Борис Годунов (Большой театр 13.09.2015)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 13.09.2015

Место: Большой театр России, Историческая сцена

Состав:

  • Борис Годунов – Михаил Казаков
  • Пимен – Александр Науменко
  • Юродивый – Ярослав Абаимов
  • Самозванец – Эдуард Мартынюк
  • Марина Мнишек – Светлана Шилова
  • Шуйский – Максим Пастер
  • Варлаам – Валерий Гильманов
  • Мисаил – Юрий Маркелов
  • Ксения – Кристина Мхитарян
  • Федор – Елена Новак
  • Мамка Ксении – Евгения Сегенюк
  • Щелкалов – Андрей Григорьев
  • Никитич – Даниил Чесноков
  • Хозяйка корчмы – Ирина Удалова
  • Митюха – Александр Рославец
  • Ближний боярин – Вадим Тихонов
  • Кромской боярин – Вадим Тихонов
  • Две бабы – Оксана Горчаковская, Ирина Удалова
  • Дирижер – Айнарс Рубикис

13 сентября я неожиданно решил пойти на «Бориса Годунова» в Большой. Это был последний спектакль серии, которую я, уже, практически пропустил из-за занятности на работе. Но, к счастью, обстоятельства буквально в последний момент сложились благоприятно, и я увидел свой любимый спектакль с сильным составом.

Мне очень нравится голос Михаила Казакова. К тому же, всегда чувствуется, что роль Бориса для него имеет особое значение. Работа над вокальными оттенками и актерским рисунком постоянно продолжается, и это прекрасно. В данном спектакле мне больше всего понравились лирические моменты партии — сцены с Ксенией и Федором, где певцу удалось найти мягкие вокальные и актерские краски. А вот самые в драматических моментах исполнитель, на мой взгляд, рисовал роль слишком крупными мазками, видимо, это было связано со спецификой Большого театра, где, считается, что каждый зритель, в том числе и с балкона четвертого яруса, должен всё увидеть и услышать. Но в результате иногда из-за этого всё выглядело слишком пафосно. В принципе, у Казакова хорошая школа, прекрасное легато, но, к сожалению, из-за своеобразной артикуляции и вязкой манеры исполнения качество звука несколько портится, и, главное, пение иногда приобретает слишком фрагментарный характер, т. е. окраска звука, на мой взгляд, меняется слишком часто. Впрочем, возможно, я не прав. В данном случае певцу виднее. Роль у него сделана интересно, и он никого в зале равнодушным не оставляет.

С удовольствием послушал Светлану Шилову в партии Марины Мнишек. Не могу не отметить очень красивый тембр голоса, такой ровный звук по всему диапазону, мягкое звуковедение, безупречную фразировку, выразительные оттенки, особенно удались спесивые интонации на словах: «Если Вы, царевич, такой любви хотите…», хотя в целом этот вариант исполнения партии я назвал бы лирическим. Большое впечатление производит яркая внешность певицы, при этом актерски роль сделана без единого перегиба, с большим вкусом! В общем, Марина была неотразима! Я не мог глаз оторвать, хотя уже не в первый раз Шилову в этой партии слушал!

А вот приглашенного солиста Эдуарда Мартынюка в партии Самозванца я в этот вечер услышал впервые. До этого он мне понравился в «Чародейке» в очень непростой партии Княжича. Ну, к исполнителям роли Самозванца у меня всегда очень высокие требования, ибо насмотрелся я в 80-е годы прошлого века очень ярких спектаклей, до сих пор всё в глазах так и стоят. Так вот, Мартынюк в целом оправдал мои ожидания. Он проде­монстри­ровал крепкий, достаточно объемный и достаточно эластичный звук с весьма уверенным и стабильным верхом, что очень меня порадовало. Правда, нижний регистр голоса, как мне показалось, звучал немного хуже, особенно вначале, и в пении немного недоставало тембрального разнообразия. Но мне больше всего понравилось, что Мартынюк не только весьма добросовестно отыграл все детали актерского рисунка роли Отрепьева, но и сделал это четко под музыку, что, увы, в последнее время я вижу нечасто. А эти «попадания в музыку» ведь очень важны для драматургии этой роли, особенно в сцене в келье в Чудовом монастыре (когда слишком уж увлекшийся своими мечтаниями Гришка резко опускает голову на оркестровом аккорде после слов “… не пировать за царскою трапезой?”) или в сцене в корчме на литовской границе, когда Отрепьев должен двигаться под «свои» лейтмотивы, иначе там всё скомкается. Так вот, в данном случае Мартынюк практически всё точно сыграл, единственно, он немного опоздал со сворачиванием в трубочку царского указа (там для этого тоже лейтмотив есть!), но это, конечно, уже мелочь. Весьма достойно прозвучала и знаменитая сцена у фонтана, главное, верх убедительный. Ну, заключительная для Самозванца сцена с выездом на белом коне под Кромами вышла чуть слабее, потому что, как мне показалось, здесь уже чуть подсел голос. Но общей картины это не смазало, и в целом впечатление от выступления Мартынюка сложилось приятное.

Традиционно ровно и качественно, благородным звуком провел партию Пимена Александр Науменко.

Как всегда, яркое впечатление произвел Максим Пастер — мой любимый Шуйский. Роль, конечно, сделана роскошно у него! Чуть с сипотцой был сначала звук, потом наладился, дикция прекрасная, фразировка супер­вырази­тельная, интонации непередаваемые, взгляды просто убийственные, жесты — ни убавить, ни прибавить.

Ярко, выпукло и с настроением исполнили свои партии и роли Варлаам — Валерий Гильманов и Мисаил — Юрий Маркелов (мне только показалось, что гримеры переусердствовали с длиной носа у Мисаила). Гильманов весьма артистично, с большим куражом спел свою песню «Как во городе было, во Казани». Звучали оба замечательно, причем не только в сцене в корчме, но и в сцене под Кромами, где надо прорезать плотный оркестр и хор! И как голоса у них прекрасно сливаются!

Непривычно было увидеть Ирину Удалову в партии Хозяйки корчмы, но она пела, как всегда, весьма внятно и звучно, перед этим еще и вначале появилась в маленькой партии Первой бабы, но ее всегда слышно. Немного матово прозвучал Андрей Григорьев в роли Щелкалова. Чистым звуком, очень трогательно спела партию Ксении Кристина Мхитарян. Удачно исполнила партию царевича Федора Елена Новак, и сыграла, как всегда, очень хорошо. Потрясающе объемным и наполненным, красивым и плотным звуком исполнила партию Мамки Ксении Евгения Сегенюк, когда она поет, мне всегда хочется, чтобы эта партия никогда не кончалась. Впервые видел Даниила Чеснокова в роли Пристава Никитича, и он мне очень понравился — звучный голос.

Но самое сильное впечатление на меня произвел Ярослав Абаимов, который в этой серии спектаклей впервые вышел на сцену Большого театра в роли Юродивого. Я много раз слышал его в Новой опере, и, надо сказать, что его пение всегда отличалось высоким уровнем культуры, музыкальностью и какой-то особой изысканностью исполнения. Кстати, в последний раз я его слышал ни много ни мало в кантате Орфа «Кармина Бурана». Там у тенора соло только одно, но какое! И он такие сверхвысокие ноты брал! Однако по поводу его выступления в Большом я все же испытывал некоторое беспокойство, потому что при всех бесспорных положительных качествах голос Абаимова никогда не отличался большим объемом. И я спрашивал себя, хватит ли его, чтобы наполнить этот зал. Но Абаимов звучал просто волшебно! Откуда взялась такая звонкость и полетность? Наверное, дело не только в точном попадании в резонаторы, какой-то еще секрет есть! Причем, звук шел из высокой позиции, но он был хотя и очень светлым и чуть пряным, но свободно льющимся и естественным. Там не было ничего нарочито характерного, манерного или ущербного. Все было спето просто и по-человечески, безусловно, в русской традиции и в соответствии со стилем данной постановки, но всё же с индивиду­альными штрихами и интонациями, по-своему. И сыграно также! Это было полное перевоплощение, я ведь даже не узнал артиста! И эта тема веры в сердце, сиротства и «инакости» прозвучало очень искренне. Всё это было от души. Поэтому так и получилось, что у меня комок в горле сразу, а потом — до слёз. Потрясающее выступление! Поздравляю с великолепным дебютом в Большом!

Комментарии

Марат

26 февраля 2016 • 22:04

Я тоже был на этом спектакле! С самой высокой галерки с самого последнего ряда я слушал прекрасных певцов в легендарном спектакле, в моём любимом спектакле! Михаил Казаков для меня лучший Борис современности, лучше нет! Гильманова вообще люблю, но в партии Варлаама обожаю! Состав был отличный!

В настоящее время возможность комменти­рования на сайте «Голос публики» отключена