Любовный напиток (МАМТ 18.05.2014)
Дата: 18.05.2014
Место: МАМТ
Состав:
- Адина – Дарья Терехова
- Неморино – Сергей Балашов
- Белькоре – Арсен Согомонян
- Дулькамара – Роман Улыбин
- Джанетта – Валерия Зайцева
- Дирижер – Мария Максимчук
В мире театра, где публика капризно требует, чтобы ее непрерывно развлекали новеньким, сколько может жить постановка? Да сколько угодно!
Акварельному «Любовному напитку» Людмилы Налётовой и Вольфа Горелика в МАМТе, созданному в не самые легкие для театра времена, скоро стукнет 16 лет. Но, видимо, это тот случай, когда волшебство музыки Доницетти легло на адекватное воплощение режиссером, и спектакль не заигрался, не поблек, продолжая каждый раз оставлять ощущение свежего прикосновения к оперному шедевру. А иногда, по законам театральной мистики, случаются откровения вроде вчерашнего спектакля — когда звезды на сказочном небосклоне сходятся, и Дулькамара опаивает своим зельем не только Неморино, но и тысячу-с-плюсом зрителей-слушателей. Когда публика, со страстностью влюбленных, аплодирует, казалось бы, рядовому спектаклю — не премьерному, не «с приглашенными звездами». Когда переживаешь все наизусть знакомые ходы постановки, как в первый раз.
Год назад постановка получила очередное дыхание со вводом Дарьи Тереховой на главную роль. Ее Адина чудо как органична вокально и актерски, чему неподкупное подтверждение — повторившееся дважды за спектакль зачарованное молчание публики в конце номеров, несмотря на аккуратные паузы, которые дирижер Мария Максимчук оставляет для аплодисментов. Адина у Дарьи — и капризная, и самоуверенная, но произвольно или нет — солнечная, радующая слух и непринужденным щебетанием на самых верхних нотах, и выразительными форте (особенно в финальном дуэте).
Неморино Сергея Балашова — уже своего рода «бренд», собирающий многочисленных поклонников таланта артиста. Под стать Адине Дарьи Тереховой, образ выходит за рамки либретто, наполняясь человеческим обаянием, которым отмечены все роли Сергея Балашова (особенно, комические). И каждый раз у Сергея «Una furtiva lagrima» звучит не запетым концертным номером, а с особым чувством, с неподдельным трагизмом — как-будто в последний раз. Сами размышления Неморино о смерти контрастируют с комическим действием, делая номер выигрышным, а здесь еще и постановочное решение заставляет остро сопереживать герою.
Я не успел рассказать о неотразимом Мустафе, которого явил 13 мая Роман Улыбин, а сейчас, при всем желании рассказать про его Дулькамару, чувствую себя глупо, пытаясь объять необъятное и рассказать о неописуемом. Как водится, с лучшими ролями — надо видеть и слышать. Завсегдатаи театра знают Романа Улыбина как мастера ролей поддержки и эпизодов, а уж когда ему достается такой подарок, как Дулькамара, где можно вдоволь оторваться, не боясь перехватить через край… В общем, «гасите лампы — на сцене фейерверк». Играется каждая фраза, каждое действие подается со смаком, каждый смешной эпизод, заложенный в опере Доницетти, бьет наотмашь. Публика изнемогает от смеха, и каждое появление по действию Дулькамары Романа Улыбина уже встречается в зале одобрительным шелестом предвкушения «сейчас что-то будет!» — и каждый раз что-то происходит.
Белькоре у Арсена Согомоняна — лирический горой. Не столько напористый, сколько обаятельный и хитрый. Не премину еще раз отметить, — как же мне нравится появившаяся в голосе Арсена басовитость, когда даже верхние ноты (всегда бывшие у него яркими) теперь имеют плотную баритоновую подложку, а нижние ноты заметно прибавили весомости. Порадовавшись отличному Белькоре, уже предвкушаю Фигаро 21 мая.
Несколько расстроил, пожалуй, лишь хор в первой сцене — как-будто пело три разных хора. Но руководимый обаятельной заводилой Джанеттой Валерии Зайцевой женский хор с сачками (отнюдь не на бабочек) во втором действии был чудесен!
Вчера наблюдался практически аншлаг. Последнее время это обычное состояние оперных спектаклей в МАМТе, но примечательно, что в богатые на мероприятия выходные (в Москве — международная акция «Ночь в музее», рядом в Большом — вторая серия премьеры «Царской невесты» с отличным составом, пресс-показ «Школы жен» в Новой опере) спектакль весьма почтенного возраста собрал полный зал — это сразу много чего показатель.
Остается заметить, что случившийся пару лет назад по инициативе Хиблы перевод спектакля к исполнению целиком на итальянском языке никак не сказался на непосредственности реакции зала. Тем более, в титрах сохранены полюбившиеся публике звездные фразы из русского текста. Например, финальное обращение Дулькамары:
Веселитесь, богатейте,
Ешьте, пейте и толстейте.
До приезда Дулькамары постарайтесь не болеть!
Постараемся, доктор. Вы, главное, не забывайте про нас и возвращайтесь со своим волшебным напитком.
Похожие темы
Любовный напиток (МАМТ 13.07.2014)
Новая порция пьянящего напитка в виде очаровательного спектакля Людмилы Налетовой. Понял, что соскучился по напористому, яркому и, в то же время, аккуратно и красиво исполняемому Белькоре Андрея Батуркина
Премьера оперы Доницетти «Дон Паскуале» (Большой театр 19-20.04.2016)
Начинаю заново открывать для себя «Дона Паскуале»: два дня подряд был на премьере этой оперы в Большом. А до этого только записи слушал. И, судя по всему, здорово её недооценил.
Любовный напиток (МАМТ 04.01.2015)
Да, очень интересный был спектакль «Любовный напиток» в МАМТ! Шикарный совершенно был Доктор Дулькамара! То, что Роман Улыбин играет практически всегда хорошо, это все уже знают.