Вчера в Минске, в Большом театре Беларуси, состоялось мое знакомство со «Свадьбой Фигаро» в постановке Михаила Кислярова — одного из любимых оперных режиссеров. Его «Набукко» в московском Большом я знал наизусть, его «Холстомера» считаю одним из лучших оперных спектаклей Москвы и, несмотря на возмутительные организационные трансформации КМТ им. Б. А. Покровского надеюсь еще увидеть — вместе с «Лисичкой» и другмим любимыми постановками. Новизна первой встречи была условной, я пришел на минскую «Свадьбу Фигаро» без тревожного волнения — как на встречу со старым знакомым. Ведь спектакль Михаила Кислярова — значит, будет театрально и музыкально, будет тонко и глубоко. Конечно, все будут танцевать, но если кто не танцует — будет красиво двигаться. Предчувствие не обмануло, так и вышло — а вдобавок было симпатично и весело.
Место: Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского
Состав:
Старый Холстомер – Роман Бобров
Молодой Холстомен – Азамат Цалити
Молодая кобылка – Екатерина Ферзба
Тарас – Павел Паремузов
Генерал – Герман Юкавский
Князь Серпуховский – Захар Ковалев
Матье – Анна Костылева
Степан – Анатолий Захаров
Дирижер – Владимир Агронский
В Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского — очередные спектакли оперы Владимира Кобекина «Холстомер». Вынужден был пропустить летнюю серию, поэтому с особым энтузиазмом пришел на встречу с героями повести Льва Толстого в постановке Михаила Кислярова.
Место: Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского
Состав:
Лесничий – Роман Шевчук
Остроушка – Александра Мартынова
Златогривек – Михаил Яненко
Учитель – Василий Гафнер
Священник, Барсук – Александр Маркеев
Гарашта, браконьер – Алексей Прокопьев
Теринка – Уна Ягер
Жена Лесничего, Сова – Екатерина Большакова
Пепик, сын Лесничего – Марианна Асвойнова
Франтик, его друг – Тамара Касумова
Лапак, пёс – Виталий Родин
Хохлатка – Наталья Риттер
Пасек, трактирщик / Петух – Захар Ковалев
Паскова, жена трактирщика – Ксения Мусланова
Дятел – Анна Костылева
Маленькая лисичка – участница детской хоровой группы театра
Лисята – участники детской хоровой группы театра
Куры и прочие обитатели двора и леса – солисты театра
Дирижер – Айрат Кашаев
Музыка Леоша Яначека обладает уникальным вкусом. Народный исходный материал расфасован в разговорную фразировку «имени XX века» с повторами коротких мотивов — как нараспев, смакуя слова, рассказывают сказки. Такое сочетание особенно хорошо подавать с не вполне реальным сюжетом, в котором должна быть если не полная сказочность, то уж точно — небольшая сумасшедшинка. «Лиса-плутовка» в этом смысле, наверное, идеальный случай.
При всем пиетете к примату композиторского замысла в опере не люблю огульное указывание режиссерам их скромного (по мнению указывающих) места в оперных постановках. Потому что есть спектакли, по отношению к которым словосочетание «режиссерская опера» можно произносить с восторгом. Один из них — опера Владимира Кобекина «Холстомер» в постановке Михаила Кислярова.
Я отношусь к сравнительно немногочисленной части любителей оперы, испытывающих жажду новых произведений. Нет, послушать в стопятисотый раз «Травиату» или «Кармен» в хорошем исполнении — здорово. Но ведь гложет зависть завсегдатаям оперы XIX века, несколько раз в сезон вкушавших что-то совершенно новое, требовавших: «Ещё!» — и, что в наше время кажется невероятным, — на следующий сезон получавших очередную порцию новых опер от композиторов, штурмовавших театры в обстановке жесткой конкуренции. Сейчас премьера оперы — диковинный зверь, на которого и менеджмент театров, и большинство оперной публики смотрят с единодушной подозрительностью.