Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Чародейка
(Большой театр 05.04.2014)

Автор: Федор Борисович (5 апреля 2014 14:41)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 05.04.2014

Место: Большой театр (Историческая сцена)

Состав:

Настасья-Кума – Ангелина Никитченко
Князь – Валерий Алексеев
Княгиня – Ирина Макарова
Княжич Юрий – Олег Долгов
Мамыров – Вячеслав Почапский
Ненила – Татьяна Ерастова
Поля, подруга Кумы – Анастасия Кикоть
Журан – Алексей Пашиев
Фока, дядя Кумы – Вадим Лынковский
Кичига – Александр Короткий
Паисий – Михаил Серышев
Кудьма – Андрей Архипов
Балакин, гость нижегородский – Вадим Тихонов
Потап, гость торговый – Владимир Красов
Лукаш, гость торговый – Станислав Мостовой
Дирижер – Александр Лазарев

Чародейка (Большой театр, 5 апреля 2014)

Изначально у меня было три семейных комплекта билетов — по количеству исполнительниц Кумы. Но, поскольку Анну Нечаеву все-таки в итоге ангажировал МАМТ для долгожданной премьеры «Аиды», пришлось отдать один комплект и смириться с тем, что одну из любимых московских певиц Чародейкой в этот раз не услышу. Все равно спектакль был хорош. В этом составе на сцене правили Князь и Княгиня.

Валерий Алексеев — всем князям князь — плотный пробивной баритон, без слышимых препятствий поющий форте над оркестром и, что особенно приятно слышать у драматического баритона, обладающий стабильным мецца воче. Отличная дикция, что для заковыристого псевдо-древнерусского текста «Чародейки» особенно важно. Актерски — крепкий образ с великолепным лицедейством. (сейчас увидел в программке, что Валерий Алексеев поет сегодня Князя второй день подряд — по-моему, это что-то вроде профессионального подвига)

Под стать Князю и Княгиня — не устаю любоваться в этой роли Ириной Макаровой. Завидую Самаре, где Ирина Макарова недавно пела Амнерис. И завидую себе каждый раз, когда слушаю Княгиню Ирины Макаровой. Феноменальный голос — огромного объема, при этом аккуратно звучащий. Ошеломляющее впечатление от вокального совершенства партии дополняется актерским совершенством образа.

Специфика «Чародейки» — довольно корявое либретто, изобилующее выспренными словечками, местами натуралистичное, местами, чего уж, — глуповатое. Поэтому исполнители главных партий ходят по лезвию: чуть пережмешь с эмоциями — здравствуй, Вампука, невеста африканская. Но много вы видели умных либретто?:) Хороший исполнитель сделает шедевр из любого материала — очарует, заставит слушать не дыша и резонировать в сердце любой текст. И в этом смысле Ирина Макарова и Валерий Алексеев «сделали» спектакль. Лучшей сценой на этот раз для меня стал дуэт Князя и Княгини из второго действия — слушал не дыша!

Олег Долгов — по-моему, лучший из московских теноров, регулярно поющих «тяжелый» русский репертуар. Свежее доказательство тому — его исполнение партии Собинина (с «Метелью», да!) в сентябрьском царском подарке от Валерия Полянского. Если принять как должное некоторые особенности тембра (широковатую манеру звукоизвлечения и жидковатое вибрато на мецца воче), то Княжич получился достойным своих «родителей». «Гвоздевые» форте с верхними нотами Олег поет сногсшибательно — в эти моменты кажется, что зал Исторической сцены маловат для его голоса. В целом крепкое и красивое исполнение с фирменным русским распевом и героическо-романтическим образом певца — дебют Олега Долгова в партии Княжича оставил у меня самое приятное впечатление.

Не могу, к сожалению, сказать того же про Ангелину Никитченко. Певица Молодежной программы БТ, насколько знаю, не только впервые спела Куму (раньше я ее слышал в этой постановке Полей), но и дебютировала в своей первой большой партии на Исторической сцене Большого. У меня сложилось ощущение не только неготовности к столь серьезной партии, но и серьезных изъянов школы. Верхние ноты часто звучат оторванно (т.е. певица останавливается, меняет позицию и выдает верхнюю ноту «другим голосом»). При ходах наверх часто случаются поджимания — звук становится плоским, заглубляется и звучит без вибрато (что на слух очень утомительно). Но самое печальное — неточное интонирование (тенденция к занижению, нередко — плохое удержание тона на легато) и непобедимая манера возить звук. А еще печальнее то, что за полтора года, которые я слежу за Ангелиной Никитченко, слышу примерно одно и то же. У певицы роскошные природные данные — огромный голос с драматическим потенциалом примадонны, но, увы, его обработка оставляет желать много лучшего.

Заменив изначально значившегося в программке Владимира Маторина, Мамырова еще раз спел Вячеслав Почапский, один из моих любимых артистов Большого. Спел, как всегда, шикарно, правда, на поклоны в этот раз не вышел (ну, правда — сколько ж можно, какждый день кланяться?:)

Что-то я про Кудьму ничего не сказал, а надо — ведь 2 апреля в маленькой роли Кудьмы выходил еще один мой любимый артист Большого — Николай Казанский, у которого все персонажи получаются изящными и невероятно артистичными, будь то Пинг, Цунига или даже прокофьевский Инквизитор. Кудьма у него — скорее, не патологически злой колдун, а лесной отшельник-знахарь, выполняющий профессиональный долг (пришли за ядом — что ж, надо дать яд:) По контрасту в очередь Кудьмой выходит Андрей Архипов, у которого изумительно цельно получается страшенный сказочный злодей — как только княгиня его поцеловать осмелилась. В обоих случаях остается жалеть, что роль Кудьмы в этой постановке Большого здорово сокращена (у Чайковского для колдуна было даже что-то вроде ариозо).

Интересны были оба Паисия — у Леонида Виленского точнее получился авторский образ — вороватый забулдыга, цинично рядящийся в рясу, а Паисий Михаила Серышева был более утонченным, более сладкоголосым и более комичным.

Традиционно после окончания очередного блока я в печали — теперь ждать встречи с «Чародейкой» до следующего сезона (а если как в этот раз — то и целый год). Что ж, главное — есть чего ждать:)

Похожие темы

  • Волшебная флейта (Большой театр 22.03.2014)

    Похоже, в Большом закончилась история еще одной постановки. На состоявшемся сегодня утреннике имени Грэма Вика неожиданно выяснилось, что завтра его «Волшебную флейту» будут давать последний раз. По контрасту…

  • Чародейка (Большой театр 02.04.2014)

    Насколько знаю, осенне-зимнего блока «Чародейки» не случилось из-за премьеры «Дона Карлоса», употребившей все тактические ресурсы театра. Тем долгожданнее была встреча. Постановка запала мне в душу лаконичной сценографией…

  • Сомнамбула (Большой театр 13.04.2014)

    В процессе работы над рецензией на премьеру «Аиды» в МАМТе родилась мысль, что постановка Штайна неуловимо напоминает работы Пицци. Хотя почему же неуловимо? Многое из того, что я сказал про «Аиду»…

Рубрика: Опера Чародейка  Ирина Макарова  Ангелина Никитченко  Валерий Алексеев  Андрей Архипов  Леонид Виленский  Олег Долгов  Николай Казанский  Вячеслав Почапский  Михаил Серышев  Петр Чайковский  Большой театр 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Травиата
    (МАМТ 20.10.2014)

  •  

    Тайный брак
    (МАМТ 21.09.2014)

  •  

    «Роделинда» в Большом театре как попытка комического шаржа

  •  

    «Хованщина» на фестивале «Сезон Станиславского»
    (МАМТ 04.11.2015)

  •  

    Половина концертной «Богемы»
    (Новая Опера 18.01.2015)

  •  

    Сказки Гофмана
    (МАМТ 26.02.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов