«Летучий голландец» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»
Дата: 19.03.2015
Место: Большой театр России, Новая сцена
Состав:
- Голландец – Александр Краснов
- Даланд – Гарри Агаджанян
- Сента – Ирина Риндзунер
- Эрик – Ильгам Валиев
- Мэри – Татьяна Никанорова
- Рулевой – Николай Любимов
- Дирижер – Михаэль Гюттлер
«Летучий голландец» — одна из самых любимых моих опер. Поэтому я, конечно, не мог пропустить спектакль, который Екатеринбургский театр оперы и балета привез к нам в Москву на «Золотую маску», тем более, что много слышал об этой постановке.
Вот только продажа билетов была организована как-то странно. Во всяком случае, заранее «поймать» эти билеты в кассе Большого не удалось, как-то быстро они оттуда испарились. Ну, хорошо, что перед самым спектаклем удалось купить. Странно организована продажа, в результате были в зале пустые места, а кто-то из желающих, наверняка, не смог попасть, обидно…
Постановка показалась мне вполне адекватной, и что-то в ней было общее с постановкой Конвичного, видимо, сочетание бытового и мистического (правда, финал все-таки не такой неожиданный). Сценография поначалу впечатления не произвела, слишком много построек из гофрированного железа (или это алюминий?). Понравилась грамотно построенная сцена с балладой Сенты и девушками в косынках за швейными машинками. Но самыми эффектными были появление Голландца перед Сентой из-за исчезнувшей стены и заключительная сцена с разрушением всех гофрированных стен и уходом Голландца с Сентой на руках в сторону солнца, они произвели очень сильное впечатление.
«Аутентичный» немец-дирижер Михаэль Гюттлер сразу все взял в свои руки — по-моему, вполне на уровне увертюра прозвучала. Певцы тоже держались уверенно. Александр Краснов сделал своего Голландца мистически неуловимым и зловеще-загадочным. Этому, конечно, способствует его весьма необычный голос — плотный низкий баритон с мрачными басовыми оттенками, очень подходящими для этой партии. Сначала он звучал чуть скованно, как будто с каким-то усилием, и казалось, что немного не хватает объема, но потом голос раскрылся и на верхах, и в низах, зазвучал более свободно и ровно, да и в середине мощи сразу прибавилось. К тому же певец продемонстрировал отменную выносливость, так необходимую для этой партии, к концу голос даже энергичнее и ярче зазвучал. Вот только с точки зрения драматургии роль Голландца, пожалуй, самая невыигрышная в этой опере, потому что он из-за своей заранее обусловленной загадочности, в принципе, до конца остается достаточно расплывчатой фигурой. И в этом главная сложность воплощения этого образа. Одно могу сказать: в том, что представил нам в этот вечер Александр Краснов, явно что-то есть. Что-то зловеще-загадочное и, тем не менее, притягательное… Думаю, что артист еще разовьет образ и сценически, и музыкально, там ощущается значительный потенциал, прежде всего козырем является раритетный, если не уникальный голос.
Даланда пел Гарри Агаджанян. Сначала, как мне показалось, его голос звучал тяжеловато и несколько заглубленно, недостаточно хорошо сфокусированно в середине, там были небольшие провалы, но затем пассажи вниз стали получаться удачно, там открылись красивые обертона, голос настроился, и всё пошло нормально.
Весьма выразительно прозвучала сцена с Сентой и Голландцем во втором действии. Первые фразы Сенты в исполнении Ирины Риндзунер вызвали у меня некоторое беспокойство, потому что прозвучали неровно и с каким-то надтреснутым призвуком, самый верх звучал резковато и с небольшой качкой. Тембр тоже мне показался крайне своеобразным, скорее на любителя, и хотелось, чтобы он был более плотным. Однако затем певица все-таки убедила меня в том, что она может адекватно озвучить эту партию, потому что атака верхних нот улучшилась, звуковедение стало более уверенным и четким. И еще мне очень понравилось, как она играла Сенту!
Но, пожалуй, больше всего мне понравился Эрик в исполнении Ильгама Валиева. Вы знаете, мне кажется, он открыл мне в этой партии много нового, причем, прежде всего, я имею в виду — вокальными средствами. Это было очень продуманная, расчетливая и тонкая трактовка образа. Разнообразные нюансы и осмысленная фразировка сделали это исполнение очень интересным. По-моему, там каждая фраза была тщательно отделана. Играл Валиев достаточно сдержанно, но внятно. И был весьма убедителен.
Понравились и исполнители небольших ролей — прежде всего, Татьяна Никанорова с классным, очень запоминающимся голосом и надежным вокалом в партии Мэри. Яркий образ создал Николай Любимов в роли рулевого. У него звучный тенор, правда, очень характерного оттенка, но в партии рулевого это только на пользу. И пьяного он тоже хорошо изображал. Хор понравился и женский, и мужской, и эта находка с «выселением» хора «мертвецов» на первый ярус, обалденный звук, явно потусторонний. Оркестр тоже понравился, к сожалению, детали не могу оценить, но общее впечатление хорошее. И вообще, мне кажется, все было весьма достойно. Спасибо за интереснейший вечер!
Похожие темы
Тангейзер (МАМТ 21.11.2014)
Чем больше слушаешь Вагнера — тем больше он «засасывает». Он звучит мощно и глубоко. И учит видеть в жизни главное. Я сегодня всего второй раз в жизни слушал «Тангейзера» в МАМТ.
Лоэнгрин в Новой Опере
На этот день у меня были билеты в четыре разных места. Но на самом деле я давно сделал свой выбор в пользу «Лоэнгрина» в Новой опере. И в итоге не пожалел об этом.
«Евгений Онегин» из Астрахани на фестивале «Золотая маска»
Иногда бывает, что спектакль сразу нравится, иногда — сразу вызывает отторжение. Часто хочется послушать и посмотреть еще раз. Спектакль «Евгений Онегин», представленный в Москве АГТОБ на фестивале «Золотая маска», мог вызвать любое из этих трех чувств, а то и все три сразу