«Евгений Онегин» по Станиславскому — современность и немного истории

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 25.12.2015

Место: Геликон-опера

Состав:

  • Онегин – Константин Бржинский
  • Татьяна – Елена Семенова
  • Ленский – Игорь Морозов
  • Ольга – Валентина Гофер
  • Ларина – Елена Ионова
  • Няня – Ольга Спицына
  • Гремин – Александр Киселев
  • Трике – Дмитрий Пономарев
  • Дирижер – Андрей Шлячков
Премьера оперы «Евгений Онегин» в театре
Премьера оперы «Евгений Онегин» в театре

Признаюсь, на «Евгения Онегина» в «Геликон» я шел с противоречивыми чувствами. Хотя речь шла о восстановлении спектакля К. С. Станиславского, но вспоминались мудрые мысли о том, что не нужно возвращаться туда, где был счастлив. А я ведь действительно был когда-то счастлив на этом спектакле в МАМТ в 1983—1984 году, во всяком случае, мне сейчас так кажется.

Смотрел я его много раз и практически со всеми вариантами состава, которые мог предложить тогда театр. Конечно, что-то уже стерлось из памяти, но любимых моментов было много, и они остались как сладкое воспоминание юности. Например, красноречивый взгляд Татьяны на Онегина, когда он её спрашивает: «О чём же Вы мечтаете?» Но чаще всего я за эти годы вспоминал все сцены с Няней, роль которой тогда часто исполняла Нина Исакова, и голос её тоже забыть невозможно. А Татьяны были все такие разные, я ж их всех слышал по многу раз: Галину Писаренко, Галину Кузнецову, Валентину Каевченко (но вот ее, кажется, только один раз), Лидию Черных и Любовь Казарновскую. Онегина тогда пели Леонид Екимов, Олег Клёнов, Ян Кратов и Анатолий Лошак, Ленского — Николай Гуторович, Анатолий Мищевский и Виталий Таращенко (с ним я, кажется, только два спектакля видел). В партии Ольги хорошо помню Юлию Абакумовскую, Ларису Курдюмову и Елену Свечникову, а в партии Гремина — Георгия Дударева, Леонида Зимненко и Леонида Болдина. Дирижировали спектаклем тогда А.К. Абдуллаев, М.В. Юровский и В.М. Кожухарь.

Программка к спектаклю МАМТ
Программка к спектаклю МАМТ

Кому посчастливилось слышать этих певцов, может подтвердить, что составы были ровными, и вокал был высокого качества, хотя на сцену выходили представители разных поколений. В своей игре эти артисты, сохраняя общий рисунок мизансцен, каждый раз вносили и индивидуальные краски для раскрытия образа своих героев. Например, перед самой дуэлью разные Ленские и Онегины вели себя каждый по-своему, и иногда казалось, что они сейчас вот-вот помирятся, а иногда было сразу ясно, что Ленский очень обижен или Онегин слишком раздражен, уязвлен или просто упрям. Насколько тонкие там были нюансы: например, повисшая в воздухе рука, протянутая Ленским, или просто умоляющий взгляд, нервный жест Онегина и т. д. И все эти мелкие детали остались в памяти на много-много лет. Этого не вернешь, конечно. Светлая память тем из участников спектакля, кого уже нет с нами, и долгих лет, бодрости и энергии ныне здравствующим! Всех-всех очень хорошо помню! В Михайловском театре М.Г. Дотлибов попробовал восстановить этот спектакль, но, увы, не судьба.

И вот 25 декабря с мыслями о том, что нельзя войти в одну реку дважды, но все-таки с надеждой на возвращение хотя бы воспоминаний о счастье, я пришел в «Геликон», где не был, спектакли которого не посещал очень давно, кажется, с начала 1990-х годов. Тогда «Геликон» только-только получил это своё название (а до этого была оперная студия при Московском доме медика). Кстати, последнее, что я видел там тогда, была яркая и остроумная постановка оперы Стравинского «Мавра». Пожалуй, увиденный 25 декабря спектакль оправдал мои ожидания — ну хотя бы сценографически.

Просто очень приятно было увидеть родной четырехколонный портик, уютное пространство сцены. Задники стали, кажется, гораздо живописнее. И еще тот, старый спектакль, конечно, имел свой, особый ритм. (Кстати, с удивлением обнаружил, что в американском фильме «Онегин» с Райфом Файнсом в главной роли несмотря на множество «клюкв» ритм режиссер поймал) Я смутно надеялся, что тот размеренный, завораживающий сам по себе ритм сохранится, но… Да, время изменилось, всё ускоряется. Явно ускорились и все движения героев. Сразу вспомнился Есенин: «много мук приносят изломанные и лживые жесты». Хотя, пожалуй, они были не лживые, а просто преувеличенные — особенно это касалось рисунка роли Лариной, Ольги и Онегина. Няня тоже производила немного странное впечатление, особенно в самом начале, когда металась из угла в угол, тем более что в первой сцене ее голос звучал слабовато. Но потом исполняющая роль Филиппьевны Ольга Спицына распелась, да и остальные сцены у нее смотрелись лучше. А вот певшая партию Лариной Елена Ионова меня немного огорчила неровным звучанием голоса и постоянными переходами на мелодекламацию (особенно жаль было квартета). Надо сказать, что этим грешила не только она, как и слишком резкими движениями, возможно, такова была общая установка. Впрочем, мне не хотелось бы делать акцент на недостатках такого рода. Во-первых, и без меня практически все обратили на них внимание, во-вторых, дело тут, конечно, не в певцах, и, наконец, в-третьих, те зрители в зале, которых шокировали резкие и странные движения (иногда напоминавшие мимику и жесты одного из героев фильма «Благочестивая Марта»), а также некоторые поступки героев, явно не видели бертмановской «Иоланты» в театре им. Сац.

О певцах же я могу сказать только хорошее. Повезло с составом. То есть, что значит повезло? Я ж не просто так пришел через столько лет. Земля слухами полнится… и записями.

Например, уже какое-то время назад узнал я о Елене Семёновой. Сначала в концертах ее послушал, а теперь и на спектакль пришел. Нравится мне ее и голос — светлый, теплый, переливчатый, и манера пения — весьма уверенная и аккуратная. И играет она так, что мечтательная улыбка на лице ее Татьяны выглядит естественно, в общем, нигде практически не пережимает. Я бы сказал — зрелая, убедительная работа. Милый образ получился.

Константина Бржинского я тоже слышал раньше на конкурсах и в концертах. И надо сказать, что он превзошел мои ожидания в партии Онегина. Она явно удачно легла на его голос. Тембр приятный, светлый, и голос полетный, иногда проскальзывали небольшие шероховатости и, пожалуй, чуть не хватило фактуры (или «мяса») в звуке в самых драматических местах, но нужно учитывать, что там рисунок роли был особенно сложным. И всё-таки Онегин в спектакле был! Хотя и совсем не такой, как у Станиславского.

Игоря Морозова нельзя было не заметить уже в концертном исполнении «Демона», пусть даже я слушал его только по телевизору, и уж тем более — в «Пиковой даме» под управлением Федосеева, хотя он там только Чекалинского пел. Ну, я его еще в концерте, посвященном юбилею Свиридова, послушал, хотя уже и так всё ясно было — тенор есть, надо идти на «Онегина». Вот я и пришел. И если сначала голос Ленского, как мне показалось, звучал чуть плоско и немного расфокусированно, и я немного забеспокоился, то буквально через несколько фраз всё встало на свои места, и красивый голос редкого тембра приобрел яркость и объем. Округлость звука, мягкие обертона, четкая фразировка — вот основные достоинства вокала Морозова. А в знаменитой арии вообще случилось чудо — как он тянул все эти фразы, какое легато прекрасное! Я даже не ожидал! В итоге я получил истинное удовольствие!

По-моему, Валентину Гофер я раньше не слышал. Знакомство оказалось приятным. Её Ольга была совершенно очаровательной, хотя иногда казалась уж слишком порывистой, но таков уж рисунок роли был. Тембр интересный, что называется," с изюминкой", хотя пока, как мне показалось, немного неровный. Впрочем, он, наверняка будет еще развиваться и обогащаться красками. Но музыкальность и явный актерский талант налицо! И такая яркая внешность, такие глаза!

Одно из самых ярких впечатлений также произвел на меня исполнитель партии Гремина Александр Киселёв. Всего одна ария — но и голос звучал отменно, и тембр у него шикарный, и этот знаменитейший монолог был исполнен в безупречном стиле и в то же время с такой искренней, доброй, человеческой интонацией, и с таким количеством динамических оттенков, что просто слезы восхищения наворачивались. Я громко и долго аплодировал.

Что касается шестой картины, в которой как раз и появляется Гремин, то тут постановка Станиславского (во всяком случае, в том виде, какой я ее знал по МАМТ) претерпела наибольшие изменения. Круглый столик справа с двумя креслами остался, но, судя по костюмам, действие явно перенеслось — похоже, что в начало эры НЭПа, но не рискну утверждать. Мне кажется, в старой постановке трех портретов государей не было (возможно, был один портрет? увы, не помню…), и уж, во всяком случае, никто из тогдашних Онегиных не пытался танцевать на петербургском балу и не плевал на сцену под портретом Александра I. Я лишь констатирую факт и не берусь толковать или оценивать этот ход.

В заключение хочу поблагодарить хор и оркестр театра, которым в этот вечер руководил дирижер Андрей Шлячков. По-моему, они выступили достойно.

И вообще, всё оказалось даже лучше, чем я ожидал, за что всем огромное спасибо! И похоже, что я приду еще.