Дневная «Иоланта» (Большой театр 31.10.2015)
Дата: 31.10.2015 (дневной)
Место: Большой театр России, Историческая сцена
Состав:
- Иоланта – Екатерина Морозова
- Водемон – Нажмиддин Мавлянов
- Рене – Вячеслав Почапский
- Эбн-Хакиа – Валерий Алексеев
- Роберт – Константин Шушаков
- Альмерик – Павел Валужин
- Бертран – Александр Рославец
- Марта – Ирина Долженко
- Бригитта – Руслана Коваль
- Лаура – Юлия Меннибаева
Чуть было не пропустил я премьеру «Иоланты» в Большом, но в последний (а точнее в предпоследний) момент всё сложилось наилучшим образом, и я даже два состава успел послушать в последний день премьерной серии спектаклей. Впечатления яркие, правда, как всегда в подобных случаях, я хотел бы уделить внимание исключительно певцам, тем более что все уже весьма подробно описали (и раскритиковали) все особенности и детали и постановки, и даже костюмов. Так что я просто изложу события в моем восприятии.
Первый для меня спектакль начался 31 октября в 12.00. Как Вы догадываетесь, в зале было очень много детей и подростков. Как ни странно, все очень внимательно и в полной тишине послушали сюиту из «Щелкунчика», а потом началась собственно «Иоланта», и все стали внимать происходящему с еще большим интересом.
Заглавную партию исполняла участница Молодежной оперной программы Большого театра Екатерина Морозова, которую я слышал раньше в таких совершенно непохожих партиях, как Фьордилиджи в «Так поступают все» Моцарта или Мерседес в «Кармен» Бизе. Поэтому я несколько опасался за то, как будет звучать ее голос в опере Чайковского. Но надо сказать, что звучала она весьма достойно и уверенно: звук был чистым и сочным, с красивым нижним регистром и достаточно плотной серединой, средне-верхние ноты звучали округло и надежно, лишь на самом верху иногда появлялся нажим, а с ним резковатость и небольшая тремоляция. Но в целом впечатление было приятным из-за того, что у певицы осмысленная фразировка и достаточно хорошая дикция, и пение получилось выразительным. Жаль, что одна верхняя нота (в конце знаменитого дуэта) была спета, как мне показалось, слишком резко и немного неточно. Но это, конечно, общей картины не испортило. Тем более что Екатерина потрясающе смотрится на сцене, она такая красавица!
Нажмиддин Мавлянов в роли Водемона выглядел как настоящий романтический герой и пел прекрасно. Звук был очень собранным, ровным и красивым. Романс прозвучал с нежными диминуэндо и закончился на пианиссимо хрустальной чистоты. Звук «дышал», легато стелилось бесконечно, фразировка завораживала. В дуэте голос звучал то мягко, то страстно, а высокие ноты в кульминациях были исполнены очень эмоционально, но в то же время абсолютно стабильно. Тембр, на мой взгляд, конечно, изумительный — бархатный низ, насыщенная красивыми обертонами середина и звонкий, победный верх. Но главное — музыкальная тонкость и цельность исполнения. Я очередной раз поразился, как Мавлянов точно Чайковского чувствует. Кстати, впервые я его услышал в этой партии более трех лет назад — 28 сентября 2012 года, на премьере в Детском музыкальном театре им. Н. И. Сац. Правда, там партия исполнялась с другим текстом и без романса, но и тогда всё звучало классно. А сейчас и качество звука улучшилось, и уровень надежности звуковедения вырос, и общая трактовка партии стала более зрелой.
Герцога Бургундии Роберта пел Константин Шушаков. На этот раз мне тембр его очень понравился, особенно внизу и в середине — хороший голос. Вот только верхние ноты пока, как мне показалось, звучат не так свободно, как хотелось бы, и там иногда еще небольшой призвук дребезжащий появляется. Впрочем, у этого молодого человека еще всё впереди, а небольшие шероховатости, наверняка, можно устранить.
Очень мне понравился Вячеслав Почапский в партии Короля Рене. Весьма качественный звук, благородный тембр и благородное исполнение — без ненужной аффектации и привычных штампов. Я бы сказал — Чайковский в чистом виде, без лишних наслоений. Весьма осмысленная фразировка и глубокое проникновение в образ.
Интересный образ получился у Валерия Алексеева. Его Эбн-Хакиа выглядел весьма стильно и пел очень выразительно. Ни одна фраза не потерялась! Тут, конечно, опыт сказывается. И голос звучал надежно и убедительно, хотя иногда на верхних нотах на форте и фортиссимо всё же ощущалась некоторая «надтреснутость», но она тоже выступала как дополнительная краска образа.
Очень хороша была Ирина Долженко в партии Марты: звучала сочно, ровно и, по-моему, абсолютно корректно. Мне понравилось. Партию ее мужа, Бертрана исполнял молодой певец Александр Рославец. До этого я слышал его в небольшой партии Маркиза в «Травиате» и там оценить его тембр, честно говоря, не успел. Но здесь роль более заметная, и прозвучал он в ней достойно. Небольшую партию Альмерика хорошо спел Павел Валужин — чистым, молодым голосом свежего тембра. Руслана Коваль своим приятным голосом спела Бригитту, а и Юлия Меннибаева — Лауру, у нее очень красивый средний регистр. Причем, Юлия Меннибаева участвовала в тот же день и ви в вечернем спектакле, но о нем я расскажу позже.
Похожие темы
Мариинская «Иоланта» в Парижской филармонии
Уникальное отличие оперы от сопредельных жанров, — театра и оперетты, — в стабильной востребованности концертных исполнений.
«Иоланта» с причудами — премьера в Большом театре
Не помню откуда впервые услышал, что «Иоланта» в Большом будет, выражаясь парламентски, весьма оригинальна — уже давно это было. Лучше оттолкнусь от того, что слышали все — от предпремьерного репортажа
«Иоланта» – занавес премьерной серии
Несколько слов о заключительном спектакле премьерной серии «Иоланты» в Большом театре. В заглавной роли выступила Динара Алиева. Очень хотел её послушать, поскольку не попал на ее дебютное выступление в этой партии