«Итальянка в Алжире» на «Золотой маске»

Автор: Федор Борисович

Дата: 19.03.2014

Место: МАМТ

Состав:

  • Изабелла – Елена Максимова
  • Линдор – Максим Миронов
  • Мустафа – Роман Улыбин
  • Таддео – Арсен Согомонян
  • Эльвира – Евгения Афанасьева
  • Зульма – Ирина Чистякова
  • Али – Максим Осокин
  • Дирижер – Феликс Коробов
«Итальянка в Алжире» (МАМТ, 19 марта 2014)

Постановка и исполнители настолько хороши, что билеты на этот спектакль МАМТа я покупаю по мере их появления в продаже, не дожидаясь составов.

За время, прошедшее с премьеры, пропустил только два спектакля — можно представить до какой степени мне знакомы мизансцены, хореография и особенности ролей всех исполнителей. Но тем интереснее. Для спектакля характерно отсутствия деления на составы — исполнители каждый раз тасуются, что, с точки зрения слушателя, идет спектаклю на пользу — каждый раз слышится и видится что-то новое.

То, что вчерашний спектакль был «зачетным» на «Золотую маску» отбивает желание публично выискивать недочеты. Все равно, по моему, самым большим недостатком золотомасочных спектаклей остается публика. Значительную часть ее составляют заведомо наэлектризованные на определенные имена экзальтированные театралки, которым что на балет, что в оперу, что в драмтеатр — лишь бы это был «ивент» — похлопать, покричать «браво!» ощутить, что вкушают самые сливки московской театральной жизни, не забывая тут же, во время действия, в голос поделиться впечатлениям. И, конечно, объектом обожания таких зрителей (sic!) в данном случае был приглашенный солист — Максим Миронов. Помимо того, что приглашенных артистов в Москве заранее любят, немалую роль сыграли рецензии в прессе. Даже в подборке отзывов о спектакле на сайте театра общий тон — «Максим и остальные». Максима хвалят, слегка упоминая «остальных» — снисходительно похваливая или добродушно журя. Может, поэтому доходит до ранее небывалого — появление артиста на сцене во время вступления к «Languir per una bella» встречается аплодисментами прямо «в оркестр».

Позволю вступиться. Уж если аплодировать — то всем артистам и музыкантам, принявшим участие в спектакле:

Безусловно, Максим Миронов заслуживает всех аплодисментов. Он поет изумительно — остается впечатление, что верхних нот для него не существует. Четко сфокусированный голос с преобладанием головного регистра идет наверх и взлетает без слышимого напряжения, озвучивая сложные пассажи с той же естественной легкостью, с которой пенится шампанское музыки Россини.

Безусловно, заслужила аплодисменты Евгения Афанасьева, спевшая свою лучшую Эльвиру, на моей памяти.

По-моему, главная потеря попрощавшейся с нами в феврале «Пиковой дамы» — Ирина Чистякова в роли Графини. Очень жаль, что не услышу ее больше в этом спектакле. Но и маленькие роли у певицы неординарны, и такова ее Зульма — ровность голоса, дикция, характер. Слушая эту оперу в записи я всегда удивлялся: зачем драматургически нужна Зульма? В спектаклях МАМТа у меня этот вопрос не возникает — магия артистической убедительности. И Зульме Ирины Чистяковой я тоже аплодирую.

И как можно не аплодировать Максиму Осокину, великолепно управляющемуся с партией правой руки бея, артистично манипулируя реквизитом в сольном номере «Le femmine d’Italia»

Ну, уж если аплодисменты — то обязательно надо воздать должное напыщенному простаку Таддео в непрерывно комичном исполнении Арсена Согомоняна, который звучал в этот раз с почти басовой насыщенностью.

Роман Улыбин, за несколько подходов доработавший Мустафу до уровня актерского шедевра — вот кому я аплодировал, отбив ладошки, и в январском спектакле, и в этот раз.

Вне сомнений знаками любви слушателей следует обильно осыпать исполнительницу главной партии, стабильно спевшей и традиционно украсившей спектакль колким характером своей героини. Замечу, что Елена Максимова пела Изабеллу между двумя выступле­ниями в опере Хельсинки с перпенди­кулярной Изабелле партии Эболи.

И вновь аплодисменты — четыре балетных спутника, чрезвычайно куртуазный хор и, конечно, оркестр, ведомый, как водится, запоздавшим по такому снегопаду Феликсом Коробовым.

По личным впечатлениям лучший сольный номер — «Per lui che adoro», лучший ансамбль — терцет «Pappataci — che mai sento?» Как я уже сказал, говорить о недочетах не буду. Считайте, что я лишь воспользовался поводом, чтобы еще раз признаться в любви к этому спектаклю и всем, кто причастен к ежемесячному (а то и по два раза) празднику в МАМТе под названием «Итальянка в Алжире». Перед началом спектакля объявляли длинный список номинаций, по которым спектакль проходит на «Золотой маске». Так вот: желаю, чтобы все!:)