Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Хованщина»: новые впечатления премьеры
(МАМТ 21.02.2015)

Автор: Федор Борисович (22 февраля 2015 13:22)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 21.02.2015

Место: МАМТ

Состав:

Иван Хованский – Андрей Валентий
Андрей Хованский – Нажмиддин Мавлянов
Голицын – Валерий Микицкий
Шакловитый – Алексей Шишляев
Досифей – Дмитрий Степанович
Марфа – Наталья Зимина
Эмма – Мария Макеева
Сусанна – Наталья Мурадымова
Подьячий – Чингис Аюшеев
Кузька – Артем Сафронов
Боярин Стрешнев – Александр Нестеренко
1-й стрелец – Максим Осокин
2-й стрелец – Михаил Головушкин
Дирижер – Александр Лазарев

 

[Show slideshow]
Премьера «Хованщины» в МАМТ, 21 февраля 2015
Наталья Зимина - Марфа, Александр Лазарев
Андрей Валентий - Иван Хованский
Нажмиддин Мавлянов - Андрей Хованский
Артем Сафронов - Кузька, Наталья Мурадымова - Сусанна, Алексей Шишляев - Шакловитый
Дмитрий Степанович - Досифей
Хормейстеры - Владимир Погоров, Александр Рыбнов, главный хормейстер - Станислав Лыков
Чингис Аюшеев - Подьячий
Александр Лазарев
Наталья Мурадымова - Сусанна
Премьера «Хованщины» в МАМТ, 21 февраля 2015
Артем Сафронов - Кузька
Алексей Шишляев - Шакловитый
Андрей Валентий - Иван Хованский, Нажмиддин Мавлянов - Андрей Хованский
Наталья Зимина - Марфа

Тех, кто желает подробнее узнать про постановку, адресую к своему рассказу о первом спектакле. В этот раз было интересно проверить свои наблюдения и подметить новые детали. Хотелось еще раз услышать чудо, которое творит хор МАМТ в этой постановке — все хоры, особенно мужские, звучат четко, слаженно — словом, волшебно! Столь же радостное впечатление от музыкальной составляющей — оркестр под управлением Александра Лазарева был прекрасен, играя даже, по личным ощущениям, еще лучше, чем на первом спектакле. И, конечно, я пришел послушать другой состав солистов, который на этом спектакле отличался от первого дня почти полностью.

Одним из важных событий премьеры стало появление на сцене театра Андрея Валентия — баса из минского НАБТа. Если у певшего в первый день Дмитрия Ульянова одним словом охарактеризовать сущность героя можно как «необузданность», то для роли Андрея Валентия это будет слово «хищность». Повадки сильного, уверенного в себе и опасного зверя — вот что делает Ивана Хованского предводителем стрельцов и заставляет отступать даже Голицына (в те годы — фактического правителя Руси). В свой черед Хованский, вынужденный смириться перед новой силой, в исполнении Андрея Валентия с невыразимой скорбью в каждом шаге проходит в ярко красном кафтане через толпу стрельцов, одетых в светлые робы. Толпа раздается, как рана, а кафтан Хованского напоминает сочащуюся из раны каплю крови. Уходящая сила и тягость предчувствия были бесподобно переданы в сцене с персидками (все-таки, по-моему, самая сильная сцена постановки). Темперамент артиста прорывается в жесты короткими взрывами и не так часто — игра точная, аккуратная, а могучая энергетика героя проявляется за счет мастерской игры голосом.

Андрей Валентий - Иван Хованский (МАМТ, февраль 2015, фото: Олег Черноус)

Давно хотел послушать как голос Андрея Валентия будет звучать в оперном репертуаре да в большом зале. Все ожидания оправдались — мощный, плотный и ровный бас с четкой дикцией умеет насмешничать, приказывать и грустить. Палитра интонаций чрезвычайно разнообразна — даже свою присказку «спаси, Бог!» Иван Хованский ни разу не повторил одинаково.

Нажмиддин Мавлянов в премьерной серии выходит в двух ролях. В предыдущих спектаклях это был Голицын. На этот раз — Андрей Хованский, в сравнении с Голицыным явно убавивший рассудительности и хитрости и прибавивший бесшабашности. Роль настолько органична и отделана в мелочах, что даже не оставила ощущения премьерных недоработок — каждая мизансцена четко продумана, а звук — совершенно великолепен! Певец был убедителен и в куражной сцене первого действия и в умоляющих фразах, обращенных к Марфе в финале.

Голициным в этот раз был Валерий Микицкий, также подготовивший две роли и в два спектакля до этого выходивший подьячим. По-моему, роль удалась блестяще — и внятный образ, и звонкий, сильный, прорезающий оркестр звук.

Валерий Микицкий - Голицын (МАМТ, февраль 2015, фото: Олег Черноус)

Шакловитый в исполнении Алексея Шишляева мне понравился. Может, где-то что-то было не так ровно, как хотелось бы, но напор и необходимый для партии звучный нижний регистр в итоге сделали роль убедительной.

Подьячий — Чингис Аюшеев — был интересен в обеих своих сценах, и не раз вызвал улыбку точным изображением повадок героя. Понравился Кузька в исполнении Артема Сафронова — вот такой он, по-моему, и должен быть — простодушно улыбчивый и задорно звучащий. Эмма у Марии Макеевой была обаятельно-беззащитной и приятно звонкоголосой. Сусанна Натальи Мурадымовой также оставила приятное впечатление сильным голосом.

Я обычно стараюсь ничего такого не говорить о молодых исполнителях, но раз уж Наталья Зимина, недавно появившаяся Розиной в «Севильском цирюльнике», спела целую Марфу — надо оценить. Тем более, что ее выступление в партии Розины произвело сильное, почти сенсационное впечатление на многих весьма опытных слушателей. В то же время, по-моему, Марфу певице петь еще рано и опасно — лирический голос пока не соответствует высоким требованиям этой драматической партии. Заметно отваленный (особенно в первом действии) нижний регистр, неровное звуковедение (возможно, как следствие накопившейся усталости) и, что огорчило сильнее всего, — неважная дикция, для партии Марфы совершенно необходимая. Певицу можно поздравить с дебютом, но, по моим ощущениям, ее путь пока — в сторону Изабеллы («Итальянка в Алжире»).

Наталья Зимина - Марфа (МАМТ, февраль 2015, фото: Олег Черноус)

Александр Титель в своих спектаклях часто дает артистам, поющим одну роль, сделать сценические рисунки разными. Иногда — значительно. В результате роль каждого артиста становится уникальным вкладом в спектакль — появляются интересные психологические ветвления, что дарит разнящиеся ощущения от разных спектаклей одной постановки. Но в случае «Хованщины» я не могу рационально объяснить появление в программке Дмитрия Степановича напротив позиции «Досифей». Певец, как правило, хорошо справляется с буффонными ролями — Дон Базилио, Дулькамара, Мустафа. Его Досифей, спетый вызывающе громко, по большей части, характерным звуком, вызвал у меня неловкое ощущение — это просто за гранью критики, и символично, что в сцене в кабинете Голицына с Досифея сорвался крест. Непонятно к кому больше вопросов — к певцу или к тому, кто назначил певца на роль, вне его амплуа. Хотя назначившему, возможно, сверху видно все — некоторым знакомым, любителям драмтеатра, бесноватый карикатурный расстрига отчетливо понравился. И некоторая часть публики на поклонах вполне серьезно кричала «браво», на мой вкус, провально спетой и неописуемо эклектичной роли, попавшей в «Хованщину» из другой оперы. Роли, сломавшей логику событий и отношений героев. Нет, наверное, постановщик должен в чем-то потакать вкусам всех слоев публики. Но и мера в приближении к народу в высоком искусстве — должна быть.

Подумалось, что, возможно, подобным назначением постановщики претворили в жизнь обращенную к Мусоргскому эмоциональную реплику В. В. Стасова (из письма 15 августа 1873):

Все намеченное вами для раскольницы […] превосходно, но на какой черт пихает вас непременно делать из нее княгиню?!! Ведь наконец вся опера будет состоять только и исключительно из князей и княгинь, это будет летопись княжеских отродий! […] Досифея вы собираетесь делать — Мышецким князем, раскольницу — Сицкой княгиней. Да что это наконец за княжеская опера такая, между тем, как вы именно все собираетесь делать оперу народную! […] Нет, нет, я сильно протестую, протестую во всю свою мочь, и именно упрашиваю вас, чтоб ни раскольник, ни раскольница никоим образом не были развенчанными аристократами. […] Пусть они будут оба истый коренной народ, из избы. из деревни и поля, от сохи и прялки, от тяжелой давящей работы и с мозолистыми руками. Этак-то будет поинтереснее и получше!

Этот отрывок и другие фрагменты переписки Мусоргского со Стасовым содержатся в премьерном буклете (составитель — Дмитрий Абаулин) и вместе с другими историческими свидетельствами позволяют ощутить атмосферу отображенных в опере событий. В буклете, помимо традиционных биографий автора и постановщиков, компактно и интересно рассказывается об исторических прототипах героев и местах действия, приводятся фото оригиналов и адаптированные тексты фигурирующих в «Хованщине» документов (письма Софьи к Голицыну, «изветное письмо» Шакловитого и другие). Пожалуй, в данном случае буклет — важное дополнение к спектаклю, позволяющее глубже погрузиться в исторические события — тогда и вскрытые в постановке параллели с сегодняшним днем проступают отчетливее.

Похожие темы

  • Хованщина (МАМТ 21.02.2015)

    Я, к сожалению, не очень молод. Но и, к счастью, не очень молод. Поэтому неоднократно видел замечательную «Хованщину» в постановке Баратова с декорациями Федоровского в Кировском и Большом театрах и, как-то, даже в Кишиневе…

  • «Хованщина»: пир оправданных ожиданий (МАМТ 18.02.2015)

    Вкусный натюрморт накрытых столов соседствует на сцене с жертвами расправ, свисающими там-сям. Сбоку буднично притулилась телега со стрелецкой жатвой — горой окровавленного тряпья, из которого торчат части тел убиенных. Несмотря…

  • «Хованщина» — первый день премьеры (МАМТ 18.02.2015)

    Это было грандиозно! В юности я слушал «Хованщину» в Большом в «золотой век», и эта музыка меня всегда доводила до экстаза. Так вот, сегодня я тоже это ощутил это состояние в полной мере, а…

  • «Королева индейцев» на фестивале «Золотая маска» (Большой театр 23.12.2014)

    Ниже предлагается вниманию мой материал, написанный для OperaNews.Ru, о спектакле «Королева индейцев», показанном на Новой сцене Большого театра в программе фестиваля «Золотая маска». Не будучи…

Рубрика: Опера, Премьеры Хованщина  Наталья Зимина  Мария Макеева  Наталья Мурадымова  Чингис Аюшеев  Андрей Валентий  Нажмиддин Мавлянов  Артем Сафронов  Дмитрий Степанович  Алексей Шишляев  Александр Лазарев  Модест Мусоргский  МАМТ  Александр Титель 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    XXV конкурс имени Глинки – гала-концерт
    (БЗК 18.12.2014)

  •  

    «Майская ночь» на Большом фестивале РНО

  •  

    Евгений Онегин
    (Новая Опера 15.09.2014)

  •  

    Дневная «Иоланта»
    (Большой театр 31.10.2015)

  •  

    «Чужестранка» в концертном исполнении
    (КЗЧ 29.03.2014)

  •  

    Кармен
    (МАМТ 04.05.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов