Премьера оперы Доницетти «Дон Паскуале» (Большой театр 19-20.04.2016)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 19-20.04.2016

Место: Большой театр России, Новая сцена

Состав:

19 апреля 2016

  • Дон Паскуале – Джованни Фурланетто
  • Доктор Малатеста – Игорь Головатенко
  • Эрнесто – Селсо Альбело
  • Норина – Венера Гимадиева
  • Карлотто – Даниил Чесноков

20 апреля 2016

  • Дон Паскуале – Николай Диденко
  • Доктор Малатеста – Константин Шушаков
  • Эрнесто – Алексей Татаринцев
  • Норина – Кристина Мхитарян
  • Карлотто – Даниил Чесноков

Дирижер-постановщик – Михал Клауза

Премьера оперы «Дон Паскуале» в Большом театре, 19 апреля 2016

Больше фотографий

Начинаю заново открывать для себя «Дона Паскуале»: два дня подряд был на премьере этой оперы в Большом. А до этого только записи слушал. И, судя по всему, здорово ее недооценил. Дело в том, что она мне всегда какой-то странной казалась: для чисто комической недостаточно веселая, а для лирической слишком комическая. И вообще, она казалась явно слабее не только гениального, на мой взгляд «Любовного напитка», но и очень многих других опер Доницетти, в том числе и редко исполняемых.

Всегда любил этого композитора, и в тот период, когда я в основном записи слушал (а не по театрам ходил, как сейчас), собрал небольшую коллекцию из его произведений  — 34 оперы. Так что мне было с чем сравнивать. Другое дело, что я, видимо, тогда еще «не дорос» до музыки позднего Доницетти. Ну вот, теперь пытаюсь наверстать, ведь живого исполнения ничто заменить не может. Как здорово, что в Большом поставили «Паскуале»! И набрали два очень интересных состава! Но вопреки традиции, вначале я хочу сказать несколько слов именно о постановке, чтобы вы прониклись атмосферой потому что у молодого режиссера Тимофея Кулябина спектакль получился неординарным. Пожалуй, за два раза я еще, как говорит молодежь «не все фишки просёк», но все же хочу поделиться впечатлениями.

Итак, в Риме, в придуманном режиссером (и, видимо, драматургом Ильёй Кухаренко) университете святого Иеронима, куда мы попадаем с открытием занавеса, готовятся к юбилею знаменитого ученого-археолога Дона Паскуале. Под увертюру показывают документальный биографический фильм о его жизни и успехах. Сопровождение увертюры фильмом — прием не новый, сразу вспоминается, как удачно это было сделано в, увы, уже снятой со сцены «Майской ночи» в МАМТ, да и в спектаклях (и перед спектаклями) Георгия Исаакяна мы это видели… Но здесь тщательность, с которой сделан этот фильм, поражает. Дело не только в полном соответствии музыке, но и изрядной доле фантазии и остроумия, напомнившей мне начало «Амели»! И потом, ведь при наличии двух исполнителей заглавной роли пришлось снять два фильма!

Затем мы видим придуманных режиссером действующих лиц, которых не было у Доницетти. Но какие яркие типажи, какие прекрасные актерские работы! Строгая, но заботливая секретарша, чопорный проректор по админи­стративной работе — настоящий «человек в футляре», немного рассеянный завхоз и чересчур серьезный аспирант. И у каждого своя, четко продуманная «немая роль». Во всяком случае, мне было очень интересно за ними следить. И вообще, фантазии режиссеру явно не занимать.

А что касается характеров главных действующих лиц, то с двумя составами мы увидели два совершенно разных спектакля! И это очень здорово!

В первый день, 19 апреля, самое яркое впечатление на меня произвела, конечно, божественная Венера Гимадиева. Ее чистейший голос красивейшего тембра моментально заворожил весь зал. Плавное, чарующее легато с идеальной эмиссией сразу перенесло куда-то в рай. И даже колоратуры были не остро-игольчатыми, а какими-то мягко обволакивающими. В общем, роскошнейший голос, великолепный вокал, но вот, правда, возник некий когнитивный диссонанс: дело в том, что в этом спектакле Норина — весьма хладнокровная и, я бы сказал, безжалостная особа, а поёт совершенно ангельским голосом такого теплого тембра! Впрочем, роль свою Венера Гимадиева сыграла ярко и точно, хотя, и смягчив, как мне уже потом показалось, некоторые детали. А в общем — она великолепна!

Как всегда, очень интеллигентный вокал проде­монстри­ровал Игорь Головатенко в роли Доктора Малатесты. Культурный звук благородного тембра с интереснейшими обертонами, хорошо продуманная фразировка, прекрасная дикция. Но главное — именно Малатеста стал главным действующим лицом, а точнее, внутренним двигателем всего действия в первом премьерном спектакле! Причем, это была именно внутренняя энергия персонажа, а не суета или какие-либо внешние эффекты. И движения, и жестикуляция были очень выразительными, но совершенно органичными. И везде проглядывала некая ирония, такой, знаете ли, взгляд со стороны, который придает образу дополнительную глубину. Пожалуй, больше всего удалась Головатенко сцена с Нориной в первом действии. Поймал актерский кураж! И спел просто блестяще! Неожиданно классно прозвучали и знаменитые скороговорки.

На роль Эрнесто был приглашен испанский певец Селсо Альбело, как выяснилось — отличный тенор! Голос совсем не маленький, очень чистого и приятного (во всяком случае, на мой взгляд) тембра без единого лишнего призвука, достаточно объемный и полетный. Эмиссия шикарная, владение голосом прекрасное. Вот только мне показалось несколько странным, что верхние ноты он почти все время брал в практически одной и той же силовой манере, которая, на мой взгляд, не очень подходит для исполнения музыки Доницетти вообще и этой партии в частности. При этом ясно было, что в принципе взять эти ноты он может как угодно, и вообще спеть всё что угодно любым способом, это было слышно и в серенаде, и в лирических дуэтах. Но в этот вечер он предпочитал петь громко и акцентированно, с энергичными крещендо до фортиссимо включительно, надо отдать певцу должное: звук на этих нотах оставался весьма качественным. Что касается актерского рисунка, то Альбело сыграл пожалуй, этакого увальня, недотепу и, как я понял, бывшего студента, отчисленного за неуспеваемость, но достаточно трогательного и симпатичного. Причем, сыграл хорошо, без пережима и нарочито пародийных красок.

А на роль самого Дона Паскуале был приглашен итальянский певец Джованни Фурланетто. Это интересный актер с весьма специфической пластикой, на которую я просто не мог не обратить внимания, еще когда слышал его в прошлом году в партии Феррандо в черняковской постановке «Трубадура» в Михайловской театре. Жесты и мимика у него совершенно уникальные. Но я поймал себя на мысли, что они, пожалуй, иногда выглядели слишком пародийно. Где-то это было весьма к месту, конечно. В частности Фурланетто прекрасно сыграл переодевание знаменитого и почтенного профессора-археолога в хипстера… или не хипстера? Плохо в этом разбираюсь. В общем, в человека, пытающегося соответствовать молодежной моде перед встречей с молодой невестой. Или же сцену в начале третьего действия, когда Норина «радикально изменила сценарий предстоящего юбилея». И вообще, именно он отвечал в этом спектакле за юмор и буффонаду. Однако, на мой взгляд, зачастую Паскуале выглядел гротескно и там, где это было, на мой взгляд, лишним, например, в самом конце или в сцене пощечины. Пел Фурланетто хорошо, главное, в стиле, особенно удавались знаменитые итальянские скороговорки. Мне, правда, показалось что звук в нижнем регистре у него кое-где был глуховат и немного тонул в оркестре. Впрочем, возможно, я ошибаюсь. Дело в том, что в первом спектакле то ли имел место какой-то акустический феномен, то ли просто оркестр сыграл слишком громко, как мне показалось. В результате именно в первом дуэте Малатесты и Паскуале, когда они находились в глубине сцены, обоих (!) певцов было плоховато слышно. С другой стороны, тенор с того же места звучал очень хорошо. Да и Малатеста уже начиная со второй сцены — в комнате Норины — как я уже говорил, звучал прекрасно. А вот у баса некоторая глуховатость внизу все-таки отмечалась в течение всего спектакля. Подчеркиваю, это мои индивидуальные ощущения.

 

Во втором спектакле, 20 апреля, мотором всего действия был уже именно Дон Паскуале в потрясающем исполнении Николая Диденко! Этот изумительный голос с бархатными низами всегда восхищал меня в «Сомнамбуле». Но, как выяснилось, актерское дарование этого певца не ограничивается комедией, в среду наряду с искрящимися юмором эпизодами он сыграл в конце трагедию пожилого, больного человека со всеми его несбывшимися надеждами. Если бы Вы видели его глаза в слезах и слышали его голос, когда он говорит в конце, что всех прощает, у Вас бы не осталось никаких сомнений в жанре получившегося в итоге спектакля — это достаточно горькая трагикомедия. Или сцена, где после подписания брачного контракта монашка-невеста вдруг превращается в фурию. Какими глазами на нее смотрит Паскуале! И опять же: всё это сыграно умно, тонко, с чувством меры. А как спето — об этом рассказывать бесполезно, это надо слушать, я ловил каждый звук, открыв рот.

Очень сильно выступил в партии Эрнесто во второй день Алексей Татаринцев. Так приятно было слышать этот ставший уже родным голос в Большом театре в классической белькантовой партии! Звук шел, как по маслу, связно, без отрывов, с бесконечной кантиленой. И пел Татаринцев именно в лирическом ключе, очень мягко, таким нежным тембром. Причем, он нашел для этой партии новые «трепетно-жалобные» обертона, и особенно в тех местах, где Эрнесто жалуется на свою судьбу, и там звук был даже немного «со слезой». Великолепно прозвучали серенада Эрнесто и последующий любовный дуэт с Нориной — такие изумительные были диминуэндо, тающие на пианиссимо. У Татаринцева Эрнесто получился больше романтик и мечтатель, ну, пожалуй, немного наивный и инфантильный, но нежно любящий. И, пожалуй, его отчислили из университета за прогулы из-за любовных свиданий… Очень интересный образ!

Норина во второй день тоже была совсем другая — ее партию пела Кристина Мхитарян. Пела очень технично, выразительно, в очень точной и сдержанной манере, все колоратуры рассыпала четко, как горошинки. И играла очаровательную, но холодную и расчетливую и даже бездушную женщину, у которой видимо, было трудное прошлое. Это — человек- манипулятор, и она хочет стать богатой и благополучной любой ценой. Старика Паскуале она откровенно презирает, Эрнесто не любит, относится к нему скорее снисходительно, а Малатесту использует, пока нужен. Мне кажется, таков был характер по задумке режиссера… И ведь нашла Кристина Мхитарян в своем красивом голосе оттенки и прохладные, и жесткие для изображения такого характера. И осталась при этом совершенно неотразимой! Правда, красота такая холодная, колючая даже. Но очень здорово сделана роль! Я даже не ожидал.

Порадовал меня и Константин Шушаков, который во второй день пел партию Малатесты. Молодой певец сделал большой шаг вперед, я еще сужу по партии, которую он исполнил в опере «Роберто Деверё», которую я, к сожалению, смог услышать только в записи, но все равно было понятно, что прогресс в вокале налицо. Голос стал звучать и более ровно, и более округло, и более мягко. Ну, осталось немного поработать над верхним регистром, где звук пока остается немного резковатым и иногда угловатым, но, честное слово, я думаю, совсем скоро это будет вообще шикарный голос! И актерски Шушаков заметно прибавил. Он сыграл предприимчивого, изобретательного и очень современного «администратора по общим вопросам», чуть вальяжного и знающего себе цену. Мне понравилось. Боже, как они с Диденко спели дуэт с великолепной скороговоркой в третьем действии! Блестяще просто!

Еще не могу не сказать об исполнителе самой маленькой партии в обоих спектаклях. Роль племянника Малатесты Карлотто, выдающего себя за нотариуса, очень ярко сыграл Даниил Чесноков, петь там, правда, совсем мало, но он сам весьма колоритной внешности, да и роль запоминающаяся.

Вот такой получился спектакль. Образы я немного обрисовал (ну, так, как я их понял), теперь расскажу о сценах, которые мне особенно понравились. Впрочем, они понравились не только мне, но и практически всем остальным зрителям. Про кино и переодевшегося профессора я уже сказал — здорово сделано! Изумительно начало третьего действия: вечеринка в стиле 2000-х годов поставлена с такой изобрета­тельностью, что публику охватывает синдром Стендаля и она разражается хохотом и овацией. Бурными аплодисментами и громким смехом встречают зрители и находку в искрометной сцене дуэта со скороговоркой Малатесты и Паскуале, когда в конце из развернутых на сцене толстых шлангов начинают быстро распускаться аляповатые красные цветы, ползком, как удавы, подбираясь к персонажам. Очень неожиданно, остроумно и смешно! И главное — соответствует искрометной музыке! Вообще, спектакль хорош именно внимательным отношением режиссера к музыке, которое проявляется практически везде, даже там, где он многое переосмыслил. Например, в сцене «хора научных работников», где тоже смех сквозь слезы: после явного унижения со стороны молодой стервы-жены профессора они разом бросают свои портфели и увольняются… И в хоре-то тоже у каждого — своя роль! Замечательно!

Теперь о том, что мне пока что показалось спорным, или, может, до меня пока не дошло. В первый день мне показалась не очень убедительной концепция роли самого Дона Паскуале, но после второго дня все вопросы отпали, потому что сыгранное Диденко является, на мой взгляд, стопроцентным попаданием в образ, как я его себе представляю. А вот образ Норины мне показался слишком жестким. Возможно, я неправ, но по музыке у меня сложилось впечатление, что она лукавая, озорная женщина себе на уме с авантю­ристической жилкой, но не более. И больше всего вопросов у меня вызвала сцена пощечины, где в музыке явно чувствуется, что Норина понимает, что переборщила, и жалеет Паскуале, во всяком случае, сочувствует ему. А здесь на сцене она жалеет себя, потому что ударила так сильно, что ушибла, или даже вывихнула себе руку. Впрочем, возможно, я еще не до конца понял замысел режиссера и драматурга или замысел самого Доницетти.

На мой взгляд, спектакль очень хороший, многослойный по смыслу и его надо смотреть не один раз. И молодой режиссер, как мне кажется, очень талантлив.

Про оркестр под управлением Михала Клаузы могу сказать только хорошее. Пожалуй, за исключением нескольких фрагментов, где он, как мне кажется переусердствовал с громкостью. На первом спектакле вначале первой картины это было очень заметно, потом наладилось. На втором спектакле, по-моему, вначале было чуть громче, чем нужно, но затем — вообще идеально. В целом — что придираться, хорошо ведь играли! Большое спасибо всем создателям и участникам спектакля, я получил огромное удовольствие!