Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Мадам Баттерфляй
(МАМТ 12.03.2014)

Автор: Федор Борисович (13 марта 2014 11:56)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 12.03.2014

Место: МАМТ

Состав:

Чио-Чио-сан – Ирина Ващенко
Пинкертон – Нажмиддин Мавлянов
Шарплес – Алексей Шишляев
Сузуки – Элла Фейгинова
Горо – Валерий Микицкий
Бонза – Владимир Свистов (бонза был очень колоритен)
Ямадори – Виктор Моисейкин (вышел и запел басом!)
Кэт Пинкертон – Вероника Вяткина (разглядел под шляпой:)
Дирижер – Вячеслав Волич

Мадам Баттерфляй - Ирина Ващенко (фото © Вадим Лапин)

Люблю эту постановку. Прежде всего за лаконичную сценографию и простую символику. Во вступлении Пинкертон-дракон, от которого дети шарахаются. Японцы в масках — они такие глазами Пинкертона, все на одно лицо, существа без лиц и чувств. Раскладной пирамидальный дом с асимметричной верхушкой, он же — как бы гора в пейзаже. Интермеццо-наваждение с пантомимой и фонариками создает правильное настроение. Рассвет, играющийся при закрытом занавесе, не выглядит как технический антракт. Финал сделан сильно (хотя финал у Пуччини так прописан, испортить его — неподъемная задача для режиссера). Ну и главный символ — лодка. Да, в доме на горе у моря лодки не может быть в принципе. Но две сильнейшие сцены оперы — два финала действий — к лодке накрепко привязаны, а значит, лодка может быть — и должна быть. С лодкой есть еще один бонус, но о нем чуть ниже, а пока — об исполнителях.

Поскольку «Мадам Баттерфляй» по моей классификации — «опера для примадонны с аккомпанементом», начну с Чио-Чио-Сан, которую воплощала Ирина Ващенко. По действию у Чио-Чио-Сан голос был какой-то уставший — и регистры иногда звучали неровно, и неточности были в особо драматичных пассажах, и ноты певица бросала без обработки, и звук наверх тяжело шел. В дуэте первого действия кульминация была спета в два приема — певица сражалась с до3, но коварная нота победила. В смысле вокальных впечатлений спектакль был заметно хуже, чем октябрьская «Мадам». Но каждая певица, берущаяся за «убийцу сопрано», знает, что в этой опере главное — финал. В финале Ирина Ващенко и в этот раз порвала зал. В клочья. Было бы совсем хорошо, если бы они с дирижером как-то договорились, а то на 'guarda ben' сначала вступает оркестр, затем с опозданием — певица, а на 'ben' уже оркестр опаздывает. Кто прав, кто виноват — мне трудно сказать (я скромно считаю, что дирижер в этом кровавейшем финале должен идти за певицей), но ритмические нестыковки, как и переборы с громкостью, у Вячеслава Волича в операх Пуччини — пока, увы, явление не редкое. В остальном, несмотря на обозначенные вокальные недочеты, Ващенко оставила ооочень сильное впечатление. В немалой степени из-за того, что у нее в этом сезоне открылись какие-то актерские откровения, и в этот раз она сыграла каждую мелочь — и жесты веером, и движения глазами, и японские мелкие шажки, ну и крупные эмоции вышли как надо, без переигрывания. К моему несказанно приятному удивлению.

Сейчас освежил партитуру. Оказывается, в «Un bel di vedremo» Тебальди, Скотто, Френи и остальные занимались самоуправством — нет там ферматы на втором си-бемоле в конце («…l'aspetto»). Первая нота — половинка плюс восьмушка, вторая — восьмушка, причем на октаву вниз, а Ирина Ващенко успешно поет альтернативный вариант, в котором вторая нота на той же высоте, что первая. Значит, я за недодержку второй ноты Ващенко когда-то зря ругал — сам дурак. Но за кульминацию дуэта первого действия — получите-распишитесь — до3 там надо петь, и я мечтаю его, наконец, услышать.

Нажмиддин Мавлянов звучал — вот как всегда — поругать решительно не за что, а когда все нравится, то глупо что-то писать, ибо слушать надо. Сначала было парящее над оркестром «Dovunque al mondo», затем своим «Амееерикаа» певец пришиб зал (где-то рядом тихонечко проскочило восхищенное «фигасе!») и дальше пел на своем уровне. Затрудняюсь даже сказать что из этого «дальше» больше понравилось — дуэт первого действия или «Прощай, приют любви».

Бытует мнение, что в партии Пинкертона нечего играть, что она прямая, как стрела, сугубо второстепенна и вообще придумана только для того, чтобы главной героине было с кем целоваться. Раньше фомам неверующим я советовал посмотреть на Аланью, а теперь рекомендую что поближе — со вводом в спектакль Нажмиддина Мавлянова в МАМТе появился настоящий Пинкертон. Жаль, нет хорошей видеозаписи, чтобы показывать крупным планом, как я вижу в бинокль, — первое действие в исполнении Мавлянова это актерский шедевр. Попробуйте представить как он с полуотсутствующей полуулыбкой полулежит в белом кителе, благостно прихлебывая что-то из фляжки, полуглядя на суетящегося Горо. Серьезным его делает только американский гимн. Спел — и опять ему этот дом и жена — хиханьки, с полуулыбочкой продолжает мечтать как женится на американке. Гад!:) А решительное перемещение лодки, после которого бонза со своими хулиганами-нинзя ретируется? И вроде лодка — никакое не оружие, но ведь прогнал — и кроме этого жеста и не надо ничего играть. Вспоминается аналогичный по воздействию аргумент — взрывное выволакивание на середину сцены кровати в «Кармен» — одна из изюминок рисунка роли Нажмиддина-Хозе, которую не оценил только тот, кто не видел.

Алексей Шишляев был, как полагается порядочному Шарплессу, больше другом Чио-Чио-Сан, чем Пинкертона, на которого он в нужные моменты поглядывал с плохо скрываемым осуждением. Поначалу нижние ноты были заглублены и длинные ноты тянулись неохотно, но довольно быстро звук пришел в норму. У Шарплесса нет отдельного номера, но много ритмически сложных реплик, вплетающихся в пуччиниевскую мелодику, много непростых ансамблевых фрагментов — все прозвучало очень аккуратно и в то же время звучно, с характерной для Алексея несколько рубленой мощью, которая для Шарплесса вполне подходяща.

Певицы говорят, что Сузуки — «не партия, а характер». То, как Элла Фейгинова поет Филиппьевну, внушало мне опасения за благозвучность подруги главной героини, но волновался зря. Валерий Микицкий тоже был хорош — в этом кепи он напоминает персонажа из одесского фольклора, но, по-моему, Горо таким и должен быть, разве нет?:)

Для иллюстрации использована фотография Вадима Лапина

Похожие темы

  • Кармен (МАМТ 04.05.2014)

    Ну вот и долгожданная, после февральской отмены, «Кармен». Любимая постановка, разгадывающая несколько драматургических загадок Бизе, в меру пронизанная дыханием Эроса, в меру просто-грубоватая, в меру утонченная. Но главное, что спектакль был…

  • Нажмиддин Мавлянов на радио «Орфей»

    Дебют Нажмиддина Мавлянова на радио. Текст не читайте — сразу слушайте интервью. Вставлены два музыкальных номера: запись «Celeste Aida» с генералки и ария про Крошку Цахеса из «Сказок Гофмана»

  • Дмитрий Корчак спел Вертера (МАМТ 26.04.2014)

    В антрактах оперных спектаклей нередко можно услышать, как слушатели с жаром обсуждают перипетии сюжета, будто речь идет о свежих новостях. Судят о правдоподобности событий, о возможных вариантах поведения героев и,…

Рубрика: Опера Мадам Баттерфляй  Ирина Ващенко  Нажмиддин Мавлянов  Алексей Шишляев  Джакомо Пуччини  МАМТ  Людмила Налетова 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Чародейка
    (Большой театр 09.10.2014)

  •  

    Тоска
    (Мариинский театр 20.03.2016)

  •  

    «Аида» в Минске — слово о создателях

  •  

    Так поступают все женщины
    (Большой театр 24.05.2014)

  •  

    XXV конкурс имени Глинки – гала-концерт
    (БЗК 18.12.2014)

  •  

    Юбилейный «Севильский цирюльник»
    (Новая Опера 11.03.2015)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов