«Аида» в Минске — слово о создателях
Дата: 05.04.2018
Место: Большой театр Беларуси
Состав:
- Аида – Екатерина Головлева
- Амнерис – Оксана Волкова
- Радамес – Ахмед Агади
- Рамфис – Андрей Валентий
- Амонасро – Владимир Петров
- Царь Египта – Дмитрий Капилов
- Гонец – Александр Гелах
- Жрица – Елена Золова
- Дирижер – Виктор Плоскина
Хочу нарушить традицию и сказать несколько неприкрыто восторженных слов не об артистах. Вчера у меня состоялось третье очное знакомство с постановками Михаила Панджавидзе. Это была «Аида» в Большом театре Беларуси. Оформилось сугубо личное, но отчетливое впечатление, что если бы режиссер ставил спектакли в Москве, то публика просто начала бы скучать на спектаклях многих других именитых (особенно драмтеатральных) московских и приглашенных режиссеров.
При сохранении канвы и несомненной оперности™ постановки, в каждой сцене — фишки и фишечки. Подчас спорные (например, превращение жрицы в жертву для победного меча), но вызывающие желание обсудить и, что важнее — желание посмотреть спектакль вновь. По любой фотографии можно не только безошибочно угадать сцену, но иногда и фразу, Режиссер умеет и «поддеть» зрителя, заставив его возмущенно роптать, и вышибить слезу, добавив в нужных местах истинно оперного пафоса — от которого режиссеры «современной» школы бегут, как черт от ладана, но без которого опера с ее тотальной условностью просто не может существовать.
Еще в предыдущем увиденном мной спектакле Михаила Панджавидзе — «Макбете», впечатлила хореография: ведьмы (в исполнении танцоров-мужчин) стали равноправными участниками действия (балетмейстеры-постановщики Константин Кузнецов и Юлия Дятко). В «Аиде» нет сквозных балетных персонажей, но все предусмотренные танцевальные номера поставлены основательно, гармонично поддерживая действие (балетмейстер-постановщик Александр Тихомиров). Балетная вставка в Триумфальной сцене — присутствует. А самый сильный, в моем восприятии, хореографический номер — танец мавританских мальчиков. Это целая «история в истории», которую бессмысленно пересказывать словами и не отобразишь на фотографиях, — это надо видеть живьем.
Ну и, конечно, оформление — то, по чему составляет впечатление о спектаклях абсолютное большинство зрителей. Декорации и костюмы Евгения Чемодурова (народный художник Беларуси, лауреат Госпремии СССР) — не оставят равнодушными никого. Обычно на спектакли в таком оформлении прогрессивно мыслящие персонажи любят лепить ярлык «нафталин», но на постановки Михаила Панджавидзе этот ярлык никак не клеится — кто их видел, тот поймет. В Москве была лебединая песня «большого стиля» — «Борис Годунов» в Большом и нынешний эрзац «Царской невесты» (там же). В минской «Аиде» каждая сцена вопиет о том, что как бы ни изумителен был любимый мной спектакль Петера Штайна, но москвичам в порциях «Аиды» явно не докладывают золота, сфинксов и прочей гедонистической роскоши… А иногда так хочется!
Прислушавшись, вы узнаете от независимого эксперта массу интересного: откуда приглашены артисты, кто из них «хорошо старался», сколько стоит программка и ещё всяко-разно.
- Рамфис – Андрей Валентий
- Амонасро – Владимир Петров
- Амнерис – Оксана Волкова
- Радамес – Ахмед Агади
- Аида – Екатерина Головлева
- Дирижер – Виктор Плоскина
Похожие темы
«Пиковая дама» из Самары открыла фестиваль «Золотая маска»
Спектакль представлен в пяти оперных номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая работа дирижера» (Александр Анисимов), «Лучшая работа режиссера» (Михаил Панджавидзе), «Лучшая женская роль» (Ирина Крикунова), «Лучшая мужская роль» (Михаил Губский)
Премьера «Аиды» в МАМТ
Последние несколько лет Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко привлекает внимание публики не только успешной реализацией амбициозных проектов