Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Майская ночь
(МАМТ 16.03.2014)

Автор: Федор Борисович (24 марта 2014 12:06)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 16.03.2014

Место: МАМТ

Состав:

Левко – Николай Ерохин
Ганна – Лариса Андреева
Голова – Дмитрий Ульянов
Свояченица Головы – Вероника Вяткина
Винокур – Вячеслав Войнаровский
Писарь – Роман Улыбин
Каленик – Феликс Кудрявцев
Панночка – Евгения Афанасьева
Дирижер – Феликс Коробов

«Майская ночь или Утопленница» (МАМТ, 16 марта 2014)

Добро пожаловать на журналистскую кухню! Дело в том, что моя рецензия на «Майскую ночь», опубликованная вчера в Операньюс, изначально была написана в «дневниковом» стиле — с неформатными для респектабельного сми наблюдениями, отступлениями, разговорными словечками и сопутствующими атрибутами непринужденной болтовни в кулуарах. Как водится, немного угловато и неотесано, неприкрыто эмоционально, но — от души:) Для журнала я местами переписывал заново, местами жестоко резал. Также не надо забывать и про то, что журнальные материалы всегда подвергаются редакторской правке. В результате в журнал пошел во многом другой текст.

Предлагаемый исходный вариант дорог мне большим количеством несущественных стилистических и смысловых деталек, хранящих настроение, с которым я шел (летел!) домой после спектакля. Для тех, кто любит читать и сравнивать может быть забавно.

Сразу оговорюсь, что в отношении артистов я стараюсь быть принципиальным и пишу то, что слышу, поэтому индивидуальные посвящения остались почти без изменений. Итак…

Чтобы собрать всех любимых мной артистов МАМТа в одном спектакле нужна постановка масштаба «Войны и мира» (ради которой я подумывал слетать за театром в Китай в качестве группы поддержки или в Испанию — в качестве дефицитной там массовки:) Но и этот, куда более скромный по кастингу, спектакль предоставил возможность услышать и увидеть стольких любимых артистов, что не скоро забудется. После концерта Анны Аглатовой с РНО и «Ночи перд Рождеством» ГАСК России п/у Полянского это было третье за две недели погружение в музыкальную живопись Римского-Корсакова, которого мне много не бывает.

Спектакль непременно забросают томатами пуристы, ожидающие увидеть визуализацию Гоголя — хаты, вышитые рубашки, юбки в пол, чубатых парубков и потупивших глаза дивчин. Но не для пуристов в этот день играет музыка, ибо постановка просто вопиет о том, что ее целевая аудитория — молодежь от старшего школьного возраста. Доказательство тому — большое количество школьников среди публики на спектакле. При всей необычности и даже эпатажности постановка крепко держится за авторский замысел, бережно храня ткань взаимоотношений между героями и соблюдая в каждой точке вектор направления сценического действия. Авторы спектакля не заигрывают с подпорченным массовой культурой вкусом юных потребителей, а стараются вовлечь молодых людей в мир классической оперы через понятные им сигналы из современности.

Не все в этой постановке мне нравится, но если решительно размежеваться со вкусовщиной, то единственным несомненно достойным упрека эпизодом в спектакле останется происходящее не на сцене, а на занавесе. Во время увертюры он превращается в экран, на котором демонстрируется советский киножурнал. При этом сюжет журнала явно смонтирован с любовью, вроде бы уместен в контексте постановки и даже сюжетом вписывается в музыкальное развитие (мой любимый момент когда в начале увертюры по воде пробегает рябь, полностью сливаясь со сменой настроения музыки). Но у меня старперская идиосинкразия на любой оживляж любой увертюры. Давеча, рассказывая про «Ночь перед Рождеством», я говорил о «кинематографичности» музыки Римского-Корсакова, но не столь же буквально, чтобы показывать под музыку немое кино, отводя оркестру роль тапера!

К счастью, избавиться от видеоряда легко — закрыл глаза и слушай себе на здоровье. Правда, в этот раз ближе к концу увертюры слева раздался сердобольный шепот соседки: «А мужчина рядом уже спит!» Только после спектакля я осознал, что речь шла обо мне. В следующий раз захвачу темные очки, что, впрочем, когда погасят свет, будет выглядеть не менее вызывающе.

С подъемом занавеса можно открывать глаза и наслаждаться. Сценография спектакля атмосферна: квакчут квакши (на мой вкус слишком навязчиво — напоминает гэг), плещется настоящий пруд с камышами, а артистов изредка кусают комары, довершая ощущение окна, через которое по ходу действия, подобно Алисе, незаметно проникаешь в мир спектакля.

Сказать «на сцене появляется хор» нельзя — часть жителей Диканьки уже с начала увертюры, сидя перед занавесом, смотрят киножурнал. Видимо, политинформация готовит их к игре в «просо» — традиционному для Римского-Корсакова развернутому хору по мотивам народных обрядов и первому номеру в непрерывной череде смачно поставленных сцен первого отделения.

Несмотря на единство декораций действие в либретто первого отделения четко делится на сцены, и выходы солистов начинаются с хитовой каватины Левко в обезоруживающе аутентичном исполнении Николая Ерохина. Я слышал певца в самом разном репертуаре, и впечатлением всегда оставался праздник синтеза необычайно плотного, объемного, полетного тенора и огромного личного обаяния. Я уже отмечал, что на сольном концерте конферансье не нужен — Николай сам прекрасно держит аудиторию. Так и в оперных партиях — зал дружно заслушивается и засматривается на простого деревенского парубка в магнетическом исполнении Николая.

После аплодисментов аура темпераметного обаяния на сцене достигает критической отметки — к Левко выходит подзапоздавшая Ганна — Лариса Андреева. В большой сцене с ариозо Ганны, известным дуэтом и рассказом Левко Лариса, не давая публике выдохнуть, играет первую дивчину настолько убедительно, что остается лишь невольно улыбаться, глядя, как Левко подчиняется неотразимому обаянию героини. Любимый момент — когда Ганна, положив голову на колени Левко слушает его рассказ с выразительной мимикой (видной залу, но скрытой от Левко, что добавляет комизма) и «поощрительным» поцелуем. Несмотря на плотный оркестровый фон голос Ларисы был слышен прекрасно и удачно сочетал меццовую игривость и сопрановую задорность.

Перевести дух не получается — следует номер, уже ставший легендарным у тех, кто, как я, часто приходит на эту постановку. Феликс Кудрявцев и его не танцующийся гопак. О пластической убедительности артиста достойно рассказать не смогу — все эти виртуозные, и при этом «пьяные», креднделя ногами надо видеть. Но ведь при этом Каленик еще и залихватски поет на весь зал — густым басом с четкой дикцией и нотками простодушного удивления, так подходящими персонажу. «Сам себе я го-ло-ва!» — наверное, самый запоминающийся рефрен оперы, во многом благодаря искрометному исполнению Феликса Кудрявцева. А вот и сам Голова…

По техническим причинам декабрьский спектакль я не смог посетить, поэтому довольствовался рассказами друзей о том, что Дмитрий Ульянов сделал уморительного Голову. Если склероз не подводит, то около года назад артист в этой роли при стопроцентной вокальной убедительности оставил у меня ощущение продолжающегося поиска, и теперь мне особенно хотелось посмотреть на готовый образ. Что могу сказать… Те, кто привык видеть певца в статично-благородных ролях будут не на шутку удивлены — это другой Дмитрий Ульянов. Я, опять-таки, боюсь словами испортить то впечатление от сочетания крупных линий характера деревенского вросшего пня с мелкими штрихами мимики и жестов, которое создает Голова в исполнении артиста. Вот придите в театр — и посмотрите сами:) И послушайте. От грозного Ди Сильвы, запомнившегося по концерту 13 марта, в голосе не было ни-че-го, кроме разве что благородного гула, подобно органному фону заполняющего зал при звучании центрального баса. Неудачливый, несмотря на статусность, любовник звучал очень по-русски, с каким-то неуловимым колоритным округлением звука — особенно в чванном рассказе про царицыну милость и, конечно, в сладострастно-комичном «Полюби, полюби меня, девица-душа». Да — таков пан Голова!:)

Ну, тут терцет, конечно — он специально сделан статично, чтобы замедлить действие перед финальным броском. И, ювелирно пришитая без паузы, — удалая песня про голову, поставленная стиле спектакля — сочетание народных элементов с ультрасовременными деталями, в данном случае — присядка рядом с брейк-дансом. Разгульный оркестр, веселящийся хор и поверх всего — голос Николая Ерохина в молодецком распеве заводилы.

Симфонизм Римского-Корсакова оборачивается достаточно плотным звучанием оркестра, через который пробиться голосу бывает нелегко. Особенно это касается фрагментов, требующих виртуозности — как, например, скороговорка Свояченицы с массой коротких нот, реальная возможность расслышать и оценить которую есть только в студийных записях. Пожалуй, только здесь Вероника Вяткина несколько ушла за оркестр, в остальных сценах певица была и звучна, и хороша в образе.

Каждому появлению Вячеслава Войнаровского на сцене я радуюсь особой радостью. Певец, в своей богатой театральной биографии не выходивший за пределы характерного амплуа, создает свои роли неповторимо, великолепно играя голосом. К тому же Вячеслав Игоревич поет с такой подачей и дикцией, что дай бог многим молодым — в рассказе Винокура не пропало ни одного слова!

Евгения Афанасьева — дивная панночка! Партия эта коварна: трепетная русалочья прозрачность должна сочетаться с отчаянной мольбой, убедительно пробивающейся через оркестр. Голос Евгении Афанасьевой отлично звучит в обоих амплуа. Лишь в самом конце сцены, во время прощания с Левко голос слышимо устал, а до этого звучание было аккуратным, не доходя до «махрения» даже на самых эмоциональных фразах. Если говорить о сценическом воплощении Панночки Афанасьевой, я всякий раз удивляюсь гипнотической притягательности отчаянных ломаных движений, выполняемых ей с балетной грацией.

Роман Улыбин в роли Писаря в ансамблевых сценах держится скромно, в соответствии с небольшой ролью — поддерживая движение мизансцен и давая сыграть коллегам. Этот аттракцион скромности продолжается вплоть до сольного выхода с «комиссаровой рукой», когда после предъявления беспроигрышно смешного реквизита Роман Улыбин, четко донося каждое слово, читает по руке письмо, раскрывая во всей красе одну из своих блестящих маленьких ролей.

В первой сцене второго действия в этом спектакле неожиданно появился незапланированный герой — водитель радиоуправляемой крысы, которая «сам сатана». Водитель, как обычно, сидел в ложе, но вот подопечная крыса учинила в театре легкий форс-мажор, свалившись со сцены в оркестровую яму. Мне посчастливилось в этот раз оказаться в бельэтаже и видеть продолжение: крыса сверзилась точно на колени арфистке, которая, заметно подпрыгнув и изменившись в лице, не издала ни звука (вот он профессионализм музыканта!) Оправившись через несколько секунд арфистка бегло осмотрела крысу, водрузила на стоящий рядом стул и взялась за инструмент, на чем инцидент был исчерпан. Партер этого не видел, а бельэтаж покатился от тщетно сдерживаемого смеха, кто-то даже зааплодировал.

Вот, кстати об аплодисментах. Кто бы научил неисчислимую орду школьников, последнее время систематически наблюдаемую мной в МАМТе, слушать музыку с должным градусом благоговения, не аплодируя в каждой паузе?

Хотя во многом за счет школьников на спектакле и был аншлаг, которого на «Майской ночи» я не припомню ни разу. Холодным разумом причину непопулярности я понимаю. Во-первых «не раскрученный» титул с негламурным словом «утопленница» (не говорите мне, как 20 лет назад, что «Гоголя все читали»!) Во-вторых, «непопсовая» музыка Римского-Корсакова приводит в восторг лишь достаточно продвинутых любителей, уже научившихся скучать на шлягерах Верди. Еще один немаловажный момент, не способствующий всенародной любви к этой опере — действие опирается на текст, который, в силу упомянутой плотности оркестра у автора, видимо, не всеми слушателями считывается на ходу. Не говоря уже о казуальной оперной традиции не читать либретто, предпочитая переспрашивать соседей по ходу действия или заглядывать в программку, используя в качестве фонарика десятидюймовый планшет.

Таким вот снобским брюзжанием придется закончить рассказ о, наверное, лучшей «Майской ночи» за обозримое моей памятью время. Восхищенное спасибо солистам, хору, оркестру — БРА-ВИ!

Похожие темы

  • Николай Ерохин – концерт в Сокольниках

    Уверен, все поклонники уникального голоса Николая Ерохина знают, что он не ограничивает репертуар академическими жанрами, много концертирует и, в частности, принимает участие в мероприятиях проекта «Романсиада», созданного Галиной Преображенской.…

  • Аида (МАМТ 24.07.2014)

    На поклонах отчетливо не хватало Петера Штайна, подарившего театру и Москве этот оперный шедевр в его музыкально-театральном единении. Спектакль, как и премьерная серия, был отмечен прекрасным исполнением, в случае с Амнерис Ксении…

  • Телеверсия спектакля «Война и мир» МАМТ

    Никогда не слушаю радио по простой причине: мне кажется нелепостью, что кто-то решает, какую музыку я хочу слушать (не говоря о риске после Бергонци услышать Бочелли — ведь в фонотеке радиодиджеев они…

Рубрика: Опера Майская ночь  Лариса Андреева  Евгения Афанасьева  Вячевлав Войнаровский  Николай Ерохин  Роман Улыбин  Дмитрий Ульянов  Николай Римский-Корсаков  Александр Титель  Случаи 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Василий Герелло в Московском Доме музыки
    (СЗ ММДМ 12.10.2014)

  •  

    «Семирамида» и Альберто Дзедда на фестивале РНО – видеозаписи
    (КЗЧ 18.09.2015)

  •  

    V Минский международный рождественский конкурс вокалистов

  •  

    Дебют Нажмиддина Мавлянова в Мариинском театре

  •  

    «Тоска» в Дюссельдорфе
    (Deutsche Oper am Rhein 23.10.2014)

  •  

    Евгений Онегин
    (Большой театр 11.06.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов