Беспощадное обаяние «Риголетто»
Дата: 04.09.2017
Место: Новая Опера
Состав:
- Риголетто – Борис Стаценко
- Джильда – Елена Терентьева
- Герцог – Георгий Фараджев
- Спарафучиле – Андрей Фетисов
- Маддалена – Полина Шамаева
- Дирижер – Евгений Самойлов
«Риголетто» в Новой Опере — спектакль, в каком-то смысле, беспощадный. Своей лаконичностью, невероятным, по нашим временам, отсутствием пиджаков, кожаных плащей, переносов в актуальное время, эпатажа и разного рода прибавочных смыслов. Пожалуй, в Москве не осталось настолько прямолинейных оперных спектаклей, где увлечь слушателя можно единственно мастерством исполнителей. И то, что такой спектакль уже 17 лет держится в репертуаре собирая полные залы — показатель творческого потенциала театра.
Другой показатель полноценной жизни — соседство в составах певцов, поющих партии в спектакле уже много лет, с регулярными вводами на большие и малые роли. В этот раз Георгий Фараджев дебютировал в партии Герцога — артистично, темпераментно, с точным попаданием в типаж, хоть и с некоторыми проблемами на верхних нотах. Маддалену впервые спела Полина Шамаева — трудно было поверить, что это дебют, настолько раскованно жила в образе певица. Из тех, кого я уже много лет с удовольствием слушаю в этом спектакле, — Андрей Фетисов, просто изумительный Спарафучиле, и, конечно, героиня истории — Джильда в исполнении неотразимо обаятельной Елены Терентьевой, чей сильный голос обладает поистине птичьей подвижностью.
Еще один признак живого спектакля — регулярное приглашение на главную партию «певцов мира». Для «Риголетто» в Новой Опере это можно назвать и традицией — вспомним, что на премьере титульную роль исполнил Дмитрий Хворостовский. Вчера Риголетто пел Борис Стаценко, только что завершивший серию спектаклей на Арене ди Верона. Пожалуй, «пел» — не то слово. Уже не впервые Борис Стаценко на время действия был Риголетто. Дебютировав на сцене Новой Оперы именно в этой роли четыре года назад певец дал спектаклю новую жизнь, заново нарисовав образ шута и будто добавив ему еще одно измерение. Причем, в своих последующих выступлениях, Борис Стаценко не давал публике заскучать, каждый раз виртуозно расставляя новые акценты, придавая блеск фразам и фрагментам сцен, ранее остававшимся в тени. Так было и в этот раз. Но даже чувство, что вновь узнаешь что-то новое о Риголетто, перебивается ошеломляющим впечатлением от голоса, от которого успеваешь отвыкнуть в перерывах между московскими выступлениями певца. Ведь ни одна запись не воссоздаст ощущение живого голоса Бориса Стаценко, властно заполняющего зал даже на пиано и громоподобного на форте, с глубокими басовыми низами, свободными, тембрально насыщенными верхними нотами, поразитиельным богатством интонаций, придающих пению с безупречной кантиленой выразительность разговорной речи. Риголетто Бориса Стаценко — сплав вокального мастерства, актерской убедительности, бронебойного темперамента и феноменальной самоотдачи.
Наряду с Caro nome, Cortigiani и другими «суперхитами» этой оперы, есть у меня в ней не менее любимая сцена — прелестный хор во втором действии, развлекающий Герцога рассказом о ночных приключениях придворных — вчера это был еще один повод восхититься тонкостью и слаженностью, присущими хору Новой Оперы. И особое спасибо оркестру, ведомому Евгением Самойловым — возможно, в звучании где-то и было ощущение недавно завершившегося летнего отпуска, но главная задача — чтобы в яме и на сцене «все были вместе» — решена, а музыка звучала живо, энергично, с необходимой долей пафоса — Верди же!
- Спарафучиле – Андрей Фетисов
- Маддалена – Полина Шамаева
- Герцог – Георгий Фараджев
- Джильда – Елена Терентьева
- Риголетто – Борис Стаценко
- Дирижер – Евгений Самойлов
Похожие темы
«Князь Игорь» с дебютом Бориса Стаценко (Новая Опера 22.08.2016)
Оперные спектакли штучной работы создаются артистами, и случаются события, которые просто нельзя пропустить — как дебют Бориса Стаценко в спектакле, о котором пойдет речь
«Мазепа» с Борисом Стаценко (Новая Опера, 14.01.2015)
На Крещенском фестивале в Новой Опере прозвучало концертное исполнение оперы Чайковского «Мазепа» с Борисом Стаценко в титульной партии. Рассказ о событии, содержащий размышления о музыкально-драматургических противоречиях произведения, был написан мной для OperaNews.Ru.
«Тоска» в Дюссельдорфе
Как я уже неоднократно признавался, это было моей давней мечтой — насладиться любимой оперой целиком с Борисом Стаценко, исполняющим партию главного героя. И вот мечта сбылась.
«Сельская честь» и «Паяцы» (Новая Опера 11.12.2014)
Кто как, а я рад трансформации в концертные исполнения не самых любимых моих постановок Новой Оперы. Это относится и к «Пиковой даме», и к «Сельской чести» с «Паяцами». Посетив, в свое время, эти спектакли по одному разу