Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Дон Карлос
(Большой театр 01.11.2014)

Автор: Федор Борисович (3 ноября 2014 21:01)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 01.11.2014

Место: Большой театр, Историческая сцена

Состав:

Дон Карлос – Олег Долгов
Елизавета Валуа – Анна Нечаева
Филипп II – Дмитрий Ульянов
Родриго – Эльчин Азизов
Эболи – Агунда Кулаева
Великий инквизитор – Петр Мигунов
Монах – Николай Казанский
Тибо – Нина Минасян
Граф Лерма – Сергей Радченко
Герольд – Арсений Яковлев
Голос с неба – Кристина Мхитарян
Дирижер – Джакомо Сагрипанти

[Слайдшоу]
«Дон Карлос» в Большом театре (1 ноября 2014)
Жанровая картинка: Эболи (Агунда Кулаева) и Великий Инквизитор (Петр Мигунов) веселятся на фоне склепа (Большой театр, 1 ноября 2014)
Анна Нечаева - Елизавета Валуа (Большой театр, 1 ноября 2014)
Король, инфант и немного дирижера: Дмитрий Ульянов - Филипп, Олег Долгов - Дон Карлос, Джакомо Сагрипанти (фрагмент) (Большой театр, 1 ноября 2014)
Эльчин Азизов - Родриго (Большой театр, 1 ноября 2014)
Николай Казанский - Монах (Большой театр, 1 ноября 2014)
Петр Мигунов - Инквизитор. Великий и ужасный! (Большой театр, 1 ноября 2014)
Джакомо Сагрипанти и Оркестр (Большой театр, 1 ноября 2014)
«Дон Карлос» в Большом театре (1 ноября 2014)

Прошлогодние премьерные составы «Дона Карлоса» были, ожидаемо, на большую часть укомплектованы приглашенными «певцами мира», преимущественно поющими за рубежом. Нынешний спектакль 1 ноября, о котором пойдет речь, примечателен, во-первых, сразу тремя вводами в главных партиях, а во-вторых, тем, что состав был полностью укомплектован артистами московских театров, двое из которых, к тому же, только что стали солистами Большого.

А ведь совсем недавно слова генерального директора театра Владимира Урина о том, что необходимо обеспечивать не только премьеры, но и спектакли текущего репертуара достойным Большого театра уровнем, и что комплектоваться они должны преимущественно собственными силами, воспринимались как прожект, задача будущего! И вот — она уже начинает осуществляться сегодня.

Титульная партия, хоть и не снабжена развернутыми сольными номерами, да и не является безоговорочно главной, предъявляет высокие требования к голосу исполнителя. Это должен быть крепкий тенор со стабильным мецца-воче, умеющий балансировать между героикой решимости и беспомощным, инфантильным гамлетизмом Карлоса. Из приглашавшихся на эту партию певцов в предыдущих сериях спектакля, пожалуй, полноценной удачей можно назвать лишь певшего премьеру Андреа Каре. Голоса Гектора Сандоваля и Димитриоса Питтаса были явно не для Исторической сцены и, к тому же, дополнялись невнятной актерской работой на грани пародии.

Олег Долгов, получивший известность, как солист Новой Оперы, активно участвующий в проектах ГАСК п/у Валерия Полянского, — настоящая «палочка-выручалочка» для кастингов опер, требующих незаурядный по динамике и пластике тенор. Долгов уже выходил на Историческую сцену — в труднейшей партии Княжича в «Чародейке» Чайковского, а Карлоса в его исполнении Москва слышала совсем недавно — в прошлом сезоне, в концертном исполнении у Полянского. Артист представил предельно внятный образ героя: юношеское отчаяние, дружеская преданность, вспыльчивость — все было показано без мелких жестов, без метаний и истерик, которыми часто злоупотребляют исполнители в этой роли. То же самое можно повторить о вокальной составляющей роли — обладая на редкость яркими форте, певец использовал пробивную мощь голоса строго по назначению, показывая взлеты эмоционального состояния героя. За вычетом мелких недочетов, вроде небольшой путаницы с текстом, по сумме качеств, Карлос Олега Долгова — пожалуй, самый удачный ввод на эту партию в постановке, и ноябрьское зачисление певца в штат Большого театра можно назвать событием не только заслуженным и долгожданным, но и, во многом, закономерным.

Партию Эболи пела Агунда Кулаева, также буквально на днях ставшая солисткой Большого и пришедшая в театр из той же «Новой оперы». Уникальные вокальные и драматические возможности певицы позволяют ей успешно справляться с широким диапазоном партий — от контральтовых (Кончаковна) до пограничных с драмсопрано (Сантуцца) и с ролями масштабных, разноплановых личностей. Теплота и особая проникновенность, которую дарит своим героиням Кулаева, позволила ей убедительно создать Эболи «с человеческим лицом». Не интриганка, принужденная к раскаянию, а сильная, властная женщина, наделенная неотразимой красотой — даром роковым и жестоким, из-за отвергнутой любви своими руками превращающая собственную жизнь в кошмар. Найти меццо, способное одинаково качественно исполнить и подвижную песенку про фату, и беспощадную к голосу арию третьего действия — задача во все времена была непростой. И действительно, было очень трудно поверить, что сокрушительной мощи драматическое «сверло» в сцене у фонтана и «O, don fatale» принадлежит арсеналу той же певицы, которая виртуозно порхала по ориентальным фиоритурам «Nei giardin del bello». Катализировав действие Эболи сходит со сцены задолго до развязки, но роль в исполнении Агунды Кулаевой оставляет в зале эмоциональный заряд, висящий до финала подобно шаровой молнии.

Запомнившийся аристократическим холодом премьерный Филипп Дмитрия Белосельского был рассудителен даже во гневе и холодным разумом принимал противные своей душе решения. При столь высокой вокально-драматической планке особенно интересно было увидеть и услышать принципиально иную трактовку одного из сложнейших басовых образов. Солист МАМТ Дмитрий Ульянов, спевший Филиппа II, как и исполнительница партии Эболи, совершил акт оправдания своего героя. Перед зрителями предстал полный достоинства монарх, чье самообладание не безгранично из-за зримых (и слышимых в голосе) рефлексий льва, неотвратимо теряющего силу. Филипп проигрывает все битвы: сыну, жене, Великому Инквизитору, а в финале и своему отцу, принимая необходимость жить дальше, как самое страшное наказание. Умение прочитать образ с чистого листа, найти нужный жест, позу, интонацию — особенности выделки роли Дмитрием Ульяновым. Эта партия стала для певца дебютом на Исторической сцене, но объемный и полетный, богато насыщенный обертонами бас заполнял зал настолько уверенно и естественно, что не оставалось сомнений в том, что этот голос создан для главной российской сцены.

Формально выполнив журналистскую задачу — рассказав о новых вводах в постановку, невозможно поставить точку, не упомянув об артистах Большого театра, уже знакомых по предыдущим сериям спектакля.

Родриго, рыцаря без страха и упрека, убедительно спел и сыграл Эльчин Азизов. В его исполнении аристократические условности маркиза, ставшего герцогом, отходят на второй план. Главная черта его Родриго — надежность и открытость, передаваемые широкими, ясными жестами и способностью даже «гвоздевые» форте петь в какой-то особой, уютной и по-дружески располагающей манере.

В представленной на сцене Большого театра миланской версии «Дона Карлоса» образ Елизаветы Валуа лишен единственной светлой страницы зарождения чувства в любовном дуэте. Три с половиной часа играть и петь беспросветную трагедию — трудная, изматывающая задача, но тем сильнее впечатление, когда она блестяще решается. В образе Елизаветы царила Анна Нечаева, чье человеческое обаяние и драматический талант, помноженные на красоту и техническую оснащенность голоса производят особенно сильное впечатление именно в ролях, исполненных трагизма. В исполнении певицы финальная ария «Tu che le vanita» не ощущается ни сложной, ни объемной — отточенное пение и щедрое, до краев, эмоциональное наполнение заставляют, затаив дыхание слушать эту искреннюю ностальгическую исповедь героини.

Сейчас уже кажется странным, что в премьерном составе приглашенным был даже артист, певший партию Великого Инквизитора. После того, как на премьерных спектаклях друг за другом Инквизитора представили Вячеслав Почапский (по замене) и Петр Мигунов, у слушателей появился резонный вопрос о целесообразности практики приглашения певцов на эту небольшую, но непростую и значимую партию. Певший в этот раз Петр Мигунов просто поражает досконально проработанным и дополненным удачным гримом пластическим решением образа 90-летнего слепца, несмотря на физическую немощность не выпускающего из рук власть даже над королем. Артистизм певца обеспечивает калейдоскопическую смену вокальных красок: Инквизитор предстает и раздражительным стариком, и жестоким деспотом, и хладнокровным убийцей. Ледяные мурашки вызывает не «пугание» голосом, а, напротив, сдерживание аффектации и ювелирный баланс жизненной правды и театральной условности.

Даже небольшая роль Монаха оставила чувство мастерски сделанного образа, благодаря исполнению Николая Казанского, обладателя звучного, выразительного баса. Легко парил над сценой аутодафе Голос с Неба Кристины Мхитарян. Женский хор в первом действии был игрив и легок, как тончайшее сарацинское покрывало.

Оркестр под управлением Джакомо Сагрипанти оставил ощущение четкой профессиональной работы и, пожалуй, более осторожной в сравнении с раскованной эмоциональной манерой премьерного дирижера Роберто Тревиньо. В этот день еще один дебют состоялся в оркестре — знаменитое виолончельное соло перед арией Филиппа исполнил Георгий Колесов.

Если репертуарная политика Большого театра пока, в силу инерции, представляет процесс, о результатах которого говорить еще рано, то модернизация политики составов уже приносит плоды. В штате появляются исполнители высокого уровня, которым вполне под силу реставрировать и преумножать репутацию Большого театра, как одного из ведущих оперных домов мира.

Материал опубликован на сайте OperaNews.Ru

Похожие темы

  • Дон Карлос (Большой театр 02.11.2014)

    Больше всего понравились три баса. Вокально крайне интересен был Рафал Шивек. Сценически его Филипп был весьма сдержан, но богатство голоса — неотразимое! Вячеслав Почапский был очень хорош…

  • Дон Карлос (КЗЧ 27.02.2014)

    Оперно-концертная жизнь в Москве насыщена настолько, что любителю оперы рано или поздно приходит в голову мысль о создании клона для посещения мероприятий. К счастью для меломанов какой-то гений придумал…

  • Царская невеста (Большой театр 08.07.2014)

    Тот редкий случай, когда после спектакля попросту не было сил о нем рассказывать, и традиционное излияние впечатлений от «Царской невесты», представленной Большим театром 8 июля, я оставил на утро. Настолько ошеломляющим оказалось…

Рубрика: Опера Дон Карлос  Агунда Кулаева  Анна Нечаева  Эльчин Азизов  Олег Долгов  Николай Казанский  Петр Мигунов  Дмитрий Ульянов  Джакомо Сагрипанти  Джузеппе Верди  Большой театр  Публикации 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Десять теноров Новой Оперы: «Любимым женщинам посвящается...»
    (БЗК 03.03.2015)

  •  

    Три дня с «Ромео и Джульеттой» в Новой Опере
    (15-17.04.2016)

  •  

    Мадам Баттерфляй
    (МАМТ 12.03.2014)

  •  

    Ольга Перетятько и Александр Гиндин
    (БЗК 07.12.2014)

  •  

    Борис Годунов
    (Большой театр 23.07.2014)

  •  

    Риголетто
    (Новая Опера 03.06.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов