся собиранием и прослушиванием записей, конечно, после 1989 года. Это сейчас все можно в Интернете найти, а тогда я и с радио на аудиокассеты записывал, и у коллекционеров просил, ну, когда лазерные диски появились, всё проще стало и удобнее. Короче, еще до активного распространения интернета у меня в коллекции числились 32 полных записи «Трубадура», потом я их уже считать перестал. smile emoticon Я, конечно, обожал эту музыку, и когда немного выучился на пианино играть, одним из первых «простучал» клавир «Трубадура» — точнее, его верхнюю вокальную строчку. Более того, я даже где-то достал клавираусцуг этой оперы (это двуручное переложение для фортепиано уже без вокальной строчки) и играл на пианино даже его: как — это уже другой вопрос! smile emoticon Ну, как мог, так и играл — аккорды те еще были — растяжки-то никакой нет…

Ну, и слушая записи (а потом и видеокассеты появились, а затем и DVD), я сравнивал разные исполнения, постановки, в том числе обращал внимание, например, на купюры. Тогда редко исполняли «Трубадура» полностью, существуют традиционные сокращения. Да и вообще, именно традиции сыграли большую роль в истории исполнения этой оперы. Ну, например, наверное, все знают, что знаменитую стретту Верди написал в до мажоре, но «забойной» нотой в оригинале является «всего лишь» нота «соль». А людям хотелось чего-то поэффектнее, поэтому возникла красивая традиция заменять ее эффектным верхним «до». Но чаще всего в живых спектаклях стретту транспонируют на полтона вниз (а иногда и на тон), честно говоря, на мой взгляд, она от этого хуже не становится. Поэтому мне кажется странным слышать, как «слишком продвинутые» меломаны ворчат, мол, надо петь в оригинале. Во-первых, в оригинале — это значит в до мажоре с нотой «соль» везде — как показывает практика, публика в данном случае аутентичности не оценит. Во-вторых, вариант с верхними «до» в живом спектакле все-таки является достаточно рискованным «высшим пилотажем» и именно поэтому исполняется редко. К тому же, Вы задумывались, сколько процентов публики в зале имеет абсолютный слух и слёту заметит разницу между до мажором и си мажором? Ну, и, наконец, в-третьих, я убежден, что тут главное вовсе не верхнее «до» (неслучайно Верди его не писал!), а общее качество вокала и адекватная передача характера героя.

Теперь о купюрах в разных постановках. Я записи-то всегда только для собственного удовольствия слушал, по ходу обращая внимание на их особенности, поэтому сейчас уже многое забыл, но, тем не менее, из полных записей помню вариант с Маурицио Фрузони и Даниэлой Лонги, записанный фирмой Naxos (там нет ни одной купюры, и Фрузони там поет стретту в до мажоре с верхними «до»). Как я уже говорил, в постановках «Трубадур» все-таки редко исполнялся полностью, особенно это касается 1970−80 годов (сейчас, кстати, чаще целиком исполнять стали!). Как правило сокращаются повторы — вторые части кабалетты Леоноры, стретты Манрико, в 70-е годы часто вообще купировали арию Леоноры Tu vedrai после молитвы. Например, в 80-е годы в Большом опера исполнялась со всеми вышеперечисленными купюрами плюс, если память мне не изменяет, там еще отсутствовало несколько фраз перед свадьбой Леоноры и Манрико, исполняемых под орган. Сейчас в Новой опере идет постановка, где купирован повтор кабалетты Леоноры (как моя сестра называет — второй «куплет», а музыканты, кажется, называют это вторым проведением), стретта Манрико исполняется без повтора (без второго проведения) и в си мажоре (говорят, один из гастролеров все-таки исполнил ее в до мажоре с верхним «до», но сам я это подтвердить не могу — увы, нет у меня абсолютного слуха), и после молитвы Леонора исполняет Tu vedrai тоже без повтора. В спектакле «Трубадур» Мариинского театра купюры точно такие же, за исключением того, что Леонора исполняет кабалетту в своей первой арии полностью, с повтором.

Кстати, в последнее время мне почему-то часто задают странные вопросы о «Трубадуре», то, например, настаивая на том, что в Новой опере купюр никаких нет, то утверждая, что в Мариинском Леонора поет-таки вторую часть Tu vedrai. Не знаю, при мне ни разу не пела… Я, конечно, не специалист, но, думаю, все же в состоянии заметить такие вещи. Спектакль в Новой опере я видел с момента премьеры 16 декабря 2012 года 13 раз, спектакль Мариинки — 3 раза, еще в БЗК было его концертное исполнение — вот там деталей уже не помню. И еще три раза видел черняковскую постановку «Трубадура» в Михайловском театре — купюры традиционные все, да там еще некоторые реплики хора были переданы солистам. Повторяю, я слушаю для своего удовольствия, никаких специальных исследований не проводил, что заметил — то заметил.

Купюры — тоже не главное, на мой взгляд. Главное — найти четыре (а лучше пять) солистов мирового уровня, чтобы у них голоса подходили к партиям главных героев. И дирижера хорошего! А интерпретация партий тоже может быть очень разной. Например, когда после Леонтин Прайс и Габриэллы Туччи я включил Джоан Сазерленд в живой записи «Трубадура», я понял что ничего не знаю о партии Леоноры. Такое впечатление, что это была Леонора с другой планеты. Франко Бонизолли тоже всегда столько верхних нот вставлял в партию Манрико, что у него и образ уже совсем другой получался. Если еще говорить о вариантах, то многие Азучены исполняют одну каденцию в дуэте с Манрико в сокращенном виде — без верхнего «до», хотя здесь его Верди как раз написал. Но, на мой взгляд, для интерпретации образа именно эта деталь не очень важна. И если «до» не получается, лучше обойтись без него, но это мое личное мнение.

В заключение хочу еще заметить, что в 1857 году Верди написал французскую редакцию «Трубадура» для Парижской оперы (которая называется, соответственно, Le trouvere), и, конечно, она имеет свои особенности. Кстати, мой знакомый коллекционер-филофонист в свое время даже специальное исследование проводил: отмечал все детали каждой постановки, с камертоном проверял всех теноров в стретте и т. д. Вот это был энтузиаст! Конечно, мне до него далеко, я просто очень люблю оперу «Трубадур».

Похожие темы

  • Трубадур (Мариинский театр 22.02.2016)

    Очередная поездка в Санкт-Петербург 22 февраля вновь явно удалась. «Трубадур» в Мариинском-2 был сказочно хорош. Честно говоря, мне казалось, что я лечу туда на «Сапсане», как на крыльях, в радостном предвкушении… Нет,…

  • Два лица «Чародейки»

    В свое время поставленная в Большом театре «Чародейка» удивила меня непривычным текстом. Некоторое время, не особо вдаваясь в подробности, я вяло удивлялся изменениям либретто относительно имеющегося у меня клавира и немногочисленных…

Рубрика: Кулуары Трубадур  Джузеппе Верди 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    О дружбе

  •  

    Два «Князя Игоря» в Новой Опере
    (22-23.08.2016)

  •  

    «Семирамида» и Альберто Дзедда на фестивале РНО – видеозаписи
    (КЗЧ 18.09.2015)

  •  

    «Дон Карлос»
    (Большой театр 08.02.2015)

  •  

    Севильский цирюльник
    (Новая Опера 26.06.2014)

  •  

    Тоска
    (Большой театр 15.06.14)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов