Евгений Онегин (Новая Опера 20.08.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 20.08.2014

Место: Новая Опера

Состав:

  • Онегин – Игорь Головатенко
  • Татьяна – Елизавета Соина
  • Ленский – Алексей Татаринцев
  • Ольга – Агунда Кулаева
  • Ларина – Анастасия Бибичева
  • Гремин – Владимир Кудашев
  • Няня – Маргарита Некрасова
  • Трике – Вениамин Егоров
  • Зарецкий – Андрей Фетисов
  • Дирижер – Андрей Лебедев
«Евгений Онегин» в Новой Опере, 20 августа 2014

Больше фотографий

О таких спектаклях можно говорить или бесконечно или очень коротко, в духе «я там был и слышал своими ушами, а кто не слышал — обязательно приходите в следующий раз». Сегодня попробую найти золотую середину.

Начну с начала — с дуэта-квартета. Вестимо, в этой опере, нет ни одной партии для драматического меццо-сопрано. при этом де-факто в составе были сразу три певицы этого вокального амплуа — Анастасия Бибичева (Ларина), Маргарита Некрасова (Филиппьевна) и Агунда Кулаева (Ольга). В этом смысле была эффектна мизансцена в первой картине, где иллюстрируется пушкинское «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Аккурат перед арией Ольги в одном углу авансцены с книжкой в кресле затихла неотмирная Татьяна, а остальные участницы заходного квартета расположились в противоположном углу. Ну, представьте каково живется Татьяне, когда у нее мать — скажем, Амнерис, няня — Азучена, а сестра — Любаша. Та еще семейка. И если Агунда Кулаева, как положено младшей сестрице, пела «мур-мур» в наивных и мягких красках, то Няня и (особенно) Ларина не скрывали умение петь драму, что придает необычное звучание квартету и особые штрихи образам.

Елизавета Соина ухитрилась не потеряться даже в таком голосистом окружении. В прошлом сезоне я был впечатлен ее дебютом в партии Татьяны и впечатлился еще раз. Нет, ради справедливости можно отметить, что два раза верхние ноты прозвучали напряженно и съедали согласные — что-то технически не срослось при звукоизвлечении. Но в остальном партия певице по голосу. Звучит она отлично — громко, звонко. Ну, индивидуальности в образе пока мало — это дело наживное. В любом случае, в Новой Опере появилась замечательная Татьяна и, надеюсь, в самом ближайшем будущем у Елизаветы в арсенале появятся другие крупные партии.

Вот к исполнению Онегина Игорем Головатенко я попросту не могу подобрать достойных слов. Умение Игоря уверенно и красиво петь в диапазоне от бархатной лирики до суровой драмы дает голово­кружи­тельное развитие образа от прохладно-снисходительного циника до охваченного сильнейшими переживаниями безумца. Исполнительская культура певца позволяет балансировать образ, не перебирая с эмоциями. Чего же боле? Шикарный Онегин!

Уже можно говорить о тиражировании образа Ольги, как эдакой стервы, сознательно изводящей Ленского. И как же приятно, когда видишь убедительное раскрытие настоящего, не противо­речащего музыке, образа — совсем юной девушки, купающейся во всеобщей любви и потому не знающей цену этой любви. Агунда Кулаева и в легковесной роли блеснула цельным, ясным решением образа. Думаю, излишне говорить, что эта учебная партия была спета Агундой по высшему классу, а вокальная составляющая гармонично сочеталась с актерской.

Самым сильным впечатлением для меня стал Ленский Алексея Татаринцева (наверное, стоит добавить — уже в который раз). В сцене ссоры я вдруг понял, что остальные герои отступают на второй план. Невыразимое сочетание крепости голоса, позволяющей давать большой звук, и беззащитности отчаянных интонаций. А какое трагическое пиано было во «Врагах»!.. Еще одна особенность состава — редчайшая возможность увидеть и услышать сцены Ольги и Ленского в семейном исполнении — каким электричеством наполнялся зал, когда Алексей признавался в любви Агунде, почему-то называя ее Ольгой!:)

Еще раз с удовольствием послушал Владимира Кудашева — у опытного певца свой Гремин, оставляющий ощущение интересной интерпретации партии и жалость от того, что в редакции Колобова половина арии у Гремина украдена хором. Было бы несправедливо не отметить другую партию одного сольного номера — дивного Трике Вениамина Егорова с восхитительными медовыми интонациями.

Из хоровых номеров лучше всего получился хор на балу у Лариных — вот где были и слаженность, и фирменная коллективная дикция. В остальном досадные расхождения преследовали везде — от «Болят мои скоры ноженьки» до бала в шестой картине. Кроме того, на левом балконе в хор, похоже, затесалась солистка — один голос звучал с тембром и заметно торчал. В общем, чтобы не огорчаться всуе, я буду считать, что хор Новой Оперы еще не вполне вернулся с летних каникул:)

Оркестр в этой постановке приподнят, что дает возможность воочию наблюдать рождение наслаивающихся мотивов и перекличку инструментов, которыми богата эта опера (это не менее интересно, чем смотреть на сцену — иногда глаза разбегаются, честное слово!) Из-за выноса авансцены на часть оркестровой ямы необычна и рассадка оркестра. Валторны вынесены из группы медных налево, за деревянные. Две арфы по краям сцены не только создают интересный пространственный эффект звучания, но и органично вписываются в сценографию, когда арфистки перед безжалостной финальной частью покидают свои места. Ожидание громких событий поддерживает также находящийся прямо на сцене тамтам. То, что оркестр звучит не из ямы, дает мягкость звучания с объемными пиано. В общем, вписывание оркестра в сценографию — уникальное достоинство спектакля, которое я оцениваю всякий раз. Главное — не брать билеты в первые ряды по центру — иначе значимую часть поля зрения будет закрывать дирижер.

Сезон подарит еще много сильных впечатлений, за которыми неизбежно сотрутся эмоции от этого спектакля. Поэтому постарался в меру способностей их законспекти­ровать — ради возможности освежить воспоминания.

А ещё заметил в русских супратитрах, сопровождающих спектакль, несколько нестыковой. Вообще, в титры особо на заглядывал, но как заглядывал — иногда вздрагивал. Что запомнил:

1. Сцена письма — «мне порукой наша честь» — это просто ошибка (или «Ваша честь» или, как иногда поют, «честь его«)

2. Сцена в саду (3-я картина). Татьяна поет традиционно «не в силах совладать с собой», в титрах — согласно оригинальному либретто менее удобное для пения и менее благозвучное «не совладав сама с собой«)

3. Бал (6-я картина) — стола на сцене нет и слова изменены: хор в этой постановке поет «как просто держится она», но в титрах — классическое «вон та, что села у стола» (слушатель кивает, читатель недоумевает:)

Это только то, что я заметил при беглых взглядах. Мелочи, но есть поле деятельности для литературной части :) Хотя с такой чудесной дикцией, как у вчерашнего состава, никакие супратитры не нужны.