Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Риголетто» в нюансе «пиано»
(Новая Опера 15.03.2015)

Автор: Федор Борисович (16 марта 2015 14:33)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 15.03.2015

Место: Новая Опера

Состав:

Риголетто – Борис Стаценко
Герцог Мантуанский – Александр Богданов
Джильда – Эльвира Хохлова
Спарафучиле – Андрей Фетисов
Маддалена – Ирина Ромишевская
Граф Монтероне – Владимир Кудашев
Марулло – Александр Мартынов
Борса – Дмитрий Пьянов
Граф Чепрано – Анатолий Григорьев
Графиня Чепрано – Светлана Скрипкина
Джованна – Александра Саульская-Шулятьева
Тюремщик – Дмитрий Орлов
Паж – Анастасия Белукова
Дирижер – Евгений Самойлов

[Show slideshow]
Ирина Ромишевская - Маддалена, Борис Стаценко - Риголетто (Новая Опера, 15 марта 2015)
Эльвира Хохлова - Джильда (Новая Опера, 15 марта 2015)
Ирина Ромишевская - Маддалена, Борис Стаценко - Риголетто (Новая Опера, 15 марта 2015)
Ирина Ромишевская - Маддалена, Борис Стаценко - Риголетто, Эльвира Хохлова - Джильда, Александр Богданов - Герцог, Андрей Фетисов - Спарафучиль (Новая Опера, 15 марта 2015)
Ирина Ромишевская - Маддалена, Борис Стаценко - Риголетто, Эльвира Хохлова - Джильда, Александр Богданов - Герцог, Андрей Фетисов - Спарафучиль (Новая Опера, 15 марта 2015)
Ирина Ромишевская - Маддалена, Андрей Фетисов - Спарафучиль (Новая Опера, 15 марта 2015)
Ирина Ромишевская - Маддалена, Борис Стаценко - Риголетто, Эльвира Хохлова - Джильда, Александр Богданов - Герцог, Андрей Фетисов - Спарафучиль (Новая Опера, 15 марта 2015)

Хороший, годный оперный маньяк на вопрос «что такое лето?» ответит, что лето — это когда выходишь из театра и — светло! Такое лето вчера случилось благодаря Новой Опере, где «Риголетто» начался в оригинальные четыре часа пополудни, удобно оставив время чтобы засветло побродить по Москве и поделиться впечатлениями.

Борис Стаценко только вернулся из Норвегии, где трижды спел ту же партию зловредного шута Риголетто в концертном исполнении. И, как бывает с творческими людьми, похоже, нашел в образе героя кое-что новое, с чем и прибыл в Москву, чтобы показать находки нам. Столь непринужденного, воздушного исполнения этой, говоря объективно, напряженной партии я еще не слышал. Не пропало ни одного звука — секрет этого в четкой дикции и сверхъестественной полетности голоса Бориса Стаценко, о которых я говорил много раз и не считаю зазорным повториться. Но при достаточной насыщенности зала звуком было четкое впечатление, что Риголетто большую часть партии пел пиано, как-то очень по-домашнему. Легкость исполнения подчеркивалась богатством выразительных оттенков, свойственных живой речи, с очень умеренным использованием характерных красок (например, «esser difforme, esser buffone!» в «Pari siamo» была злобно процежена сквозь зубы). Конечно, были и форте — в полагающихся местах все гвозди, особенно эффектные на фоне спокойных соседних фраз, были забиты. Верхние ноты звенели, резонируя в зале — зал откликался восхищенными аплодисментами после каждого номера. Вообще зал был очень «теплым», вопреки расхожему мнению, что на дневных спектаклях публика прохладнее, чем на вечерних.

С другой стороны, пиано главной партии в чем-то было и вынужденной мерой, на которую Борис Стаценко шел ради сохранения баланса с музыкой. Здесь дело в том, что Евгений Самойлов все три действия, выходя к пульту, неуловимым жестом волшебника будто набрасывал на яму пуховую перину. Через которую оркестр звучал… просто феноменально! В том смысле, что трудно представить как в принципе возможно заставить восемьдесят человек, вооруженных всамделишными музыкальными инструментами, играть столь тихо. Понятно, что ни один певец не будет в здравом уме отрываться по громкости от оркестра. В итоге оркестр играл пианиссимо, певцы пели пиано — баланс был соблюден. Попутно родился, например, такой раритет, как вкрадчивое исполнение «Si, vendetta».

Для меня темпы Евгения Самойлова, в основном, неспешные — изюминка его спектаклей. Когда в оркестре все в порядке (а для оркестра Новой Оперы это нормальное состояние), опера и в медленном темпе звучит по-своему интересно — лирические места становятся прозрачнее, а драматические — торжественнее. В этот раз мне показалось, что темпы были совсем уж медленны — доходило до значительных пауз между фразами. Особенно, на балу в первом действии, где многочисленные перебрасывания репликами просто «заедали», подвисая в воздухе. На этом фоне особенно засиял внезапно полетевший в бодром темпе дуэт Джильды и Риголетто из первого действия.

Если поющий легкими нюансами без грома Риголетто Бориса Стаценко был исполнительской редкостью, благодаря стечению обстоятельств подаренной певцом своим слушателям, то Джильда Эльвиры Хохловой — всегда легка. А еще — точна в интонациях и на коротких нотах настолько хороша, что птичка, которой Эльвира Хохлова поет «Caro nome», если бы сумела ожить — тут же издохла бы от зависти. Разве что кульминация в конце второго действия была весьма скромной, но куда важнее, что певица не форсировала свои возможности в ущерб качеству звука. Мне это импонирует больше, чем подход некоторых исполнителей «умри, но спой» — когда по факту умирают от зубной боли слушатели таких стоиков. Три сцены Джильды и Риголетто, включая, в качестве флагмана, упомянутый дуэт из первого действия, стали самыми сильными ансамблевыми впечатлениями спектакля. Правда, предсказуемо поделив первое место с небольшими, но, в духе Верди, подвижными хорами. Из которых мной особенно любим прозвучавшие с четкой артикуляцией хор придворных плутов у дома Риголетто и, как вторая серия удовольствия — их рассказ Герцогу о ночных похождениях (уже в следующем действии).

Правда, здесь у протагонистов и хора в спектакле был сильнейший соперник — терцет третьего действия «E amabile invero». Ведь в нем, помимо Джильды, участвовали соблазнительное меццо Ирины Ромишевской и убийственной сочности бас убийцы Спарафучиля в исполнении Андрея Фетисова. Я бы, возможно, из любопытства послушал в этой партии кого-то другого, но, по-моему, Андрей вписывается в роль идеально — фактура и голос удивительно соответствуют самой музыке Верди. Простой такой убийца. Не злой и честный. Хотя, как любящий брат, ради сестры готов поступиться принципами. Спарафучиль как бы не главный, но в исполнении Андрея Фетисова — одна из ролей, благодаря которым спектакль живет и, несмотря на внушительный возраст, среди завсегдатаев имеет свою публику, а неофитам — запоминается.

Из совсем небольших и ансамблевых ролей в первую очередь несправедливо было бы забыть упомянуть Марулло в исполнении Александра Мартынова, каждое появление которого в спектакле запомнилось ярким звуком и проработанностью характера. Всегда особеннно душевный Монтероне у Владимира Кудашева: не просто «пришел — проклял — в тюрьму!», а с отеческими нотками в первом появлении и сокрушенными — во втором. Ну и, конечно, Джованна — ее несколько фраз и образ простой, но хитрой служанки у Александры Саульской-Шулятьевой становятся той приправой, без гомеопатических доз которой опера лишается изысканности вкуса.

С сожалением от того, что все так быстро закончилось, выхожу на улицу. А там… лето!

Похожие темы

  • «Мазепа» в Новой Опере (14.01.2015)

    Это действительно было большое событие. Особенно для меня, потому что у меня к этой опере с юности особое отношение, я ее открыл для себя в 1985 году, послушав запись на радио «Орфей»…

  • Огненный ангел (Большой театр 30.01.2015)

    Самое сложное в наше время — найти театр, где эту оперу давали бы в надлежащем качестве, и в этом смысле Москве повезло сразу трижды. Во-первых, уровень подачи музыки. Любителям Верди оперы…

  • «Риголетто» – премьера в Большом театре (17.12.2014)

    17 декабря я посетил третий премьерный спектакль «Риголетто» в Большом театре. Впечатления противоречивые, и связаны они не только с вызывающей столько споров постановкой Роберта Карсена. Кстати, самой большой проблемой в этой…

Рубрика: Опера Риголетто  Ирина Ромишевская  Александра Саульская-Шулятьева  Эльвира Хохлова  Владимир Кудашев  Александр Мартынов  Борис Стаценко  Андрей Фетисов  Евгений Самойлов  Джузеппе Верди  Новая Опера 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Богема
    (Большой театр 04.11.2014)

  •  

    Наталья Петрожицкая - Сцена письма
    (Зеленый театр ВДНХ 06.06.2015)

  •  

    «Хованщина» 1912 года

  •  

    Балалайка Страдивари в Доме композиторов

  •  

    «Риголетто» – премьера в Большом театре
    (17.12.2014)

  •  

    Так поступают все женщины
    (МАМТ 15.11.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов