Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Майская ночь» на Большом фестивале РНО

Автор: Федор Борисович (29 сентября 2014 20:44)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 23.09.2014

Место: Концертный зал им. П.И. Чайковского

Состав:

Левко – Сергей Романовский
Ганна – Оксана Волкова
Голова – Геннадий Беззубенков
Свояченица – Александра Саульская-Шулятьева
Винокур – Андрей Попов
Каленик – Анатолий Лошак
Писарь – Дмитрий Скориков
Панночка – Ангелина Никитченко
1-я Русалка (наседка) – Ирина Рейнард
2-я Русалка (ворон) – Валентина Гофер
3-я Русалка (мачеха) – Ольга Надеждина
Камерный хор Московской консерватории
Дирижер – Михаил Плетнев

[Слайдшоу]
Майская ночь (КЗЧ, 23 сентября 2014)
Оксана Волкова - Ганна, Сергей Романовский - Левко (Майская ночь, КЗЧ, 23 сентября 2014)
Майская ночь (КЗЧ, 23 сентября 2014)
Михаил Плетнев (Майская ночь, КЗЧ, 23 сентября 2014)
Оксана Волкова - Ганна (Майская ночь, КЗЧ, 23 сентября 2014)
Майская ночь (КЗЧ, 23 сентября 2014)
Андрей Попов - Винокур, Дмитрий Скориков - Писарь, Анатолий Лошак - Каленик (Майская ночь, КЗЧ, 23 сентября 2014)
Геннадий Беззубенков - Голова (Майская ночь, КЗЧ, 23 сентября 2014)
Майская ночь (КЗЧ, 23 сентября 2014)
Борис Плотников (Майская ночь, КЗЧ, 23 сентября 2014)
Майская ночь (КЗЧ, 23 сентября 2014)
Майская ночь (КЗЧ, 23 сентября 2014)

Слушая оперы Римского-Корсакова в театрах, я нет-нет, да пожалею, что оркестр находится в яме, скрадывающей музыкальные нюансы. В концертных исполнениях, когда оркестр располагается на сцене, он, зачастую, становится не только «мотором» действия, но и главным героем. Поэтому доминантой предвкушения встречи с «Майской ночью» в исполнении РНО была встреча с симфонической красотой произведения, но, как принято в рассказах об опере, начну с солистов.

«Гвоздь» оперы – партия Левко – имеет славу опасной для голоса, поскольку при совершенно лирической закваске героя (а значит, необходимости иметь в арсенале кантилену и мягкие пиано) в некоторых эпизодах петь приходится не солируя, а в составе симфонических картин. И, хотя песня Левко используется как учебный материал, партия в целом рассчитана, скорее, на опытного тенора с уверенным звучанием на форте и в нижнем регистре. С непростой задачей достойно справился Сергей Романовский. Слушая его последние годы исключительно в репертуаре Россини (Линдоро) и Доницетти (Неморино) мне трудно было представить, как певец прозвучит в одной из знаковых партий русского репертуара. Скажу честно, Сергей Романовский превзошел мои самые смелые ожидания. Уже в песне интересно прозвучали нижние ноты, затем громко и с хорошей дикцией, был исполнен затратный и трудный для интонирования речитативный рассказ. В целом несколько не хватало лирической детальности и округлости звука, а сложное пиано в арии было, скорее, формальным, но крепкая составляющая вокального образа состоялась. Опыт певца сказался в точном распределении своих возможностей: партия прозвучала на одном уровне – не было ни раскачки в начале, ни «сдутия» в конце, что для напряженной партии Левко, к сожалению, нередко бывает актуально.

Неотразимо лучезарную Ганну представила знакомая москвичам по спектаклям Большого театра солистка минского НАБТа Оксана Волкова. Красивый теплый голос певицы был дополнен обаятельным сценическим образом.

Ветеран Мариинского театра Геннадий Беззубенков – мастер комических ролей, и его Голова использовал все возможности, предоставленные Гоголем и Римским-Корсаковым, чтобы проявить свой характер интонацией, жестом и мимикой. Если верхние ноты чуть теряли объем, то нижние, – «таков пан Голова» в финале рассказа, – были звучными и вкрадчиво-бархатными. Скороговорка в ансамбле первого действия впечатлила четкой дикцией.

Панночка Ангелины Никитченко оказалась слабым звеном состава. Напряженность и отдельность звучания верхних нот с тенденцией переводить форте в неуправляемый крик усугублялись системным недостатком звуковедения – длинные ноты у певицы часто съезжают вниз. Кроме того, в русскоязычном репертуаре было особенно заметно проглатывание согласных, из-за чего плач Панночки больше напоминал чересчур эмоционально исполняемый вокализ.

Партия Каленика выгодна для театрализованного действия, а в концертном костюме на узкой полоске между оркестром и залом негде разгуляться и показать, как у подвыпившего казака не танцуется гопак. Может, поэтому еще один ветеран, Анатолий Лошак, спел Каленика хоть и звучно, но однообразно, вдобавок немного наваляв со словами в сцене второго действия.

Голос Александры Саульской-Шулятьевой как нельзя лучше подошел к неблагодарной партии Свояченицы – то вынужденной терпеть мужицкие остроты Винокура, то оказывающейся по ошибке в темном чулане. Артистка не могла просто «выдавать текст», и не только обыграла каждую свою фразу, но и поддержала актерской игрой все, происходившее в сценах, где она участвовала без слов.

Андрей Попов был ярким и громким Винокуром. Если в сольном номере, – рассказе «Вечером, как помнится», – безудержность его темперамента была уместна, то в ансамблях и сценах подспудно складывалось ощущение, что тенор перетягивает действие на себя.

Из «группы поддержки», пожалуй, наиболее гармоничным получился Писарь в исполнении Дмитрия Скорикова. Богатый на буффонные интонации упругий бас певца сам по себе был самодостаточным выразительным средством, так артист еще и проявил недюжинный актерский талант буквально в каждом эпизоде.

Из трех русалок особенно запомнилась Ольга Надеждина – когда ее героиня запела плотным звуком драматической фактуры с хищными интонациями, вычислить Мачеху-ведьму стало возможно даже без знания либретто.

На исполнениях опер в Концертном зале им. Чайковского хор позади оркестра оказывается в невыгодном положении – характерное для акустики зала эхо заметно снижает четкость звучания даже в первых рядах партера, поэтому неразборчивость наиболее массовых хоровых сцен я склонен списать на известные акустические проблемы КЗЧ. Но в номерах, где звучали отдельные голоса, Камерный хор Московской консерватории произвел приятное впечатление.

Формат концерта был необычен тем, что в нем номера оперы перемежались с текстом Гоголя в исполнении Бориса Плотникова. Решение спорное с точки зрения академического восприятия оперы, как самоценного произведения, было, тем не менее, интересно, благодаря мастерскому владению актера художественным словом.

Если в составе солистов, наряду с удачами и открытиями, не все было ровно, то оркестр, ведомый Михаилом Плетневым, полностью оправдал ожидания. Музыка, богатая пейзажными зарисовками и приправленная острыми характерными черточками, то лилась раздольной кантиленой, то богатыми фольклорными мазками рисовала удалое казацкое веселье, но самые захватывающие моменты – когда музыка, казалось бы, выполняла роль аккомпанемента певцам в известных сольных номерах. В ариозо Ганны утонченно вплелся дуэт скрипки и флейты. Тихое пиано валторны отзывалось эхом в сцене Левко, открывающей третье действие. Задумчивые аккорды рояля нашли поддержку у арфы и полилась мелодия «Ой ты, месяц». Точное исполнение и выверенный акустический баланс, созданный дирижером, музыкантами и певцами, обеспечил безраздельное погружение в живописную музыку Римского-Корсакова.

Опубликовано на сайте ОпераНьюс

Рубрика: Концерты, Опера Майская ночь  Оксана Волкова  Ольга Надеждина  Ангелина Никитченко  Александра Саульская-Шулятьева  Геннадий Беззубенков  Анатолий Лошак  Андрей Попов  Сергей Романовский  Дмитрий Скориков  РНО  Михаил Плетнев  Николай Римский-Корсаков 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Хованщина»: пир оправданных ожиданий
    (МАМТ 18.02.2015)

  •  

    Чародейка
    (Большой театр 09.10.2014)

  •  

    «Калека», который держит современный театр

  •  

    Февральский «Дон Карлос» — первый спектакль
    (Большой театр 04.02.2015)

  •  

    Опера Андрея Тихомирова «Дракула»: то, что я должен сказать

  •  

    Тангейзер
    (МАМТ 21.11.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов