Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Евгений Онегин
(Новая Опера 20.08.2014)

Автор: Федор Борисович (21 августа 2014 12:28)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 20.08.2014

Место: Новая Опера

Состав:

Онегин – Игорь Головатенко
Татьяна – Елизавета Соина
Ленский – Алексей Татаринцев
Ольга – Агунда Кулаева
Ларина – Анастасия Бибичева
Гремин – Владимир Кудашев
Няня – Маргарита Некрасова
Трике – Вениамин Егоров
Зарецкий – Андрей Фетисов
Дирижер – Андрей Лебедев

О таких спектаклях можно говорить или бесконечно или очень коротко, в духе «я там был и слышал своими ушами, а кто не слышал — обязательно приходите в следующий раз». Сегодня попробую найти золотую середину.

Начну с начала — с дуэта-квартета. Вестимо, в этой опере, нет ни одной партии для драматического меццо-сопрано. при этом де-факто в составе были сразу три певицы этого вокального амплуа — Анастасия Бибичева (Ларина), Маргарита Некрасова (Филиппьевна) и Агунда Кулаева (Ольга). В этом смысле была эффектна мизансцена в первой картине, где иллюстрируется пушкинское «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Аккурат перед арией Ольги в одном углу авансцены с книжкой в кресле затихла неотмирная Татьяна, а остальные участницы заходного квартета расположились в противоположном углу. Ну, представьте каково живется Татьяне, когда у нее мать — скажем, Амнерис, няня — Азучена, а сестра — Любаша. Та еще семейка. И если Агунда Кулаева, как положено младшей сестрице, пела «мур-мур» в наивных и мягких красках, то Няня и (особенно) Ларина не скрывали умение петь драму, что придает необычное звучание квартету и особые штрихи образам.

Елизавета Соина ухитрилась не потеряться даже в таком голосистом окружении. В прошлом сезоне я был впечатлен ее дебютом в партии Татьяны и впечатлился еще раз. Нет, ради справедливости можно отметить, что два раза верхние ноты прозвучали напряженно и съедали согласные — что-то технически не срослось при звукоизвлечении. Но в остальном партия певице по голосу. Звучит она отлично — громко, звонко. Ну, индивидуальности в образе пока мало — это дело наживное. В любом случае, в Новой Опере появилась замечательная Татьяна и, надеюсь, в самом ближайшем будущем у Елизаветы в арсенале появятся другие крупные партии.

Вот к исполнению Онегина Игорем Головатенко я попросту не могу подобрать достойных слов. Умение Игоря уверенно и красиво петь в диапазоне от бархатной лирики до суровой драмы дает головокружительное развитие образа от прохладно-снисходительного циника до охваченного сильнейшими переживаниями безумца. Исполнительская культура певца позволяет балансировать образ, не перебирая с эмоциями. Чего же боле? Шикарный Онегин!

Уже можно говорить о тиражировании образа Ольги, как эдакой стервы, сознательно изводящей Ленского. И как же приятно, когда видишь 100{e86d0b4be41953ef92694fd8ab7cb839f0c49613a4503dd3a4f4115e609cc99e} убедительное раскрытие настоящего, не противоречащего музыке, образа — совсем юной девушки, купающейся во всеобщей любви и потому не знающей цену этой любви. Агунда Кулаева и в легковесной роли блеснула цельным, ясным решением образа. Думаю, излишне говорить, что эта учебная партия была спета Агундой по высшему классу, а вокальная составляющая гармонично сочеталась с актерской.

Самым сильным впечатлением для меня стал Ленский Алексея Татаринцева (наверное, стоит добавить — уже в который раз). В сцене ссоры я вдруг понял, что остальные герои отступают на второй план. Невыразимое сочетание крепости голоса, позволяющей давать большой звук, и беззащитности отчаянных интонаций. А какое трагическое пиано было во «Врагах»!.. Еще одна особенность состава — редчайшая возможность увидеть и услышать сцены Ольги и Ленского в семейном исполнении — каким электричеством наполнялся зал, когда Алексей признавался в любви Агунде, почему-то называя ее Ольгой!:)

Еще раз с удовольствием послушал Владимира Кудашева — у опытного певца свой Гремин, оставляющий ощущение интересной интерпретации партии и жалость от того, что в редакции Колобова половина арии у Гремина украдена хором. Было бы несправедливо не отметить другую партию одного сольного номера — дивного Трике Вениамина Егорова с восхитительными медовыми интонациями.

Из хоровых номеров лучше всего получился хор на балу у Лариных — вот где были и слаженность, и фирменная коллективная дикция. В остальном досадные расхождения преследовали везде — от «Болят мои скоры ноженьки» до бала в шестой картине. Кроме того, на левом балконе в хор, похоже, затесалась солистка — один голос звучал с тембром и заметно торчал. В общем, чтобы не огорчаться всуе, я буду считать, что хор Новой Оперы еще не вполне вернулся с летних каникул:)

Оркестр в этой постановке приподнят, что дает возможность воочию наблюдать рождение наслаивающихся мотивов и перекличку инструментов, которыми богата эта опера (это не менее интересно, чем смотреть на сцену — иногда глаза разбегаются, честное слово!) Из-за выноса авансцены на часть оркестровой ямы необычна и рассадка оркестра. Валторны вынесены из группы медных налево, за деревянные. Две арфы по краям сцены не только создают интересный пространственный эффект звучания, но и органично вписываются в сценографию, когда арфистки перед безжалостной финальной частью покидают свои места. Ожидание громких событий поддерживает также находящийся прямо на сцене тамтам. То, что оркестр звучит не из ямы, дает мягкость звучания с объемными пиано. В общем, вписывание оркестра в сценографию — уникальное достоинство спектакля, которое я оцениваю всякий раз. Главное — не брать билеты в первые ряды по центру — иначе значимую часть поля зрения будет закрывать дирижер.

Сезон подарит еще много сильных впечатлений, за которыми неизбежно сотрутся эмоции от этого спектакля. Поэтому постарался в меру способностей их законспектировать — ради возможности освежить воспоминания.

Вот еще что забыл сказать (скопировал сюда из своего комментария в фб Новой Оперы). Русские супратитры, сопровождающие спектакль, содержат нестыковки. Я в них особо на заглядывал, но каждый раз как заглядывал — вздрагивал. Что запомнил:

1. Сцена письма — «мне порукой наша честь» — это просто ошибка (или «Ваша честь» или, как иногда поют, «честь его«)

2. Сцена в саду (3-я картина). Татьяна поет традиционно «не в силах совладать с собой», в титрах — согласно оригинальному либретто менее удобное для пения и менее благозвучное «не совладав сама с собой«)

3. Бал (6-я картина) — стола на сцене нет и слова изменены: хор в этой постановке поет «как просто держится она», но в титрах — классическое «вон та, что села у стола» (читатель недоумевает:)

Это только то, что я заметил при беглых взглядах. Мелочи, но есть поле деятельности для литературной части :) Хотя с такой чудесной дикцией, как у вчерашнего состава, никакие супратитры не нужны.

Похожие темы

  • Евгений Онегин (Большой театр 11.06.2014)

    Для меня это уникальный московский аттракцион — черняковский Онегин с Василием Ладюком в титульной партии. Про похабность постановки все давно рассказано, и, к моей радости, привыкание не наступает — личный…

  • Евгений Онегин (МАМТ 28.07.2014)

    По моим ощущениям это был лучший «Евгений Онегин» в МАМТе за обозримое прошлое, что неизбежно сделает рассказ не только приятным, но и длинным. Наталья Петрожицкая представила золотую середину роли Татьяны, аккуратно…

  • «Чужестранка» в концертном исполнении (КЗЧ 29.03.2014)

    Сегодня премьеры «забытых шедевров» не так уж редки. Стагнация в оперном сочинительстве, превращающая оперу в музейный жанр, провоцирует исполнителей на поиск неизвестных произведений известных авторов. Настороженность, с которой искушенные слушатели встречают…

Рубрика: Опера Евгений Онегин  Анастасия Бибичева  Агунда Кулаева  Маргарита Некрасова  Елизавета Соина  Игорь Головатенко  Вениамин Егоров  Владимир Кудашев  Алексей Татаринцев  Андрей Фетисов  Петр Чайковский  Новая Опера 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Концерт симфонической музыки Александра Журбина: мост через полвека
    (СЗ ММДМ 22.10.2015)

  •  

    Ночь перед Рождеством
    (ГАСК, СЗ ММДМ 11.03.2014)

  •  

    Анна Савкина, Василий Валитов и ЮСОР
    (БЗК 03.11.2015)

  •  

    Грани скандала с новосибирским «Тангейзером»

  •  

    «Енуфа»: гимн любви на изломе мира

  •  

    Оперные конфессии

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов