Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Евгений Онегин
(МАМТ 28.07.2014)

Автор: Федор Борисович (29 июля 2014 12:32)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 28.07.2014

Место: МАМТ

Состав:

Онегин – Дмитрий Зуев
Татьяна – Наталья Петрожицкая
Ленский – Сергей Балашов
Ольга – Ксения Дудникова
Гремин – Дмитрий Ульянов
Ларина – Наталья Владимирская
Трике – Чингис Аюшеев
Зарецкий – Роман Улыбин
Ротный – Денис Макаров
Дирижер – Феликс Коробов

По моим ощущениям это был лучший «Евгений Онегин» в МАМТе за обозримое прошлое, что неизбежно сделает рассказ не только приятным, но и длинным.

Наталья Петрожицкая представила золотую середину роли Татьяны, аккуратно пропевая форте и смягчив акценты без ущерба традиционной для ее образов эмоциональности, устоять перед которой невозможно. На мой вкус, вот эту вчерашнюю Татьяну надо поместить в собрание эталонов театра и в дальнейшем на него ориентироваться. Но в случае с Натальей просто уверен, что она в следующий раз повернет роль чуть по-другому — и я буду вновь восхищаться и вновь что-то лепетать про «собрание эталонов». Так что пусть все идёт, как идёт:) А еще мне показалось, что вчера на поклоны вместо Натальи Петрожицкой выходила Татьяна — осталось ощущение, что Наталья все еще поглощена образом своей героини, только что пережившей личную драму.

Очень хорош был Дмитрий Зуев (ура! я дожил до момента, когда напишу эти слова, и делаю это с удовольствием) Оглядываясь на год назад (про два года назад и не говорю) могу, как «человек из зала» сказать, что певец несравненно нарастил объем звука и улучшил его качество. Мне нравятся три его роли: Марсель, Андрей Болконский и, лучшая, — Онегин. Так вот, вчера, без сомнения, это был лучший Онегин Дмитрия Зуева. Арией из третьей картины я просто любовался — в ее кульминации необязательная и неудобная фа1 прозвучала, как влитая, да и вообще звук был звонким, уверенным и — чего особенно мне недоставало раньше — благородным. В ариозо шестой картины, где оркестр со слов «ужель та самая Татьяна» начинает взводить пружину, тайфунообразное крещендо (невзирая на обильные «pp» у автора:) всегда перекрывало обоих нынешних Онегиных МАМТа. Я уже второй раз слышу, как Дмитрий Зуев пробивает оркестр в этом месте, и вчера это было непринужденно и эффектно.

Произведение актерского искусства — финал в исполнении Дмитрия Зуева и Натальи Петрожицкой. Он всегда был хорош — в одно касание, как игра в пинг-понг, но вчера мне показалось, что совершенным было и вокальное воплощение Онегина и Татьяны. Правда, здесь не поручусь — с момента, когда Онегин вбегает, энергично отбрасывая цилиндр и пальто и естественным встречным движением подхватывает Татьяну на руки я, обычно, утрачиваю способность к критическому осмыслению происходящего на сцене:) Но совершенно точно — Онегин вчера был очень эмоционален и в необходимой степени агрессивен. А «позор-тоска» после драмтеатральной паузы — достойная крепкая точка отличного спектакля.

Ленского в исполнении Сергея Балашова люблю давно — почти так же, как его Неморино. В труппе МАМТа стараниями художественного руководителя собрано много артистов, чей актерский талант украсил бы любой драматический театр. Но даже на этом фоне ярких индивидуальностей Сергей Балашов выделяется умением в рамках своего амплуа необычно прочитать роль, по-своему сыграть и спеть — артист, которому штампы-костыли просто без надобности.

Недавно, слушая в Питере премьеру бархатовского «Евгения Онегина», я обнаружил, что ария Гремина может быть бесконечной и навевающей уныние — единственным светлым пятном в том исполнении было как эстонский бас забавно пел слово «юнуше», в остальном же — позор-тоска. Но эта преамбула — для контраста, не более.

Так вот, когда Гремина поет Дмитрий Ульянов немаленькая ария с повторяющейся мелодией пролетает до обидного быстро. Во-первых, обидно, что так мало звучит красочный бас Дмитрия — от звенящего «и» в «тоскливо жизнь моя текла» до глубоких финальных нот. Во-вторых, исполнение второй части арии Дмитрий начинает с пиано, в котором букв «p» штуки три, но этот звук слышен на весь зал — непередаваемое словами ощущение. С учетом мизансцены вторая часть арии звучит не публичным рассказом о своих чувствах, а личным обращением к Татьяне (Онегин стоит на другом конце сцены) — и там тааакие задушевные интонации… В общем, что говорить — маловата партия, а бисы в театрах давно не практикуются.

Почему-то говоря о постановке многие называют самым экстремальным ее эпизодом выметание Ленского со сцены под полонез, на самом деле являющееся примером режиссерского решения той степени убедительности, которая в театре оправдывает существование на сцене чего угодно. А попробуйте сами решить задачу: куда девать бывшего Ленского между дуэлью и полонезом, чтобы при этом не провешивать спектакль занавесом, сохраняя драматическое напряжение? Александр Титель решил задачу броско, при этом изящно вписав ее в социально-психологический расклад героев оперы. И пауза мертвой тишины перед полонезом доводит эмоциональный накал до пика, чтобы, подобно водопаду, разрешить его при выходе дворецких со швабрами.

Если в постановке и есть что-то экстремальное, то это музыкальная редакция Феликса Коробова с ее беспрецедентными темпами (я не проверял, но на слух кажется, что местами еще и паузы между фразами изъяты). Письмо исполняется традиционно, Полонез — нарочито медленно (медленнее даже чем на советских записях, где, при всем моем уважении к истории, любили в свое удовольствие потянуть кота). Но в большинстве остальных номеров темпы быстрее среднестатистических, а на балу у Лариных граничат с моими понятиями о пределе человеческих возможностей. Не только вокальных. Например, Трифон Петрович, произнеся положеную фразу, должен кружиться в ритме реактивного вальса (здесь изяществом жестов и подвижностью меня всякий раз восхищает Денис Макаров) — и Ларина с ним (здесь на высоте вчера была Наталья Владимирская). Заметно быстрее должен петь хор. В среднем относительно певцов громче звучит оркестр (что вообще характерно для Феликса Павловича). В итоге учебная опера Чайковского становится крэш-тестом даже для опытных певцов и, положа руку на сердце, редко исполняется без заметного процента технического брака — то солисты не успевают перевести дыхание, то хор разойдется, то главный герой в важный момент проиграет состязание в громкости с медными.

Так вот, вчера если что-то из перечисленного было, то я ничего не услышал:) Хор заставлял благоговейно плавиться от удовольствия слушать красивое монолитное звучания. Солисты вступали вовремя, держали темп и соблюдали ритм. В этом смысле больше всего накладок в расчете на минуту звучания, по моей статистике, бывает в небольшой арии Ольги. На моей памяти за последние пару лет в этой постановке (а я пропустил за это время, может, только пару-тройку спектаклей) без значительных расхождений с оркестром и искажения ритмического рисунка арию Ольги спела только Лариса Андреева 9 февраля этого года и — да! вчера! — Ксения Дудникова. Начавшая сезон контральтовым Ваней и (безо всякого преувеличения) блистательно спевшая свою первую большую партию в театре, да еще какую — Амнерис! Ольга была беззаботна, шаловлива и пела красивым, объемным звуком с прекрасной дикцией.

Чингис Аюшеев идеально вписывает образ в сцену бала, а финальный выход растерянного Трике со ставшей никому не нужной корзиной цветов (бесподобная находка режиссера!) в его исполнении неизменно вышибает слезу. Вместо традиционного характерного исполнения звучит такой красивый голос, что Трике Чингиса провожают аплодисментами — и вчера проводили.

Можно было бы удивляться как в маленькую роль Зарецкого (которого в других театрах иногда, перекрестясь, объединяют с Петровичем) артист успевает вложить столько интонационных и актерских находок, если бы речь шла не о Романе Улыбине. Тут я не удивляюсь. Вышел, чванно пропел про то, какой он педант, сжег презрением поочередно Онегина и Гийо — и образ запомнился наряду с главными героями. Любимый артист — он в любом эпизоде артист.

Я почему так много пишу сегодня — да потому что на этом спектакле оперный сезон 2013−2014 в Москве сделал мне ручкой, что само по себе навевает светлую грусть и рождает внутреннее требование продолжения банкета. С другой стороны, наступив на горло своему эгоизму, понимаю, что любимым артистам надо бы хорошенько отдохнуть от любящей публики — чего от всей души им и желаю. До встреч в новом сезоне!

Похожие темы

  • Евгений Онегин (Большой театр 11.06.2014)

    Для меня это уникальный московский аттракцион — черняковский Онегин с Василием Ладюком в титульной партии. Про похабность постановки все давно рассказано, и, к моей радости, привыкание не наступает — личный…

  • Премьера оперы «Евгений Онегин» в Михайловском театре

    Премьерный материал, написанный для сайта OperaNews.Ru. Год назад, заняв кресло руководителя оперной труппы Михайловского театра, Василий Бархатов высказал предложение: хорошо бы каждый год ставить «Евгения Онегина».…

  • Любовный напиток (МАМТ 18.05.2014)

    В мире театра, где публика капризно требует, чтобы ее непрерывно развлекали новеньким, сколько может жить постановка? Да сколько угодно! Акварельному «Любовному напитку» Людмилы Налётовой и Вольфа Горелика в МАМТе,…

Рубрика: Опера Евгений Онегин  Ксения Дудникова  Наталья Петрожицкая  Сергей Балашов  Дмитрий Зуев  Роман Улыбин  Феликс Коробов  Петр Чайковский  МАМТ 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Ромео и Джульетта» – премьера в Новой Опере

  •  

    Кармен
    (Большой театр 21.06.2014)

  •  

    Севильский цирюльник
    (Новая Опера 09.09.2014)

  •  

    Балалайка Страдивари в Доме композиторов

  •  

    Концертное исполнение «Андре Шенье» в Новой Опере

  •  

    Чародейка
    (Большой театр 08.10.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов