Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Хованщина
(МАМТ 21.02.2015)

Автор: Александр Чернышов (24 февраля 2015 18:01)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 21.02.2015

Место: МАМТ

Состав:

Иван Хованский – Андрей Валентий
Андрей Хованский – Нажмиддин Мавлянов
Голицын – Валерий Микицкий
Шакловитый – Алексей Шишляев
Досифей – Дмитрий Степанович
Марфа – Наталья Зимина
Эмма – Мария Макеева
Сусанна – Наталья Мурадымова
Подьячий – Чингис Аюшеев
Кузька – Артем Сафронов
Боярин Стрешнев – Александр Нестеренко
1-й стрелец – Максим Осокин
2-й стрелец – Михаил Головушкин
Дирижер – Александр Лазарев

«Хованщина» в МАМТ (фото: Олег Черноус)

Я, к сожалению, не очень молод. Но и, к счастью, не очень молод. Поэтому неоднократно видел замечательную «Хованщину» в постановке Баратова с декорациями Федоровского в Кировском и Большом театрах и, как-то, даже в Кишиневе во время гастролей там Большого театра. И как забыть образы, созданные в этом спектакле великолепными мастерами прошлого?

Как забыть Артура Эйзена — Ивана Хованского? Как забыть Досифеев — Ведерникова, Охотникова, Нестеренко? Как забыть Богачеву и Синявскую в роли Марфы? Или Марусина — Андрея Хованского? Или Голицыных — Райкова, Плужникова? А каким роскошным был рассвет на Москве-реке! Да и другие декорации не уступали этой. Все это очень свежо в памяти, как будто было только вчера. Единственное, что несколько напрягало тогда, несмотря на ярчайшие актерские и зрительные впечатления, так это то, что всегда было ощущение, что спектакля «несколько многовато». Особенно это ощущалось в Кировском театре с его бесконечными антрактами.

И вот вчера я сидел, испытывая мучительное чувство, как постепенно, сцена за сценой, в меня «врастает» новый спектакль, тесня старый, классический. Спектакль сразу втягивает тебя в происходящее на сцене, не давая тебе передышки. Он немногословен и скуп на визуальные эффекты. Все строго, построено на оттенках серого, который оживляют только красный цвет стрельцов и зеленый петровцев. Декорации состоят из избы-ангара с двумя лестницами, кладка бревен в которой была переиначена на вертикальную, создавая эффект какого-то частокола. На сцене — столы и лавки, которые неожиданно превращаются в нужный момент в плахи. И это все. Этими средствами художник умудряется передать всю многослойность сюжета. И развитие сюжета только в этих декорациях не вызывает ни одного вопроса. Потому что в спектакле все сосредоточено непосредственно на взаимоотношениях героев и антураж тут не очень важен.

На сцене нет не только ничего лишнего, но и никого лишнего (что так раздражало, скажем, в премьере «Свадьбы Фигаро» в Новой опере, где на сцене постоянно ошивались, иначе и не скажу, неопознанные объекты, не имеющие к действию никакого отношения). Все поступки героев, их человеческие и социальные столкновения выстроены логично, остро, своевременно, динамично с первой минуты до самого финала, вызывая в конце чувство сожаления «Ну вот все и закончилось…»

«Хованщина» в МАМТ (фото: Олег Черноус)

Титель, правда, не был бы Тителем, если бы не внес в действие легкий «оживляж» в виде купания ребенка. Прием, конечно, умилительный и уже использованный им в «Севильском» (там, правда, высаживали на горшок). Мне это не показалось очень уж уместным во время пения Марфы, но и сильно не отвлекало от него.

И если постановка меня захватила целиком, то музыкальное воплощение в этот вечер было неоднородным и неоднозначным.

Оркестр под управлением Александра Лазарева звучал слаженно, был хорошо управляем и послушен руке дирижера. Небольшие «полеты фантазии» духовых и, кажется, единственное преждевременное вступление одного из оркестрантов — вот и все. что мне заметилось. На мой взгляд, оркестровая звучность иногда была чрезмерной, а темпы в арии Шакловитого какими — то странноватыми, «раздробив» для меня ее на отдельные фрагменты, но так уж «увидел» партитуру дирижер.

Об исполнителях. Одним из главных героев этой оперы, в которой, в сущности, нет ни одного абсолютно положительного героя, если не самым главным героем, является хор. С него и начну. Я не случайно в начале вспомнил гастроли Большого театра в Кишиневе в середине 80-х годов прошлого века. Именно там я был свидетелем редчайшего явления. После исполнения хора «Батя, батя…» публика так неистовствовала, что заставила его бисировать. А ведь это не «суперхит» из «Набукко». Так вот, хор вчера звучал замечательно слаженно от тишайшего пианиссимо до мощнейшего фортиссимо, соревнуясь с оркестром, подталкивающим его к этому. Он был воплощением русского народа с его страхами и чаяниями. Причем, перемещения по сцене были осмысленными и «упорядоченными» в лучшем смысле этого слова. Браво хор, браво Станислав Лыков!!! Исполнение пробрало до мурашек.

Князя Ивана Хованского в этот день исполнял Андрей Валентий. Исполнял замечательно. Красивый плотный полетный бас без слышимых вокальных проблем, безошибочно интонирующий, тембрально многокрасочный. Все это было подкреплено точной в деталях игрой. Каждый жест уместен и оправдан. Артист не свалился в «разлюли-малину» в очень опасной для любого актера «сцене с персидками», четко понимая грань допустимого. Думаю, исполнитель никого не оставил равнодушным.

Не менее порадовал и его сын Андрей, исполненный Нажмиддином Мавляновым. Голос его звучал ярко и азартно, когда он добивался Эммы, был приглушенно — мятущимся в финале. Каждая эмоция героя отражалась в этом голосе, вызывая в зрителях чувства от ненависти к герою в начале оперы до сочувствия и сострадания в финале. Отличное исполнение!

Валерий Микицкий исполнил партию Василия Голицына. Исполнил выверенно и вокально и сценически, создав яркий образ. Если бы не одно «но». Голос его имеет довольно назойливый, на мой слух, харАктерный оттенок и это для меня несколько снижает впечатление от его исполнения.

Марфа — Наталья Зимина. У певицы полновесное меццо с неплохо звучащими низами. Но центральный регистр звучит, подчас, как мне показалось, несколько суховато и бескрасочно. Кроме того, есть у певицы и проблемы с дикцией, что, впрочем, не является большой редкостью у меццо. Упомянутой мной Синявской, которую я очень люблю, «проглатывались» не только слова, но и целые фразы. Но у нее был такой красивый тембр, голос был так выразителен, интонации так точны, что и слов было не надо. И без них все было ясно как божий день. Думаю, что Наталье Зиминой, несмотря на все ее старания и вполне достойный результат этих стараний, еще есть над чем работать. И певица, уверен, понимает это и сама.

Одна из ключевых партий в этой опере — Шакловитый. Ее исполнил Алексей Шишляев. Конечно, его исполнение арии было далеко от «белькантовости», но в нем было столько горечи за судьбу Родины, столько ярости к ее обидчикам, что он меня убедил. Отличная работа!

Алексей Шишляев - Шакловитый (МАМТ, февраль 2015, фото: Олег Черноус)

Роль Эммы исполнена Марией Макеевой Образ получился живым. Макеева была хороша сценически, но вокально, местами, несколько покрикивающей и повизгивающей. Впрочем и Эмма на сцене не кадриль танцевала, а отбивалась от неистовых домогательств Хованского-младшего. Взвизгнешь тут…

Исполнители меньших партий, но не менее важных в контексте развития сюжета, были на своих местах, от слабовольного и лукавого подьячего (Чингиc Аюшеев), безумно-фанатичной Сусанны (Наталья Мурадымова) до завершившего оперу божественно печального голоса с неба (Дарья Терехова).

А вот теперь о том, о чем мне говорить тяжело и разговор о чем я откладывал и откладывал. Главной неудачей, да нет, пожалуй просто провалом, стало по-моему исполнение партии Досифея Дмитрием Степановичем. Кто мне объяснит, что это было? Какая-то извивающаяся телом, а, подчас, просто кривляющаяся фигура вертящая головой и трясущая руками. Непонятные интонации и смысловые акценты. Пение «на повышенных тонах» (в смысле звучности). Кто это был? Распутин в раже? Некий Мефистофель — владелец душонок никчемных людишек? Кто? Я не знаю. Но только, в моем понимании, это был никак не Досифей. Вокальные данные Степановича всем давно известны и поэтому каждый раз от него ждешь «прорыва» в использовании этих данных. Но раз за разом видишь всего лишь буффонного Мустафу в разном одеянии. И с каждым разом надежды на «прорыв» тают. Очередное разочарование.

В конце хочу сказать, что все вышеизложенное — всего лишь моё восприятие услышанного и увиденного и не является, естественно, «истиной в последней инстанции». А восприятие музыки дело очень индивидуальное. и право каждого согласиться с моим мнением или не согласиться. Но что могу сказать однозначно — я никого не хотел обидеть преднамеренно. Но для меня эта постановка стала одной из лучших среди появившихся на московских оперных сценах в последнее время. И это посещение «Хованщины», пролетевшее на одном дыхании, далеко не последнее. Огромное спасибо всем создателям этого спектакля за огромный труд, проделанный ими!

А еще подумалось, что народ, готовый сгореть за свою веру, нет, не спалить другой (чего-чего, а таких народов было, есть и будет всегда много, даже в непосредственной близости от наших границ), а готовый сгореть за веру сам, но не предать эту веру, такой народ непобедим.

Автор фото: Олег Черноус

Похожие темы

  • «Хованщина» — первый день премьеры (МАМТ 18.02.2015)

    Это было грандиозно! В юности я слушал «Хованщину» в Большом в «золотой век», и эта музыка меня всегда доводила до экстаза. Так вот, сегодня я тоже это ощутил это состояние в полной мере, а…

  • «Хованщина»: занавес премьеры! (19-22.02.2015)

    По-хорошему завидую людям, которые всего после одного спектакля «Хованщины» сразу пишут развернутые статьи о концепции постановки, сверхзадаче и исторической подоплеке. Я вот четыре раза посмотрел спектакль и до сих пор…

  • «Хованщина»: пир оправданных ожиданий (МАМТ 18.02.2015)

    Вкусный натюрморт накрытых столов соседствует на сцене с жертвами расправ, свисающими там-сям. Сбоку буднично притулилась телега со стрелецкой жатвой — горой окровавленного тряпья, из которого торчат части тел убиенных. Несмотря…

  • «Хованщина»: новые впечатления премьеры (МАМТ 21.02.2015)

      Тех, кто желает подробнее узнать про постановку, адресую к своему рассказу о первом спектакле. В этот раз было интересно проверить свои наблюдения и подметить новые детали. Хотелось еще…

Рубрика: Опера, Премьеры Хованщина  Наталья Зимина  Мария Макеева  Наталья Мурадымова  Чингис Аюшеев  Андрей Валентий  Нажмиддин Мавлянов  Валерий Микицкий  Дмитрий Степанович  Алексей Шишляев  Александр Лазарев  Станислав Лыков  Модест Мусоргский  МАМТ  Александр Титель 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Холстомер»: откровения пегого мерина
    (КМТ 10.11.2015)

  •  

    Об оркестре в премьерной «Царской невесте»

  •  

    Аида
    (МАМТ 13.09.2014)

  •  

    Травиата
    (Большой театр 08.04.2015)

  •  

    Богема
    (Большой театр 05.11.2014)

  •  

    Царская невеста
    (Большой театр 19.11.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов