Концертное исполнение «Сельской чести» и «Паяцев» в Новой Опере
Дата: 11.12.2014
Место: Новая Опера
Состав:
- Сантуцца – Елена Поповская
- Туридду – Михаил Губский
- Альфио – Андрей Бреус
- Лола – Ирина Ромишевская
- Лючия – Елена Свечникова
- Пролог, Тонио, Таддео – Борис Стаценко
- Канио, Паяц – Сергей Поляков
- Недда – Эльвира Хохлова
- Сильвио – Василий Ладюк
- Пеппе, Арлекин – Александр Богданов
- Дирижер – Валерий Крицков
Да, вечер веристских миниатюр явно удался! Несмотря на некоторые разочарования, точнее, на не до конца сбывшиеся надежды… Но главные ожидания все же оправдались.
В «Сельской чести» они, прежде всего, были связаны с Еленой Поповской. Я давно уже мечтал услышать ее в партии Сантуццы, и наконец эта мечта сбылась. Замечательный голос — сильный, плотный, яркий и ровный с энергичной драматической наполненностью, так необходимой в этой партии. Весь характер Сантуццы был в этом звуке! Причем никакой лишней аффектации не было, это был настоящий драматизм, переданный исключительно вокальными средствами — за счет характера эмиссии, динамических оттенков, со вкусом и чувством меры, без всяких «пережимов». Замечательная была кантилена в романсе и в дуэте с Альфио. Я заслушался — такие переливы обертонов, такие яркие, незабываемые фразы получились!
В целом порадовал и Михаил Губский в партии Туридду. Правда, сначала сицилиана за сценой прозвучала с достаточно заметным носовым призвуком, что вызвало некоторое беспокойство, но когда певец вышел на сцену, этот призвук перестал быть так заметен. Губский пел весьма эмоционально, голос звучал сочно и упруго. Пожалуй, динамических нюансов все же немного не хватало, например мецца-воче. Впрочем, Туридду — парень весьма отчаянный, и страсти там у него сильные, да и традиционно эта партия исполняется скорее «в силовом ключе» — ведь самый что ни на есть «крутой» веризм! Так что я думаю, что такая экспрессивная трактовка вполне оправдана. Еще в некоторых местах звук мне показался слишком «открытым», но это субъективное впечатление.
Менее ярко, на мой взгляд, выступил Андрей Бреус в партии Альфио. Даже не знаю, чего не хватало в исполнении, такое впечатление, что не было масканьевской широты фраз, но, возможно, я просто несправедлив к певцу, это ведь тоже чисто субъективное ощущение.
Ирина Ромишевская произвела очень приятное впечатление в небольшой партии Лолы — очень яркий получился характер, и, мне кажется, что характер звука у нее изменился. Я еще не слышал такого звука — необыкновенно пластичного и выразительного. Очень удачное выступление!
Ну, а потом были «Паяцы». И я, честно говоря, просто обалдел от счастья, видя на сцене и слыша сразу двух выдающихся баритонов — Бориса Стаценко в партиях Пролога, Тонио (и Таддео!) и Василия Ладюка в партии Сильвио. Главное, оба, что называется, «выдали по полной»! Стаценко сразу «взял быка за рога» в прологе: захватив зал уже первыми фразами, затем растрогав его задушевным мецца-воче в рассказе об артистах, он выдал в двух кульминациях совершенно убойные по силе и яркости ноты. Публика была в восторге! Про его Тонио можно написать роман: очень опасный, злопамятный и мстительный «товарищ» с изощренным артистическим умом! Там было неисчислимое количество оттенков в каждой фразе, особенно в дуэте с Неддой. А Таддео у него получился не просто «злой шут», а там еще был «второй слой» — такой «провокатор в квадрате». Если описывать все нюансы исполнения, то двух томов не хватит: Стаценко просто купался в роли, точнее во всех трех! Но, как мне кажется, не переигрывал. Мастер! Брависсимо!
Роль Сильвио обычно считается второстепенной (там ведь нет яркого сольного номера и вроде бы таких уж сильных страстей в характере), но не тогда, когда на сцене Василий Ладюк. Ему и спеть-то, в общем-то всего лишь один дуэт с Неддой и пару драматических фраз в конце. Но пение Ладюка завораживает с первой фразы: идеальная эмиссия, благороднейший тембр, голос стелется, как шелковый. И мягкое легато обволакивает Недду страстью, буквально топит ее в море любви и нежности. Тут можно просто слушать и наслаждаться этими бесконечными фразами. И постепенно уговоры становятся все более страстными и убедительными, и Недда, конечно, сдается. Изумительное пианиссимо в конце дуэта, как сливаются всегда голоса Ладюка и Хохловой! В общем — шедевр!
На этом ярком фоне, пожалуй, несколько потерялся Канио в исполнении Сергея Полякова. Во всяком случае, мне показалось, что эта партия получилась у певца заметно слабее, чем партия Туридду в «Сельской чести» в прошлом году. Сначала у меня возникло впечатление немного «севшего» голоса, показалось, что некоторые верхние ноты звучали слишком натужно, а некоторые — наоборот, как-то пустовато. И во фразировке чего-то не хватало, в некоторых фрагментах голос казался слишком «заглубленным». Возможно, я неправ и требую слишком многого, ведь певец явно старался достойно озвучить все кульминации, и у него многое получилось.
Зато снова порадовала добротным, стабильным вокалом Эльвира Хохлова. Она поет Недду супернадежно, очень аккуратно и очень музыкально. А нюансы в дуэте с Сильвио просто гениальны, я могу слушать это десятки раз подряд!
Не берусь судить об оркестре, в основном он мне понравился — был драматический нерв, безусловно! Правда, со звучностью маэстро Крицков несколько раз, по-моему, все-таки немного переборщил… Хор, как всегда, прекрасен.
В общем — еще один незабываемый вечер в Новой опере! Спасибо всем!
Фото: Даниил Кочетков
Похожие темы
«Сельская честь» и «Паяцы» (Новая Опера 11.12.2014)
Кто как, а я рад трансформации в концертные исполнения не самых любимых моих постановок Новой Оперы. Это относится и к «Пиковой даме», и к «Сельской чести» с «Паяцами». Посетив, в свое время, эти спектакли по одному разу
Василий Ладюк, Леонид Виленский и музыка Малера
На концерте в Светлановском зале ММДМ. В рамках абонемента «Шедевры на все времена» Национальный филармонический оркестр России исполнял произведения Малера.
Риголетто (Новая Опера 03.06.2014)
Чудо повторилось еще раз. Волшебный голос, для которого, кажется нет понятий «диапазон» и «тесситура», звучал даже лучше, чем на осенне-зимних спектаклях — нижние ноты были глубже и мягче, а пиано — еще тише и чётче
«Мазепа» в Новой Опере
Это действительно было большое событие. Особенно для меня, потому что у меня к этой опере с юности особое отношение, я ее открыл для себя в 1985 году, послушав запись на радио «Орфей»