Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Евгений Онегин» в Геликоне — заметки вслед премьере
(26.12.2015)

Автор: Федор Борисович (27 декабря 2015 13:49)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 26.12.2015

Место: Геликон-опера

Состав:

Онегин – Максим Перебейнос
Татьяна – Ольга Щеглова
Ленский – Дмитрий Хромов
Ольга – Александра Ковалевич
Ларина – Инна Звеняцкая
Няня – Мария Масхулия
Гремин – Алексей Тихомиров
Трике – Василий Ефимов
Дирижер – Валерий Кирьянов

Евгений Онегин в Геликон-опере - поклоны (26 декабря 2015)
В порядке появления: Испанский посол - Андрей Апанасов Гильо - Михаил Лавердов Незнакомка - Зинаида Гиппиус Трике - Василий Ефимов Зарецкий, Ротный - Алексей Дедов Гремин - Алексей Тихомиров Няня - Мария Масхулия Ларина - Инна Звеняцкая Ольга - Александра Ковалевич Ленский - Дмитрий Хромов Татьяна - Ольга Щеглова Онегин - Максим Перебейнос Дирижер - Валерий Кирьянов Режиссеры - Дмитрий Бертман и Галина Тимакова

Евгений Онегин в Геликон-опере - поклоны (26 декабря 2015)

После первого посещения нового «Евгения Онегина» в Геликоне я вышел с чувством абсолютной необходимости послушать и посмотреть другой состав на следующий день. Пришел, послушал, получил новые впечатления и поводы, чтобы написать небольшой довесок к ранее сказанному.

Впечатление от исполнения на втором из посещенных спектаклей (это был четвертый по счету день премьеры) в целом не столь яркое. Честно говоря, порадовался, что положившись на имена и рекомендации первый раз услышал эту постановку именно в том составе, в котором услышал. Но здесь тоже были свои открытия.

"Евгений Онегин" в театре Геликон-опера. Программка 26 декабря 2015

Очень понравилась Ларина — Инна Звеняцкая. Все в ней как надо — мелкопоместные интонации, смешанные с ностальгическими вздохами, вальяжность и обаяние голоса и образа. Понравился Алексей Тихомиров, весомым басом исполнивший арию Гремина и за те несколько минут, что отпущены герою, создавший законченный образ — певцу устроили овацию. Манерность Василия Ефимова как нельзя кстати пришлась для роли Трике. Максим Перебейнос в роли Онегина больше убедил в последних двух картинах, чем исполнитель накануне, а в первых картинах голосу не хватало лиричности, хотя Онегин был галантен с Татьяной и чертовски убедительно флиртовал с Ольгой. Ольга, Татьяна и Филиппьевна играли хорошо, но в том, что касается оперного пения вопросов много (особенно к няне). Ленский не понравился совсем — примерно настолько, насколько летом этот же певец мне понравился Бомелием в Коломенском. Оркестр у Валерия Кирьянова мне показался более управляемым.

Премьера оперы "Евгений Онегин" в Геликон-опере, 26 декабря 2015

Премьера оперы "Евгений Онегин" в Геликон-опере, 26 декабря 2015

Есть особенности постановок, о которых можно говорить только сравнив спектакли в различных составах. В данном случае хорошо заметно единство рисунка ролей — то есть твердая рука режиссера. Поясню на примере других московских «Онегиных». В МАМТ Татьяны Натальи Петрожицкой и Елены Гусевой даже близко не знакомы друг с другом, в Новой Опере Ленские Ярослава Абаимова и Алексея Татаринцева — живут в разных странах, а в Большом Онегины Василия Ладюка и Владислава Сулимского и вовсе прилетели с разных планет. Здесь в двух спектаклях артисты в одних и тех же точках мизансцен делают одно и то же, одинаково смеются, одинаково заламывают руки, одинаково выполняют одни и те же манипуляции с реквизитом. С точки зрения сохранности режиссерского замысла и предотвращения разбалтывания спектакля это, наверное, хорошо. Но тем, кто привык к яркому проявлению индивидуальности артистов в ролях, будет скучновато.

Главная удача нового «Евгения Онегина» в Геликоне — четвертая картина, бал у Лариных. О ней бесполезно говорить словами — обязательно надо видеть. Это действительно постановочный шедевр — причем, именно шедевр Дмитрия Бертмана. Там есть и смех до слез, и мурашки по коже, и тончайшее кружево отношений между гостями бала — потрясающая, захватывающая работа режиссера и артистов! Даже если бы давали одну эту картину — на нее можно было бы приходить как на целый спектакль.

Шестая картина — самая загадочная. Взять, к примеру, не указанную в программке Незнакомку, облаченную в платье из 1920-х, курящую папиросу на мундштуке. И играющая в прятки с Онегиным, подобно тому, как в советской «Летучей мыши» Розалинда играет с Айзенштайном. Коллективный мозговой штурм не нашел лучшего решения, чем аллюзия на отношения Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус. Во всяком случае, теперь понятно куда мчится Онегин в не изданной (и, кажется, не написанной) Чайковским восьмой картине оперы.

Вторая загадка столичного бала — капризы времени. После недавней «Богемы» в Новой Опере, где последнее действие в духе Дюма оформлено как «тридцать лет спустя», в шестой картине мерещится связь времени Онегина со временем Станиславского — только это уже, выходит, сто лет спустя. Надо присмотреться — может, в заключительной, седьмой картине присутствуют символы «двести лет спустя» — для логического завершения связи времен: Онегин — Станиславский — Бертман.

Пространно рассказывая о спектакле я допустил грандиозный прокол, забыв о главном — и тоже относящемся к шестой картине. Малиновый берет — есть! Изысканный темный, с перьями. Вот еще не сказал отдельно про костюмы и про световые решения — они в этой постановке исключительно хороши. Вообще вся картинка — сплошная услада для глаз. Хотя вот вчера в разговоре услышал, что тем, кто приходит в Геликон «на Бертмана», спектакль не нравится — скучно. А тех, кто пришел «на Станиславского» безмерно раздражают кривляния артистов. Что ж, сколько людей — столько мнений. Я, как уже сказал, и сам буду регулярным гостем, и знакомым порекомендую.

Меня попросили подробнее остановиться на трех моментах из первого рассказа о премьере. Останавливаюсь.

Скрупулезная «правдивость»

Фирменный прием Дмитрия Бертмана в работе с текстом. Лучшая его иллюстрация — из «Бориса Годунова»: шинкарка — значит, шинкует капусту, а поскольку она называет Самозванца «кормилец» — тот кормит ее этой капустой. Кому-то нравится, кто-то морщится. Не от сырой капусты, конечно.

В «Евгении Онегине» таких моментов предостаточно, и некоторые представляют вполне себе остроумные разгадки Чайковского-Шиловского-Пушкина. Пример такой удачи — сценка в первой картине, вписанная в одну реплику Лариной. Та говорит: «Войдемте в комнаты!» поворачиваясь к Няне. На это Филиппьевна делает комичные жесты, суть которых в том, что по каким-то причинам (не прибрано?) в комнаты в данный момент никак нельзя. Ларина поворачивается к гостям и с утвердительной интонацией хозяйки произносит вторую фразу: «Иль, может быть, хотите на вольном воздухе остаться?» Такие микро-сценки насыщают и оживляют действие.

Не столь удачный, на мой вкус, пример — когда Онегин спрашивает «Убит?» Зарецкий отвечает «Убит!» и с удовлетворением похлопывает Онегина по плечу. Такая разгадка характера классика и педанта Зарецкого не нова (вспомните фильм Марты Файнс) но когда речь идет об опере, цинизм в этой сцене не вписывается в музыку Чайковского. Ну и совсем ни в какие ворота — комичные рыдания Онегина над телом Ленского, по безутешности вызывающие ассоциацию с рыданиями Рудольфа над телом Мими. Но это, как и парочка клоунов Зарецкий-Гильо, уже, скорее, «аншлаговский» юмор, которого в спектаклях Бертмана тоже хватает.

Декламация

Текст можно петь, можно проговаривать, а можно комбинировать пропеваемые фразы с произносимыми на разговорный манер. Режиссеры драматического театра, как правило, очень уважают художественное слово и не считают пение естественным способом выражения чувств. В таком случае попытки певцов петь красиво и долго (особенно в диалогах) режиссером пресекаются и, вопреки нотному тексту, навязываются «осмысленные» разговорные акценты. Для тех, кто любит оперу, а не театр под музыку, незванная декламация — огорчение и зубная боль. А главное, что длительности залигованных нот никуда не деваются, поэтому иногда декламаторам приходится разрывать фразировку по живому — так в погоне за естественностью вместе с водой выплескивают младенца. Свежий пример? Пожалуйста.

Геликон-опера: интерьер, акустика и видимость

Новый Геликон — это действительно красиво, уютно и удобно. Проектировщики поработали на славу — нет ощущения новодела и вчерашней стройплощадки. Кажется, что этот зал и эта сцена — прочно обжиты и основательно «намолены». Часть сцены (самый край) не видно с мест у самого портика, вдающегося в зал (слева на фото) в рядах начиная с 13. Акустика хорошая — сзади есть небольшое эхо, но не критично, гораздо меньше, чем, скажем, эхо на втором ярусе БЗК. А вот эти синие отражатели звука под потолком, отклонением которых настраивается акустика зала, как раз называются геликонами.

Театр «Геликон-опера» - интерьер большого зала «Стравинский»

Театр «Геликон-опера» - интерьер большого зала «Стравинский»

Похожие темы

  • «Евгений Онегин» в Геликоне: классика эпохи ремиксов

    Новый Геликон оглушает лоском. Небольшие комнаты в свежих красках, приветливые банкетки и мягкие стулья — обстановка больше напоминает не театр как культурное учреждение «пришел — послушал — ушел», а в меру элитный клуб,…

  • «Евгений Онегин» по Станиславскому – современность и немного истории

    Признаюсь, на «Евгения Онегина» в «Геликон» я шел с противоречивыми чувствами. Хотя речь шла о восстановлении спектакля К. С. Станиславского, но вспоминались мудрые мысли о том, что не нужно возвращаться туда, где был…

Рубрика: Опера, Премьеры Евгений Онегин  Инна Звеняцкая  Максим Перебейнос  Алексей Тихомиров  Петр Чайковский  Геликон-опера  Дмитрий Бертман 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Три произведения Глинки в Музыкальной гостиной МАМТ
    (12.04.2016)

  •  

    Концерт Нажмиддина Мавлянова
    (РЗК 24.06.2014)

  •  

    Турандот
    (Большой театр 02.07.2014)

  •  

    Опера Андрея Тихомирова «Дракула»: то, что я должен сказать

  •  

    Анита Рачвелишвили
    (КЗЧ 23.12.2014)

  •  

    Аида
    (МАМТ 13.09.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов